Как зарождается краудфандинг в Казахстане
И как воспитать культуру милосердия и взаимопомощи
Набирающий популярность по всему миру краудфандинг как способ сбора денег не является чем-то новым. Издревле инициаторы масштабных проектов прибегали к финансовой помощи широких масс для воплощения своих идей. Современные краудфандинговые платформы – продукт эпохи интернета – эффективно сводят людей, нуждающихся друг в друге. С одной стороны – желающих создать бизнес на основе перспективной идеи, инициаторов благотворительного или социального проекта, а с другой – желающих поддержать полезное начинание безвозмездно либо в обмен на будущую продукцию стартапа.
Как способ собрать первоначальный капитал краудфандинг интересен тем, что привлекает огромное количество инвесторов, возможно, не рассчитывающих на какой-либо возврат, но движимых желанием поддержать интересную идею. Естественно, также привлекает вкладчиков возможность одними из первых стать обладателями нового уникального продукта.
В Казахстане краудфандинговое движение, можно сказать, только зарождается. Крупнейшая отечественная платформа starttime.kz за год своей деятельности собрала с вкладчиков 31,7 млн тенге в пользу 215 благотворительных, социальных и коммерческих проектов.
По словам директора Starttime.kz Азизы Утегеновой, с одной стороны, платформа нацелена на продвижение благотворительных и социальных проектов, а с другой – на оказание помощи стартаперам в поиске инвесторов.
- Огромным преимуществом цифровой платформы является, во-первых, её полная прозрачность. Вы видите, на какие нужды, кем и в каком размере собираются деньги. Будь то создание ремесленной мастерской для детей с ограниченными возможностями, реконструкция сгоревшего храма или строительство сцены для популярного среди горожан театра, вы можете быть уверенными, что ваши деньги будут направлены именно на обозначенные цели. Во-вторых, платформа даёт возможность для взаимодействия. Вы можете ознакомиться с подробным описанием и бизнес-планом стартапа и поделиться своим компетентным мнением с авторами проекта, которые могут вашу точку зрения учесть, если она окажется ценной для них. Сделав свой денежный вклад в проект, вы одним из первых получите продукцию, которой ещё не было на рынке, и, вполне вероятно, станете сопричастным к бизнес-успеху, поможете кому-то воплотить мечты и задумки. Разве это не прекрасно само по себе? – рассуждает Азиза Утегенова.
Стратегия Starttime.kz заключается в том, чтобы предоставлять площадку для всех желающих, вне зависимости от масштабов проекта, отрасли деятельности, социальной или коммерческой направленности.
Как начать производство уникального продукта без помощи инвесторов
Корреспондент Forbes Kazakhstan Анелия Жаналинова встретилась в Сан-Францис... →
- Мы принимаем заявки от всех авторов, у которых есть творческие и социально значимые идеи в любой сфере деятельности. Главное – быть гражданином Казахстана, достигшим 18-летнего возраста, – отмечает Азиза Утегенова. – Если автор нуждается в профессиональной поддержке маркетологов, финансистов, бухгалтеров, у нас есть квалифицированная команда, готовая помочь инициаторам проектов.
За год работы Starttime.kz помогла десяткам авторов проектов – театральной труппе, художникам, изобретателям, людям с ограниченными возможностями, ремесленникам, фермерам, ИТ-специалистам.
К примеру, проект Lexicon City театрального режиссера, креативного директора в сфере рекламы Виктора Немченко нацелен на создание в Алматы глобальной инфраструктуры с элементами геймификации для изучения казахского, английского и русского языков в процессе рутинной городской жизнедеятельности. Автор предлагает создание «города-словаря», по сути геолокационной городской игры, в которую можно играть как онлайн, так и офлайн. В разных общественных местах (на улицах, в офисах, магазинах, кафе, вузах, парках и т. д.) на видных местах будут размещены наклейки со словами на трёх языках для запоминания. Там же будут размещены QR-коды, просканировав которые с помощью смартфона и мобильного приложения lexicon.city пользователь может услышать звучание слова, тренировать правописание, строить простые фразы и закреплять пройденный материал в лёгкой, игровой форме. Подразумевается, что эта игра будет также сочетать в себе программу премирования клиентов. Участвующие предприятия сервиса и торговли в виде поощрения для пользователей будут предоставлять билеты в театры, кино, концерты, на катки, горнолыжные курорты, скидки в кафе и ресторанах, других культурных и досуговых заведениях.
- Вместе мы сделаем город помощником в изучении казахского, русского и английского языков. Построим городскую игровую инфраструктуру, не имеющую аналогов в мире. Пополнение словарного запаса на разных языках станет интеллектуально-развлекательным аттракционом, частью повседневной деятельности горожан на сознательном и неосознанном уровнях. Город обретёт технологичный способ культурного обогащения плюс к современному имиджу Алматы и новую уникальную городскую достопримечательность, – объясняет автор актуальность своего проекта.
Сбор средств в пользу Lexicon City продолжается, всего на реализацию столь масштабного и полезного проекта требуется 9 млн тенге.
Как собрать деньги методом «народного финансирования»
Краудфандинг начинает завоевывать место под казахстанским солнцем. Постепен... →
Основательница модного дома RUNO Руфина Мирзаева хочет помочь женщинам обучиться новому ремеслу и найти интересную работу. В поисках применения своему творческому вдохновению Руфина Мирзаева стала изготавливать женские украшения из камня. Постепенно совершенствуя свое мастерство, она обнаружила, что её изделия пользуются спросом. Так появился бренд RUFI – украшения ручной работы.
- В этом году я разработала новую коллекцию в серебре. Хочу представить наш казахстанский бренд за рубежом, что позволит мне расширить компанию, – объясняет дизайнер и производитель украшений. – Моя компания существует с 2014, и за это время я несколько раз давала объявление по найму сотрудниц. К моему удивлению, было огромное количество звонков. Очень много женщин хотели устроиться на работу. Моя миссия – поддержать женщин моего города и дать им шанс обрести интересную профессию. Бесплатное обучение с последующим трудоустройством для многих женщин будет желанной возможностью поправить своё материальное положение и заняться творчеством.
Руфина Мирзаева объявила сбор средств для изготовления коллекции украшений из серебра в размере чуть больше 2 млн тенге.
«Лавка папы Карло» – так называется мастерская Юрия Кана и Ильи Кваши, созданная в 2016. В ней молодые люди создают креативные изделия из дерева – шкатулки, коробочки, расчёски, брелоки; аксессуары, такие как галстуки-бабочки, часы, серьги, кулоны, блокноты; заведениям общественного питания и салонам красоты мастерская предлагает подставки под салфетки, приборы, меню, гардеробные номерки, таблички.
- В настоящий момент «Лавка папы Карло» выросла из идеи в настоящее производство. Мы долгое время испытывали неудобства и работали у себя в квартирах. После приобретения долгожданного оборудования у нас возникла потребность в создании цеха. В январе 2018 мы сделали собственными силами цех, но, увы, не до конца. На данный момент наша команда инициирует строительство и полное обустройство производственного цеха, которое очень поможет нам улучшить процесс изготовления продукции, – говорит Илья Кваша.
Через краудфандинг мастерская намерена собрать 700 тыс. тенге, необходимые для закупа оборудования и оснащение цеха, а полный бюджет строительства цеха составляет 2,3 млн тенге. В обмен на крупные взносы основатели «Лавки папы Карло» в зависимости от вложенной суммы обещают предоставить свою продукцию.
Как видно, на платформе размещены проекты самой разной направленности самыми разными людьми.
- Есть кое-что, что их объединяет, – подытоживает директор Starttime.kz Азиза Утегенова, – инициаторы проектов – это люди с особым складом личности. У них горящие глаза, они живут своими идеями и верят, что способны изменить свою жизнь, жизнь окружающих к лучшему.