IPO: вам с кетчупом или без?

10141

Широкий спектр мнений о том, как проводить «народное» IPO напоминает форум кулинаров, где каждый делится своим «фирменным» рецептом.

Во-первых, КОГДА делать IPO

Сначала ее старт заявили с марта прошлого года (выступление министра финансов Болата Жамишева), затем перенесли на первый квартал этого года (заявление ныне заместителя премьер-министра Кайрата Келимбетова и мнение управляющего директора «Самрук-Казына» Питера Хауза - «надо лучше подготовиться»), и вот теперь технически отодвинули на осень – из-за неопределенности на мировых рынках (выступление министра экономического развития и торговли Бакытжана Сагинтаева).

Ссылка на мировой рынок, на мой взгляд, не существенна. IPO проводят для местного инвестора, стратегическая цель – погасить дефицит ценных бумаг и привлечь на рынок частных инвесторов - физических лиц, так по крайней мере говорилось вначале. Значит высоких цен, ориентированных на конъюнктуру мирового рынка, быть не должно. Тем более трубопроводу и оператору линий электропередач «фиолетово» какая рыночная стоимость нефти и электроэнергии, которую они прокачивают. Здесь тарифы рассчитываются от объема, а потребители имеют стабильный спрос.

Во-вторых, СКОЛЬКО будут стоить акции в ходе IPO

В марте 2011 года, Болат Жамишев высказался, что акции будут стоить 20 тысяч тенге, не вдаваясь в подробности методики ценообразования.

В августе 2011 года тогдашний министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов, заявил, что акции нацкомпаний будут выставляться по рыночной цене и дисконтов не планируется, так как, цитата, «мы выбрали достаточно удачный момент для начала программы, поскольку считаем, что сегодня стоимость компаний не завышена».

В декабре 2011 года управляющий директор «Самрук-Казына» Питер Хауз рассказал журналистам о том, что стоимость акции при проведении IPO будет максимально доступной.

«Даже если одна акция обойдется в 150 тенге, то это довольно доступная цена для инвестора. Мы будем наблюдать за спросом на акции, и я ожидаю справедливой стоимости», – подчеркнул тогда г-н Хауз.

Эксперты (участники рынка) в свою очередь настаивает, что бы дисконт был, мол, люди у нас не богатые. И вообще, сомневаются, смогут ли акции вырасти после размещения, если будут максимально оценены при IPO.

В-третьих, КТО купит акции в ходе IPO

«Особое внимание нужно уделить вопросу, связанному с финансовой грамотностью населения. Мы можем сделать прекрасную программу, но если конечный потребитель продукта - население - не будет достаточно понимать о чем речь, то эта программа может быть не такой эффективной, как мы хотим», – говорил премьер Карим Масимов в феврале 2011 года.

«Основная цель «народного IPO» – создать возможность покупки мелких пакетов акций населением, которое не готово покупать крупные пакеты акций», – вещал министр финансов Болат Жамишев весной 2011 года.

Ближе к концу 2011 года, в круг первичных покупателей при IPO как-то тихо, по-домашнему, вошли НПФ.

«При первичном размещении будут участвовать только физические лица и НПФ. Не факт, что все средства дойдут до НПФ, и лучше бы вообще все акции ушли в руки частных инвесторов, ведь основная цель программы – разделить блага национальной экономики с большим кругом рядовых граждан РК», - отметился высказыванием своей точки зрения г-н Питер Хауз.

В-четвертых, КАКИЕ компании пойдут на IPO

В феврале 2011 года, объявляя о планах по IPO, г-н Жамишев отметил, что «…на сегодняшний день в рамках уже существующих эмиссий, акций есть возможность разместить акции компании Разведка Добыча, принадлежащей Казмунайгазу». Даже был назван предполагаемый пакет для продажи – 5%.

Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил, что кроме нацкомпаний в рамках IPO предполагается продать миноритарные доли иностранных компаний.

«Следом будут проданы акции KEGOC, Казпочты, КТЖ, ряда энергетических компаний. Со временем свои акции выставят также Казцинк, Карметкомбинат (дочернее предприятие ArcelorMittal в Казахстане), ENRC, Казахмыс. Таким образом, наши граждане смогут стать совладельцами крупнейших национальных компаний Казахстана», - цитировало главу государства агентство Рейтер.

Затем список претендентов менялся с постоянством ветреной девушки.

Сначала было объявлено, что до конца 2011 года в Казахстане в рамках «народного» IPO планируется размещение акций Самрук-Энерго, Казахстанская компания по управлению электрическими сетями KEGOC, Казпочта. В 2012-2013 годах будут выставлены на фондовый рынок акции Казмунайгаза, Казахстан темир жолы, Казатомпрома.

В конце концов, к концу 2011 года, в окончательно-промежуточный список вошли:

1-й эшелон - КазТрансОйл, Эйр Астана и KEGOC.

2-й эшелон - КазТрансГаз, Казмортрансфлот, Самрук-Энерго.

3-й эшелон - Казахстан Темир Жолы и Казтемиртранс.

В итоге, к «полету в космос» готовы два коллектива – КазТрансОйл и KEGOC.

На более позднем этапе к размещению добавят акций Казахстан Темир Жолы и Казатомпром.

В-пятых, КАК делать IPO

Анализируя тему, можно сделать несколько обобщений.

1. Изначальная стратегия предполагала размещать по три компании в год (тремя эшелонами), сейчас по одной.

2. Инвесторами должны были выступать исключительно физические лица – сейчас к ним добавились пенсионные фонды.

3. Год назад, ключевым считался вопрос определения компаний-претендентов и их готовности к продаже. Сейчас «вспомнили», что у основного инвестора слабая осведомленность о фондовом рынке и надо подналечь на раскрутку IPO. 13 марта этого года Карим Масимов поручил усилить информационную работу по реализации программы «народное IPO».

Хотя полгода назад можно было обкатать пиар-кампанию в одном из регионов, изучить опыт, «переобуться» если надо и далее - алга по всей стране с адаптированными и проверенными лозунгами.

Со своей стороны, рынок также высказывает свою позицию.

В ноябре прошлого года, безоговорочно и бескомпромиссно высказалась Казахстанская фондовая биржа: размещения – поэтапное (ежеквартальное); накопительным пенсионным фондам на первичном рынке акций не давать – пусть стоят на вторичном рынке и скупают то, что будет им продавать население. Только такой сценарий, по мнению биржи, сможет обеспечить рынок ожидаемой ликвидностью.

Кроме того, эксперты считают, если мы хотим получить здоровую торговлю после IPO, цены надо делать ниже, а не максимальными.

Еще часть уверена, что население – лишнее звено в пищевой цепочке IPO, так как инвесторами становятся люди, не понимающие ни рисков, связанных с инвестированием в акции, ни принципов управления этими рисками. Поэтому пусть акции покупают только квалифицированные инвесторы (в том числе физические лица с опытом работы на фондовом рынке).

Интересно, существует ли связь, хотя бы астральная, между разными кулинарными школами?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить