Как выбрать банк?

10710

За последние годы стало окончательно понятно, что банки как финансовые институты являются скорее отражением социальных мифов, чем тем, что они есть на самом деле

В то же время человеку, далекому от банковской среды, очень сложно отделить мифологемы от реальности, рекламу самих банков от их обыденности. В силу профессии и опыта мне достаточно часто случается отвечать на, казалось бы, простые вопросы: «Как выбрать банк, какой из них лучше?».

Разумеется, если все дело заключается в оплате коммунальных платежей или снятии денег с карточки, то лучший банк тот, который «за углом». Если задача сложнее, то и ответ требует более серьезного подхода. Хотя, в общем-то, и здесь можно попытаться найти универсальную модель решения. Лично для меня определяющими критериями для дачи рекомендации при выборе банка является сумма денег, которой оперирует мой собеседник, и характер требуемой операции.

Мне могут возразить и указать на банки-гиганты, которые универсальны по определению, имеют большое количество отделений, банкоматов и, казалось бы, должны легко решать все задачи, которые ставят перед ними клиенты. Это было бы правдой при одном условии – отсутствии разделения потока клиентов на «обычных» и VIP (очень важных персон). Однако все банки, дорастая до определенного масштаба ведения бизнеса, вынуждены это делать. Не потому, что VIP-клиенты считают ниже своего достоинства общаться не с VIP-менеджерами, а потому, что уже ставшее для них привычным качество обслуживания вдруг перестает быть таковым. Здесь напрашивается хорошая аналогия с шоколадом. Лучший шоколад в Европе и Америке делают вовсе не гиганты шоколадного рынка, а небольшие семейные кондитерские. И дело не в рецептуре, а в отношении к своему делу и в масштабе производства. Делаешь меньше – качество лучше. Делаешь больше – уже что-то не то…

Здесь хочется сделать отступление и порассуждать о том, что есть качество обслуживания в банковской сфере. В моем понимании, это точность, скорость и доброжелательность. Плюс индивидуальность продаваемого продукта/услуги и персонализированность самих отношений с банком. Банк – это не супермаркет. При выполнении простейших операций – это специализированный магазин. Хотя в большинстве случаев банк – это скорее ателье по пошиву одежды на заказ. Может быть, дороже, чем в супермаркете, но зато именно то, что нужно клиенту. И не только сегодня, а всегда. Ведь хороший банк по определению помнит каждого клиента, все его пристрастия, все его желания за всю историю взаимоотношений с ним.

Поэтому, возвращаясь к определяющему критерию при выборе банка, мой совет – выбирайте банк «по карману». Если ваш денежный поток (личный или бизнес) больше, к примеру, чем $10 млн, то вам будут рады в любом банке, каким бы большим он ни был. И качество обслуживания вам гарантировано, ведь вас будут рады видеть и первые руководители, и даже акционеры этого финансового учреждения.

Если обороты меньше – вы для крупного банка скромный клиент, и максимальный уровень, на котором вы сможете решать свои вопросы, – клерки, связанные круговой порукой безответственности групповых согласований и решений. Наверняка многие слышали: «Ваш вопрос решается, нужны подписи еще трех членов комитета, позвоните через две недели»…

Второй критерий при выборе банка – характер требуемой клиенту операции. В основном все банки, присутствующие в Казахстане, предоставляют одинаковые продукты/услуги, в минимальной степени отличающиеся по своим параметрам. Однако в Казахстане работают и дочерние банки крупных иностранных банковских/финансовых групп. Зачастую они могут предложить нечто достаточно уникальное, чаще всего из сферы privatbanking, либо привычный продукт, но на гораздо более выгодных условиях. Однако, чтобы воспользоваться этими преимуществами, нужно быть не «клиентом с улицы», а, как правило, контролировать весьма солидный финансовый поток. Есть и еще один нюанс – это ротация кадров. Иностранцы приезжают и уезжают, зачастую «увозя» с собой данные обещания, как в случае с одной моей знакомой, чей банкир уехал из Казахстана вместе с забытым обещанием пересмотреть договор займа и освободить залоги после достижения бизнес-проектом определенной стадии готовности.

Чаще всего, отвечая на, казалось бы, простые вопросы: «Как выбрать банк, какой из них лучше?», я советую не складывать все яйца в одну корзину. Будьте предусмотрительны и разделяйте финансовые потоки между разными банками. Главное, чтобы каждый из банков разговаривал с вами на языке дружбы и доверия, а не авторитаризма и отчуждения. Если банк – начиная от менеджера счета и заканчивая представителями топ-менеджмента – не готов взаимодействовать с вами с учетом вашей конкретной ситуации, то проще и дешевле сменить банк, чем расхлебывать последствия стандартных решений и коллективной безответственности. Это как в случае с выбором лечащего врача или личного юриста – помимо профессионализма огромное значение имеет уровень взаимного доверия и внимания.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить