Как вернуть деньги из офшоров в Казахстан

14069

Объявленная Нурсултаном Назарбаевым амнистия капитала, которая пройдет в Казахстане в 2014-2015, по сути, является одним из способов борьбы с офшоризацией экономики. Другие попытки вернуть казахстанские деньги в страну исследовала юрист AstapovLawyers International Law Group Анна Павлова

Фото: rosenstatter.com

Миллиарды долларов уходят из казахстанской экономики в офшорные зоны. Однако, думаю, это не основная проблема: помимо вывода капитала, развитие офшорных зон может привести к ослаблению контроля государства над собственной промышленностью и, в конечном итоге, экономики в целом. Такое положение может в корне поменять и политическую ситуацию в стране.

Так, например, на территории Казахстана могут функционировать предприятия, управление которыми осуществляется неизвестными лицами или лицами, выдающими себя за собственников имущества, но таковыми не являющимися. К слову, применение юрисдикций с мягким налоговым климатом ассоциируется обычно только с крупным бизнесом. Однако офшорные компании могут быть самым простым и эффективным инструментом для малого и среднего бизнеса. Суммы, которыми оперируют субъекты МСБ, существенно ниже, нежели обороты крупных компаний. В этом-то и заключается главная их выгода – компетентные органы уделяют гораздо меньше внимания мониторингу финансовых потоков таких компаний.

Обобщая ряд определений понятия «офшорная зона», можно вывести одно общее и простое. Итак, офшор – это территория, которая предлагает льготный режим налогообложения и не сотрудничает с другими государствами, что создает препятствия для определения конечного бенефициара.

Ввиду экономической, а также возможной политической подоплеки Казахстан, как и Россия, и ряд западных государств, начинает курс на так называемую деофшоризацию, или снижение офшорного фактора в экономике страны.

Риски для бизнеса

Что представляет собой деофшоризация и какие меры предпримет правительство? Мнения экспертов по этим вопросам расходятся. Однако мы попробуем взглянуть на это достаточно новое для Казахстана явление с точки зрения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РК.

В первую очередь, стоит подчеркнуть, что в принципе процесс деофшоризации в Казахстане начался давно. Анализируя мнения представителей бизнес-сообщества, мы пришли к выводу, что в Казахстане сложилось два видения относительно возможности ведения бизнеса из Казахстана с элементами использования офшорных юрисдикций:

· Подобная деятельность запрещена на законодательном уровне в Казахстане.

· Она вполне легальна. 

Сложившаяся сегодня в Казахстане ситуация больше поддерживает вторую позицию: казахстанские компании могут работать с офшорными юрисдикциями вполне легально, однако у этой, казалось бы, «прозрачности» есть ряд законодательных нюансов, которыми казахстанские власти пытаются несколько ограничить такую деятельность. Рассмотрим их подробнее. 

В связи со сложной ситуацией в некоторых регионах Казахстана (например, терактами в южных и западных областях в последние годы) правительство приняло решение ужесточить контроль в области финансирования терроризма и отмывания денег. 

Казахстанский перечень офшорных зон включает в себя 43 государства. Переводы, направлемые в любую из стран этого списка, автоматически засчитываются как финансирование терроризма и отмывания денег. Так, в соответствии с Законом РК от 28 августа 2009 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», банки второго уровня должны сообщать Комитету финансового надзора обо всех платежах и переводах в офшорные страны, а Комитет – передавать эту информацию финполиции. Таким образом, налицо определенные ограничения, осложняющие деятельность компании через офшорные юрисдикции.

Можно предположить, что правительство Казахстана пойдет по пути России, и компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами господдержки, а также различными льготами. Также может быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов, что может поставить под сомнение действие уже существующих договоров на закупку товаров, работ и услуг госструктурами. В принципе первым шагом по этому пути отчасти можно считать амнистию капитала, о которой заявил президент РК Нурсултан Назарбаев.

«Эта мера позволит вывести большую часть нашей экономики из тени и приблизить нас к уровню экономики транспарентности развитых стран, - отметил глава государства, выступая на совете Национальных инвесторов. - Государство гарантирует один раз открыть всё и сказать».

Исходя из этих слов, можно предположить, что к тем, кто решит не возвращать свои капиталы в страну, будут приняты уже другие меры.

Специальные зоны заменят офшорные

Тем не менее, не стоит говорить о деофшоризации как о строгом запрете использования офшорных зон. На наш взгляд, деофшоризация должна представлять собой ряд мер, направленных на создание условий, которые бы сделали использование офшорных структур менее выгодным для субъектов бизнеса.

Полагаем, что применять принудительные меры к юридическим лицам не стоит. Необходимо улучшать инвестиционный климат. В противном случае это приведет к снижению инвестиционной привлекательности страны. Государство, стремясь к увеличению контроля над финансовыми потоками вместо улучшения инвестиционного климата и гарантий прав собственности, может существенно подорвать доверие к самому себе.

Какие еще меры могут быть предприняты правительством для повышения эффективности процесса деофшоризации? Для ответа на этот вопрос необходимо установить причины, по которым компании предпочитают действовать через офшорные территории.

Среди наиболее распространённых причин можно выделить три:

1. Несостоятельность (пробелы) законодательства Казахстана (налогового, банковского и т.д.);

2. Некомпетентность и недоверие к судебной системе страны (её коррумпированность, зависимость от административных факторов);

3. Достаточно жесткие условия для предпринимателей в республике и сложная система налогового администрирования.

Во-первых, на сегодняшний день в Казахстане разработано и утверждено значительное количество законов и подзаконных актов, однако вопрос в том, работают ли эти законы, и если работают, то в пользу кого или чего. Кроме того, к сожалению, часто приходится говорить о проблемах в нормотворческой среде, что строит дополнительные препятствия для предпринимательской деятельности. Таким образом, законы и подзаконные акты требуют серьезного анализа и доработки для достижения целей деофшоризации.

Во-вторых, уровень доверия к казахстанским судебным органам приближается к нулю. Все большее число крупных субъектов бизнеса выбирает в качестве органов, разрешающих споры, суды иных юрисдикций (в частности, английские), а в качестве права, регулирующего отношения между субъектами – право Англии и Уэльса. Поэтому нужна судебная система, которая обеспечит сохранность собственности и даст возможность бизнесу строить перспективу на территории Казахстана. Неприятно признавать, но сегодня наши суды справляются с этой задачей, мягко говоря, с переменным успехом.

В-третьих, условия для предпринимательской деятельности. Было бы несправедливо утверждать, что бизнес в стране «задушен»: государство взяло курс на предоставление льгот предпринимателям различных отраслей, ставки налогов в РК не выше, а в некоторых случаях и значительно ниже ставок в европейских странах, иностранные компании свободно учреждают у нас свой бизнес. Однако если бы в Казахстане были идеальные условия для бизнеса, никто не задумался бы о выводе средств за границу и оптимизации своей деятельности через офшорные структуры.

В недавнем прошлом страны СНГ вели бурные дискуссии по поводу открытия собственных офшоров. В том числе, предлагалось введение такой зоны на территории Казахстана. Однако пока такое решение вопроса не нашло логического продолжения, ведь по сути ничего бы не изменилось, а попытки государства контролировать работу подобной зоны привели бы к обратным последствиям (напомним, аналогичные попытки предпринимались еще во времена СССР, но не были реализованы по идеологическим причинам).

На наш взгляд, альтернативой таким зонам может служить создание специальных экономических зон. Согласно Закону РК от 21 июля 2011 «О специальных экономических зонах», эти зоны создаются в целях ускоренного развития современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций, новых технологий в отрасли экономики и регионы, а также повышения занятости населения. На сегодня в Казахстане действует 15 специальных экономических зон, однако, в сущности, ни одна из них пока не получила успешного развития в силу тех же трех причин, о которых мы говорили выше.

Важнейшим аспектом решения проблемы является изучение опыта других стран, в том числе и России, где процесс деофшоризации находится на более развитой стадии. Также следует отдельное внимание уделить стратегии, принятой США, где правительство проделало серьезную работу для подписания соглашений об обмене информацией с офшорными юрисдикциями, а также по внесению изменений и дополнений в соглашения об избежание двойного налогообложения. Одним из стандартных нововведений, которым воспользовались многие страны, является положение, согласно которому, если структура создана исключительно в целях получения льгот во избежание двойного налогообложения, в этих льготах может быть отказано. Все эти и ряд других мер может лечь в основу курса Казахстана на деофшоризацию.

Мы попытались пролить свет на процесс деофшоризации и рассмотреть некоторые аспекты, играющие важную роль для казахстанской экономики. Пока процесс находится в зародыше, правительство Казахстана должно создать рабочую группу, которая будет в состоянии разработать и предложить ряд мер, способствующих снижению зависимости от офшорных структур (в том числе от иностранных кредиторов), и подготовить соответствующий законопроект без ущерба для действующего бизнеса. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить