Итоги оценки качества банковских активов: к какому выводу пришли регуляторы?

18191

В пятницу, 28 февраля, Нацбанк РК и Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подвели итоги оценки качества банковских активов (AQR)

ФОТО: Андрей Лунин

Заместитель председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков рассказал об итогах проверки казахстанских банков, инициированной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым.  

Forbes.kz приводит выдержки из доклада спикера.

1 августа 2019 Нацбанк начал тотальную проверку 14 крупнейших казахстанских банков, занимающих порядка 87% активов сектора и 90% от общего ссудного портфеля банков. Оценка состояния казахстанских банков была проведена в соответствии с методологией Европейского Центрального Банка, с минимальными поправками на специфику казахстанского рынка. Такой подход обеспечил сопоставимость полученных результатов с результатами аналогичных зарубежных программ.

В процесс AQR было вовлечено более 500 сотрудников аудиторских и консалтинговых компаний, более 60 сотрудников Национального банка и более 70 независимых оценочных компаний. Отчетной датой для проведения независимой оценки качества активов является 1 апреля 2019.

Результаты AQR, а также реализованные после 1 апреля 2019 и до настоящего момента меры по повышению качества активов и поддержанию капитализации банков второго уровня, подтверждают, что как на системном уровне, так и на уровне отдельных банков, учавствовавших в ОКА (оценка качеств активов), дефицита капитала нет. Риски для вкладчиков банков – участников AQR отсутствуют, вследствие того, что уровень достаточности капитала по итогам всех реализованным мер у всех банков выше требований регулятора.

Итоговая уточненная оценка корректировок на 1 апреля 2019 по итогам AQR для 14 банков-участников составляет 429 млрд тенге. Снижение на ~21 млрд тенге по сравнению с результатами, опубликованными 31 декабря 2019, произошло по результатам фазы обеспечения прозрачности с учетом дополнительной информации, предоставленной банками, и подтверждено независимыми аудиторами, и экспертами.

В целом по результатам AQR доля активов в стадии 3 с применением критериев МСФО в совокупности по всем банкам-участникам на 1 апреля 2019 года оценивается в 21,1%. Активы стадии 3 не являются невозвратными активами и не являются прямыми убытками банков. Данный показатель шире, чем NPL90+, поскольку учитывает, как активы с просрочкой, так и активы, по которым просрочки не наступило, но у заемщика имеются факты ухудшения показателей финансовой отчётности или признаки вынужденной реструктуризации. В соответствии с практикой МСФО, активы в стадии 3 являются показателем активов, которые имеют более высокий риск, включая будущие нереализованные риски.

Поэтому активы в 3-ей стадии для оценки нереализованного убытка корректируются на степень покрытия кредитов сформированными провизиями, залогами и другим обеспечением.

Снижение стоимости залогового обеспечения после переоценки составляет 23,8% от стоимости действительных на 1 апреля 2019 года залогов. Анализ показал, что, с одной стороны, банки также самостоятельно дисконтируют обеспечение, т.е. подходят консервативно для получения их объективной стоимости. Вместе с тем, для того чтобы методика оценка залогового имущества и сама оценка более точно отражала ценовые характеристики рынков, требуется принятие системных мер для приведения оценочной деятельности в Казахстане к международным стандартам.

В рамках программы AQR была произведена оценка эффекта корректировок в масштабах капитала на отчётную дату AQR, которая является промежуточным результатом до учета проведенных после отчетной даты мер.

После 1 апреля 2019 до настоящего момента банками были реализованы и подтверждены регулятором значительные мероприятия по улучшению качества портфеля. В результате из 429 млрд тенге более 180 млрд. тенге потенциальных корректировок по AQR была урегулирована самими банками в период с 1 апреля 2019 по февраль 2020 путем доформирования провизий, погашения задолженности заемщиков, принятия дополнительного залогового обеспечения по займам.

Олег Смоляков
ФОТО: Андрей Лунин
Олег Смоляков

С учетом вышеизложенного, на консолидированном уровне превышение капитала k1 относительно регуляторного минимума составляет ~70% с учётом корректировок AQR по сравнению со ~105% до AQR. Таким образом, на 1 апреля 2019 года по результатам AQR запас капитала на системном уровне составляет порядка 800 млрд тенге. В среднем по банкам коэффициент достаточности капитала порядка 13% от суммы активов, взвешенных по риску, в то время как норматив НБК составляет 7,5%.

Аналогично, по результатам AQR запас пруденциального капитала k2 на системном уровне достаточен для полноты покрытия рисков с пруденциальной точки зрения (например, в части оценки моделей коллективного резервирования и с учётом переоценки недвижимого имущества на балансе банков).

На уровне отдельных банков по результатам AQR с учетом реализованных мер и принятых банком обязательств (о чем будет сказано далее) также наблюдается запас капитала; пруденциальные нормативы k1 и k2 выполняются.

По результатам ОКА с учетом переоценки стоимости активов по всем банкам, для того чтобы обеспечить полное покрытие уже в 2020 году потенциальных рисков по банкам, в соответствии с пруденциальными требованиями по капиталу, финансовый регулятор совместно с Национальным банком принял следующие меры.

правительством, Национальным банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, в рамках реализуемой Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора, принятой Национальным банком в июне 2017 года, определен дополнительный инструмент защиты активов (Asset protection scheme) в виде платной гарантии Фонда проблемных кредитов. Инструмент защиты активов предоставляет банкам – участникам данной Программы, которые принимают на себя обязательства по докапитализации и ограничению рисков, возможность реализовать все необходимые меры по улучшению качества активов, с учетом результатов AQR.

Подобные инструменты защиты активов были применены в таких странах как Великобритания и Испания.

В соответствии с поручением президента Касым-Жомарта Токаева, данным в рамках расширенного заседания правительства 24 января 2020 года, покрытие потенциальных рисков будет проведено со стороны банков и акционеров без использования бюджетных средств и на платной основе. Создание буфера капитала банков будет проведено со стороны самих банков и акционеров в рамках действующей программы повышения финансовой устойчивости с использованием инструмента защиты активов и установлением жестких требований к банкам и акционерам.

В частности, предусматривается:

Первое, докапитализация банков в течение 3 месяцев за счет средств акционеров в размере не менее 50% от разницы между итогами AQR и объемом провизий, которые банки формируют в рамках программы повышения финансовой устойчивости.

Второе, предоставление Фондом проблемных кредитов министерства финансов безденежной платной гарантии на 5 лет. Гарантия является неденежным механизмом, предоставляемым банкам, участникам Программы повышения финансовой устойчивости, на платной основе 3% в годовом выражении. Гарантия признается по МСФО как инструмент, обеспечивающий покрытие потенциальных рисков снижения стоимости активов на балансах банков. Гарантия позволит завершить реализацию Программы повышения финансовой устойчивости, обеспечить более высокое покрытие активов провизиями и (или) капиталом. Гарантия на сумму не более 117 млрд. тенге предоставляет возможность акционерам самостоятельно закрыть оставшиеся риски. Более того, в рамках данной программы бюджет получает дополнительный доход за счёт акционеров банков.

Третье, принятие банками жестких условий в рамках программы повышения финансовой устойчивости, предусматривающих в том числе:

- запрет на выплату дивидендов (то есть получение любой прибыли от деятельности банков на время действия гарантии),

- запрет на определённые виды сделок с высоким уровнем риска (таких как слияния и поглощения, активный рост высокорискованных сегментов, новые выдачи займов ЛСБОО и т.д.),

- ограничения на размер выплачиваемой компенсации руководству банка,

- ограничения на действия по управлению активами, включёнными в периметр программы,

- оптимизацию административных и операционных расходов.

Четвертое, в целях реализации инструмента защиты активов принято решение о включении Нурбанк в действующую программу повышения финансовой устойчивости. Также банку будет предоставлена возможность выпустить субординированные облигации на условиях Программы. Нурбанк соответствует условиям для участия в программе, реализует меры по повышению финансовой устойчивости, принимает на себя наибольшие обязательства по докапитализации со стороны акционера и обязательства по ограничению рисков. Другим банкам – участникам программы повышения финансовой устойчивости, выделения дополнительных денег не предусмотрено.

Таким образом в действующей программе повышения финансовой устойчивости Национального Банка с использованием инструмента защиты активов участвуют 4 банка (АТФ банк, Банк ЦентрКредит, Нурбанк, Евразийский банк).

Решения приняты с учетом того, что уже во время реализации AQR банки провели значительную работу по улучшению качества активов, в частности, приняли новые залоги, погасили часть проблемных займов, отразили убытки через провизии и списания. Данные меры привели к существенному улучшению ситуации по достаточности капитала относительно приведённой в отчёте оценки AQR на 1 апреля 2019 года. Так, только за период с августа 2019 года по февраль 2020 года из 369,4 млрд тенге потенциальных корректировок AQR банков – участников Программы, почти половина, или 180 млрд тенге потенциального эффекта на капитал были полностью урегулированы самими банками.

Участие акционеров банков – участников программы повышения финансовой устойчивости является нашим самым главным приоритетом. В этой связи, оставшиеся риски банков будут на 157 млрд. тенге закрыты самими банками и их акционерами, из них более чем на 40 млрд. тенге за счёт акционеров в течение 3 месяцев. Участие банков и акционеров в покрытии потенциальных рисков банков составит в итоге 83,5%

Необходимые решения Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка приняты на этой неделе, соответствующие соглашения с каждым банком-участником подписаны всеми сторонами.

Финансовое состояние всех участников программы повышения финансовой устойчивости Национального Банка стабильное:

  • Банк ЦентрКредит по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 33,3 млрд. тенге), а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 26,4 млрд. тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 20,6 млрд. тенге;
  • Банк АТФ по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 80 млрд тенге), а также   мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 44,2 млрд. тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 33,8 млрд. тенге;
  • Евразийский банк по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 45 млрд тенге), а также   мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 44,9 млрд. тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 41,4 млрд. тенге;
  • Нурбанк по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (или 22,5 млрд тенге), эффекта на сумму 31,3 млрд. тенге от дисконтирования субординированных облигаций, а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 41,7 млрд. тенге (большая часть эффекта), в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 20,9 млрд. тенге.

Опубликованный отчет содержит для каждого из банков ключевые результаты, планы корректирующих мер и условия в случае участия в действующей Программе повышения финансовой устойчивости. До конца марта 2020 года будет завершено согласование корректирующих мер при поддержке независимого консультанта. В дальнейшем НБК и Агентство планируют регулярно предоставлять актуальную информацию о принимаемых мерах и оценку их эффективности. Планы мероприятий будут исполняться под строгим контролем со стороны регулятора.

В 2020 году будет проведена работа по совершенствованию риск-ориентированного надзора, внедренного в практику регулятора в 2019 году, и методологии SREP (Supervisory review and evaluation process) для учёта результатов проведенной оценки качества активов банков.

Таким образом, по результатам AQR и принятых мер все банки, включённые в периметр AQR, имеют достаточный объём основного капитала для соответствия нормативам регулятора и покрытия потерь по ожидаемым кредитным убыткам без использования бюджетных средств. Хочу еще раз повторить, что риски для вкладчиков банков – участников AQR отсутствуют, вследствие того, что уровень достаточности капитала по итогам всех реализованным мер у всех банков выше требований регулятора.

Мы уверены, что по результатам внедрения рекомендаций и мер будет достигнуто дальнейшее повышение финансовой стабильности банковского сектора в целом.

Благодаря вышеназванным мерам, мы достигаем одну из главных целей и обеспечиваем полное покрытие в 2020 году всех потенциальных рисков, реализуем мероприятия, необходимые для оздоровления и поддержания достаточности капитала в полном объёме. Это очень важно для повышения доверия к банковской системе.

Поддержка банков осуществляется полностью на возмездной и платной основе с обязательным участием акционеров. Финансовые модели, представленные банками устойчивые и позволяют за счет средств банка и акционеров выполнить необходимые мероприятия

Завершение AQR и обеспечение достаточности капитала по всем банкам-участникам будет способствовать существенному повышению прозрачности банковского сектора Казахстана. Это, в свою очередь, послужит существенным фактором для привлечения международных инвесторов на финансовый рынок страны и улучшит инвестиционную привлекательность Казахстана.

Более того, сформированные планы помогут существенно трансформировать ключевые бизнес-процессы банков, что улучшит качество их работы и удобство для клиентов.

Отмечу, что сформированные планы мероприятий по банкам являются беспрецедентными в истории надзора в Республике Казахстан, так как приводят к фундаментальной трансформации не только процессов расчёта провизий и капитала банков, но также и бизнес-процессов и процессов управления рисками банков.

Окончание программы AQR подводит итог усилиям регулятора по оздоровлению финансового сектора. В дальнейшем Агентство будет проводить поддерживающие мероприятия по мониторингу и контролю выполнения мер по результатам AQR, а также осуществлять мониторинг финансовой стабильности, на базе риск-ориентированного надзора.

Мы уверены, что принятые сегодня меры по повышению устойчивости финансового сектора Казахстан в условиях текущей неопределенности на мировых рынках, являются своевременными.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить