Как зарождается краудфандинг в Казахстане

10764

И как воспитать культуру милосердия и взаимопомощи

Азиза Утегенова
Фото: архив пресс-службы
Азиза Утегенова

Набирающий популярность по всему миру краудфандинг как способ сбора денег не является чем-то новым. Издревле инициаторы масштабных проектов прибегали к финансовой помощи широких масс для воплощения своих идей. Современные краудфандинговые платформы – продукт эпохи интернета – эффективно сводят людей, нуждающихся друг в друге. С одной стороны – желающих создать бизнес на основе перспективной идеи, инициаторов благотворительного или социального проекта, а с другой – желающих поддержать полезное начинание безвозмездно либо в обмен на будущую продукцию стартапа.

Как способ собрать первоначальный капитал краудфандинг интересен тем, что привлекает огромное количество инвесторов, возможно, не рассчитывающих на какой-либо возврат, но движимых желанием поддержать интересную идею. Естественно, также привлекает вкладчиков возможность одними из первых стать обладателями нового уникального продукта.

В Казахстане краудфандинговое движение, можно сказать, только зарождается. Крупнейшая отечественная платформа starttime.kz за год своей деятельности собрала с вкладчиков 31,7 млн тенге в пользу 215 благотворительных, социальных и коммерческих проектов.

По словам директора Starttime.kz Азизы Утегеновой, с одной стороны, платформа нацелена на продвижение благотворительных и социальных проектов, а с другой – на оказание помощи стартаперам в поиске инвесторов.

- Огромным преимуществом цифровой платформы является, во-первых, её полная прозрачность. Вы видите, на какие нужды, кем и в каком размере собираются деньги. Будь то создание ремесленной мастерской для детей с ограниченными возможностями, реконструкция сгоревшего храма или строительство сцены для популярного среди горожан театра, вы можете быть уверенными, что ваши деньги будут направлены именно на обозначенные цели. Во-вторых, платформа даёт возможность для взаимодействия. Вы можете ознакомиться с подробным описанием и бизнес-планом стартапа и поделиться своим компетентным мнением с авторами проекта, которые могут вашу точку зрения учесть, если она окажется ценной для них. Сделав свой денежный вклад в проект, вы одним из первых получите продукцию, которой ещё не было на рынке, и, вполне вероятно, станете сопричастным к бизнес-успеху, поможете кому-то воплотить мечты и задумки. Разве это не прекрасно само по себе? – рассуждает Азиза Утегенова.

Стратегия Starttime.kz заключается в том, чтобы предоставлять площадку для всех желающих, вне зависимости от масштабов проекта, отрасли деятельности, социальной или коммерческой направленности.

- Мы принимаем заявки от всех авторов, у которых есть творческие и социально значимые идеи в любой сфере деятельности. Главное – быть гражданином Казахстана, достигшим 18-летнего возраста, – отмечает Азиза Утегенова. – Если автор нуждается в профессиональной поддержке маркетологов, финансистов, бухгалтеров, у нас есть квалифицированная команда, готовая помочь инициаторам проектов.

За год работы Starttime.kz помогла десяткам авторов проектов – театральной труппе, художникам, изобретателям, людям с ограниченными возможностями, ремесленникам, фермерам, ИТ-специалистам.

К примеру, проект Lexicon City театрального режиссера, креативного директора в сфере рекламы Виктора Немченко нацелен на создание в Алматы глобальной инфраструктуры с элементами геймификации для изучения казахского, английского и русского языков в процессе рутинной городской жизнедеятельности. Автор предлагает создание «города-словаря», по сути геолокационной городской игры, в которую можно играть как онлайн, так и офлайн. В разных общественных местах (на улицах, в офисах, магазинах, кафе, вузах, парках и т. д.) на видных местах будут размещены наклейки со словами на трёх языках для запоминания. Там же будут размещены QR-коды, просканировав которые с помощью смартфона и мобильного приложения lexicon.city пользователь может услышать звучание слова, тренировать правописание, строить простые фразы и закреплять пройденный материал в лёгкой, игровой форме. Подразумевается, что эта игра будет также сочетать в себе программу премирования клиентов. Участвующие предприятия сервиса и торговли в виде поощрения для пользователей будут предоставлять билеты в театры, кино, концерты, на катки, горнолыжные курорты, скидки в кафе и ресторанах, других культурных и досуговых заведениях.

- Вместе мы сделаем город помощником в изучении казахского, русского и английского языков. Построим городскую игровую инфраструктуру, не имеющую аналогов в мире. Пополнение словарного запаса на разных языках станет интеллектуально-развлекательным аттракционом, частью повседневной деятельности горожан на сознательном и неосознанном уровнях. Город обретёт технологичный способ культурного обогащения плюс к современному имиджу Алматы и новую уникальную городскую достопримечательность, – объясняет автор актуальность своего проекта.

Сбор средств в пользу Lexicon City продолжается, всего на реализацию столь масштабного и полезного проекта требуется 9 млн тенге.

Основательница модного дома RUNO Руфина Мирзаева хочет помочь женщинам обучиться новому ремеслу и найти интересную работу. В поисках применения своему творческому вдохновению Руфина Мирзаева стала изготавливать женские украшения из камня. Постепенно совершенствуя свое мастерство, она обнаружила, что её изделия пользуются спросом. Так появился бренд RUFI – украшения ручной работы.

- В этом году я разработала новую коллекцию в серебре. Хочу представить наш казахстанский бренд за рубежом, что позволит мне расширить компанию, – объясняет дизайнер и производитель украшений. – Моя компания существует с 2014, и за это время я несколько раз давала объявление по найму сотрудниц. К моему удивлению, было огромное количество звонков. Очень много женщин хотели устроиться на работу. Моя миссия – поддержать женщин моего города и дать им шанс обрести интересную профессию. Бесплатное обучение с последующим трудоустройством для многих женщин будет желанной возможностью поправить своё материальное положение и заняться творчеством.

Руфина Мирзаева объявила сбор средств для изготовления коллекции украшений из серебра в размере чуть больше 2 млн тенге.

«Лавка папы Карло» – так называется мастерская Юрия Кана и Ильи Кваши, созданная в 2016. В ней молодые люди создают креативные изделия из дерева – шкатулки, коробочки, расчёски, брелоки; аксессуары, такие как галстуки-бабочки, часы, серьги, кулоны, блокноты; заведениям общественного питания и салонам красоты мастерская предлагает подставки под салфетки, приборы, меню, гардеробные номерки, таблички.

- В настоящий момент «Лавка папы Карло» выросла из идеи в настоящее производство. Мы долгое время испытывали неудобства и работали у себя в квартирах. После приобретения долгожданного оборудования у нас возникла потребность в создании цеха. В январе 2018 мы сделали собственными силами цех, но, увы, не до конца. На данный момент наша команда инициирует строительство и полное обустройство производственного цеха, которое очень поможет нам улучшить процесс изготовления продукции, – говорит Илья Кваша.

Через краудфандинг мастерская намерена собрать 700 тыс. тенге, необходимые для закупа оборудования и оснащение цеха, а полный бюджет строительства цеха составляет 2,3 млн тенге. В обмен на крупные взносы основатели «Лавки папы Карло» в зависимости от вложенной суммы обещают предоставить свою продукцию.

Как видно, на платформе размещены проекты самой разной направленности самыми разными людьми.

- Есть кое-что, что их объединяет, – подытоживает директор Starttime.kz Азиза Утегенова, – инициаторы проектов – это люди с особым складом личности. У них горящие глаза, они живут своими идеями и верят, что способны изменить свою жизнь, жизнь окружающих к лучшему.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить