Истории большого банка: Agile, Scrum и внутреннее облако

Как выстроена IT-инфраструктура лидера банковского сектора Казахстана

Артем Павленко
ФОТО: архив пресс-службы
Артем Павленко

Оглядываясь на прошедшие два года, можно заметить, что одним из основных трендов последнего времени стала активная цифровизация банковской сферы. Конечно, финансовый сектор всегда был заточен на внедрение развитых информационных технологий, поскольку они являются важнейшей составляющей успеха. Банк, который не предоставляет своим клиентам актуальные и надежные финтех-сервисы, практически сразу же выбывает из конкурентной гонки. Поэтому столь важно следить за тем, какие тенденции намечаются в сфере информационных технологий, и активно развивать собственную IT-инфраструктуру. Именно об этом мы поговорили с Артемом Павленко, директором департамента IT-инфраструктуры Halyk Bank.

Артём, как бы вы описали уровень ваших специалистов? Известно, что в банке высокие требования к IT-кадрам.

- Это всегда было так. Но в настоящее время эти требования еще более жесткие, потому что по сути банки сейчас – это IT-организации. Хорошо заметно, что сегодня цифровизация банков достигла широких масштабов: мало кто ходит в банковские отделения, все пользуются мобильными приложениями и оцифрованными продуктами. Соответственно, чтобы создавать такие продукты, нужны специалисты достаточно высокого класса.

У нас есть направления, где трудятся действительно высокоуровневые специалисты, которые по квалификации могут вполне соперничать с работниками мировых корпораций, например Amazon и Google. Это люди, определяющие архитектуру IT-среды, формирующие задачи для команд разработки, задающие направление создания продуктов и их адаптации, контролирующие вопросы мониторинга и работы с пользователями. И наша задача не только использовать компетенции этих суперспециалистов, но и с их помощью выращивать из наших местных кадров и вчерашних студентов-стажеров хорошую смену для решения все более сложных и амбициозных задач.

Что из себя представляет IT в Halyk Bank?

- Наше подразделение сейчас очень большое, около 800 человек. В большинстве своем это именно разработчики. Департамент IT-инфрастуктуры, который я представляю, отвечает за системы, обеспечивающие вычислительные и сетевые платформы, а также системы хранения и безопасности. Мы создаем некий фундамент для запуска IT-проектов: предоставляем серверы, системы передачи данных, точки доступа к банковским приложениям. Наша задача сделать так, чтобы доставка решений конечным пользователям проходила в нужных параметрах, и мы были уверены в том, что наши клиенты получают продукт надлежащего качества.

На сколько за последние несколько лет вам удалось шагнуть вперед в плане IT-решений?

- В прошлом году никто, наверное, не мог и представить, что банковские служащие, достаточно «зарегулированные» с точки зрения режима работы, смогут работать удаленно. Сейчас это повсеместная практика. Все возможности, которые дает цифровизация, сильно поменяли подход к делу. В моем департаменте появилось целое направление по работе с удаленными пользователями. Сейчас это 8 человек, которые обеспечивают удаленное подключение сотрудников банка с их домашних мест.

Как происходит процесс появления новых банковских продуктов?

- Происходит по-разному. Есть направления платформенные, где мы ориентируемся на потребности бизнеса. У нас есть инициативы от так называемых «трайбов» (tribe – «племя», т.е. группа кросс-функциональных команд, работающих над одной продуктовой или сервисной вертикалью) в секторе МСБ, розничного бизнеса. Мы получаем определенные запросы, и наша задача как архитекторов эти требования удовлетворить. Что-то мы можем сделать сразу, что-то нам приходится обсуждать с мировыми вендорами, что-то требует существенных вложений, а что-то можно достать из открытых источников. То есть все очень индивидуально, соответственно, и решения в каждом случае разные.

Также существуют новшества, двигателями которых выступает не бизнес, а само IT-подразделение. Например, есть возможность увеличить скорость подачи данных и уменьшить стоимость их хранения. Это связано с развитием мира информационных технологий, и работа в этом направлении, безусловно, приветствуются.

Сколько времени требуется для разработки и принятия нового решения?

- Повторюсь, это все очень индивидуально. Зачастую нужно уметь доказывать, что твой продукт жизнеспособен, что он будет востребован. Есть некоторые инициативы, которые действительно заметны. Благодаря веяниям рынка некоторые системы развиваются быстрее. Есть хорошие кейсы, когда продукты разрабатываются крайне оперативно. Сейчас в банке наблюдается движение в сторону Agile (набор методов и практик для гибкого управления проектами в разных прикладных областях, от разработки ПО до реализации маркетинговых стратегий, с целью повышения скорости создания готовых продуктов и минимизации рисков за счет итерационного выполнения, интерактивного взаимодействия членов команды и быстрой реакции на изменения). Но у нас нет зацикленности на быстрой реализации продукта любой ценой. Все-таки мы не являемся стартапом. Банк, в первую очередь, это про стабильность. Мы должны это четко понимать.

Как вы оптимизируете процессы разработки?

- Вы, вероятно, знаете такие подходы, как Agile, о котором мы говорили выше, или Scrum (набор правил для организации гибкого рабочего процесса, который заключается в командном подходе, работе итерациями, фокусировке на цели каждой итерации и нестандартном распределении обязанностей внутри коллектива). В основе этих подходов лежит отсутствие долгой подготовки, заключающейся в тестировании гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта и того, насколько он будет ценным и востребованным на рынке. Это сейчас модная тема, пришедшая к нам из программирования, и она активно используется во всех общемировых практиках. Сейчас, образно говоря, можно набрать одну строчку, запустить код и наблюдать за результатом работы. Это не сравнить с ситуацией 4-5 лет назад, когда действительно нужно было проходить через пять согласований для запуска своего кода, определить накатное время и так далее. На наших глазах процесс ускоряется в разы.

Расскажите о создании внутреннего облака. Что это и как это может помочь банку?

- Это не столько продукт, сколько подход, благодаря которому внутренние подразделения могут получать для себя IT-продукты. Если подходить к предоставлению ресурсов в классическом плане, то, чтобы купить IT-платформу, на которой ты сможешь запустить свой продукт, нужно обратиться к правлению банка, доказать жизнеспособность продукта, получить деньги, заказать оборудование, подождать пару месяцев, начать реализацию. Облако позволяет смотреть на эти процессы проще. Здесь мы говорим о том, что подразделению разработки выделяется некий бюджет, в рамках которого оно может наращивать инфраструктуру универсальными инструментами с понятной стоимостью, как это и делается в облаках.

Когда мы очень сильно затачиваем IT-инфраструктуру под определенного заказчика, это значительно увеличивает цену. Облачный подход определяет универсальный «кубик» роста отдельно взятой инфраструктуры, что удешевляет ее стоимость, потому что на каждое обновление не нужно проводить тендеры, устанавливать цены и так далее. Мы говорим, что в этом году «кубик» расширения стоит, к примеру, $10 тыс., и понимаем свой ресурс для роста и стоимость конечных инициатив для бизнеса. IT-системы всегда были дорогими. И если мы будем много времени затрачивать на то, чтобы закупить какие-то элементы инфрастуктуры, на это может уйти два-три месяца, за которые мы можем потерять конкурентное преимущество. А облачный подход позволяет нам создать условия для быстрого запуска продукта. В мире, где столь стремительно развиваются технологии и постоянно растет спрос на новые сервисы, быть в тренде общемировых практик – обязательное условие для дальнейшего успешного присутствия на рынке.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7146 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить