Гульсум Душатова: Карантин подстегнул рынок онлайн-платежей

Борьба с коронавирусом развивает интернет-банкинг и делает сервис обслуживания клиентов Halyk Bank всё более удобным и совершенным

ФОТО: pixabay.com

Пандемия COVID-19 уже перевернула экономику многих стран. Совершенно неожиданно новая болезнь спровоцировала глобальный кризис, который меняет многие правила ведения бизнеса. Предприниматели всего мира сегодня начинают пользоваться теми инструментами, на которые прежде не обращали особого внимания. Например, на интернет-банкинг, который за последние несколько недель в Казахстане уже перешел на новый уровень развития. Директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова рассказывает о том, как спрос на онлайн-услуги стал драйвером роста развития новых технологических проектов банка.

Как изменилась работа в обслуживании бизнес-клиентов в условиях ЧП и карантина?

- В текущей ситуации многие сферы деятельности были вынуждены прекратить работу или перейти на удаленный режим работы. Те сферы, которые продолжали работать и обеспечивать жизнедеятельность граждан, были вынуждены искать и более активно использовать доступные варианты удаленного обслуживания. В их числе оказались и наши клиенты – различные предприятия, которые пользуются интернет-банкингом Halyk Bank для юридических лиц Onlinebank.

Сравнивая 1 квартал 2019 к 1 кварталу 2020, мы увидели, что прирост количества платежей в тенге в интернет-банкинге Onlinebank для юридических лиц составил 36%. Также мы заметили, что с момента перехода системы Onlinebank в круглосуточный режим (24/7), более 10 тыс. клиентов стали активно отправлять платежи и переводы в нерабочее время и на выходных. То есть клиенты, которые ранее предпочитали обращаться для проведения платежей в отделения, теперь стали использовать онлайн-возможности интернет-банкинга, оценив его преимущество и комфорт.

Те клиенты, которые ранее, работая с наличностью, ежедневно сдавали выручку инкассаторам, в условиях карантина стали чаще использовать для взноса и снятия наличных карты для бизнеса и круглосуточные автоматические машины для внесения наличных в Алматы и Нур-Султане.

В связи с тем что люди на карантине стали чаще использовать онлайн-оплату при заказах, предприниматели стали проявлять больший интерес к возможностям принятия оплаты за товары и услуги на сайте или в мобильном приложении Homebank, где для клиентов банка доступна оплата за различные услуги, в том числе такси, медуслуги, игры, доставку товаров, косметику и др., всего более 5 тыс. услуг. Это привело к резкому росту клиентов, подключивших услугу интернет-эквайринга для оплаты на сайте любыми картами.

То есть вы стремитесь к развитию технологических сервисов для обслуживания клиентов?

- Совершенно верно. В 2016 году компания Ant Financial опубликовала отчет об устойчивом развитии, в котором есть запоминающийся вывод: «Как технологическая компания, мы видим цель в том, чтобы с помощью технологий вернуть общество к исходному состоянию, то есть простоте, равенству и свободе. Если есть способ совершать повседневные дела легко, не стоя в очередях, не упрашивая других помочь в этом, не выходя из дома – то нужно стремиться к этому». Мы с этим выводом полностью солидарны. Ситуация с карантином доказала, что в любом направлении развития бизнеса онлайн-продукты являются приоритетными.  

Сколько сейчас клиентов пользуются онлайн-услугами?

- Сейчас у нас около 300 тыс. клиентов - юридических лиц, из которых 150 тыс. клиентов пользуются Onlinebank, 98% платежей проходит онлайн, а 50 тыс. клиентов используют карты для бизнеса. У нас обслуживаются все отрасли и сегменты, от небольшого локального магазинчика до крупного завода-производителя. Мы постоянно работаем над увеличением онлайн-услуг, обращая внимание на потребности каждого сегмента бизнеса и предлагая нашей клиентуре комфортные и удобные сервисы.

Какие именно?

- Во-первых, мы предлагаем бесплатное открытие счета, Onlinebank, карты для оплаты, операции с наличными, что позволяет клиенту использовать услуги банка дистанционно, не посещая банк.

Во-вторых, клиент получает круглосуточный доступ к своим средствам, а также другие сервисы, которые во многом облегчают его работу. К примеру, в период действия режима ЧП, когда на рынке работа банковских отделений была ограничена, клиентов часто интересовал вопрос по режиму работы. Благодаря возможностям системы Onlinebank по проведению внутренних операций онлайн в круглосуточном режиме (24/7), этот запрос решился сам собой. Кроме того, помимо платежей, клиенты могут проводить онлайн и другие операции – открывать депозиты, получать справки, открывать дополнительные счета, выставлять счета на оплату и т.д. Особенности системы позволяют дистанционно подать заявку на выпуск QR-кода для приема платежей и, загрузив приложение, начинать принимать расчеты коммерсанту от физических лиц - клиентов Halyk Bank и клиентов  компаний, которые располагают технологией QR-оплаты на платформе Mvisa.

Почему клиенты все еще приходят в отделения банка?

- К сожалению, в силу того что по некоторым справкам отдельные государственные органы просят физическую подпись банка либо отсутствует возможность выпуска некоторых видов гарантий в электронном виде, по которым заказчики просят физическую подпись и печать, клиенты не могут полностью отказаться от посещения отделений, но в процессе работы и эти услуги, мы надеемся, будут переведены в онлайн, сейчас со стороны государственных органов проводится очень активная работа по цифровизации услуг.

Ожидаете ли вы снижение активности клиентов?

- Ситуация с карантином повлияла на рынок. Мы видим, что по определенным сферам бизнеса наших клиентов есть снижение, обусловленное объективными причинами и последствиями введения карантинных мер. Это заметно.

Если сравнивать влияние режима ЧП на различные виды деятельности по 4- балльной шкале, то наиболее пострадавшими отраслями от последствий введения карантинных мер являются авиа- и туристические компании, гостиничный и ресторанный бизнес, железнодорожный транспорт, развлекательная отрасль (кино, парки развлечений), услуги фитнеса, салоны красоты, продажа цветов, ювелирных украшений, спортивных, детских товаров и игрушек.

На втором месте – стоматологии, магазины косметики, медицинские центры, табачные магазины, электроника, пассажирские перевозки. Меньше всего пострадали сфера микрокредитования, строительные магазины, ветеринарные клиники, зоомагазины.

В то же время ситуация практически не повлияла на такие сферы, как коммунальные услуги, аптеки, супермаркеты и страхование.

Несмотря на это, нужно исходить из того, что любой кризис – это время для новых возможностей: кто-то начинает расти, кто-то переквалифицируется, кто-то открывает для себя новые сферы бизнеса и развития, но, безусловно, главный вывод, который объединяет клиентов в этих условиях, – их заинтересованность в использовании широких возможностей интернет-банкинга и бесплатных банковских сервисов.

Какие продукты вы предлагаете клиентам? 

- Сегодня для клиентов Halyk Bank мы реализовали линейку онлайн-сервисов, в которой каждый найдет для себя интересный продукт. Так, банком запущены:

  • сервис онлайн-бухгалтерии для клиентов малого бизнеса (с возможностью ведения первичной документации, подачи декларации, интеграции с личным кабинетом налогоплательщика), который позволяет экономить расходы на аналогичные сервисы, рационально использовать время клиентов;
  • B2B-площадку, где можно разместить информацию о компании, о продукции и услугах, вести чат с покупателями. Это позволяет оптимизировать затраты на маркетинг, создание сайта, поиск покупателей, расходы на альтернативные сервисы;
  • функция HR-помощника (проверки на надежность кандидата при приеме на работу). Сервис позволяет получать информацию из открытых источников, экономить на времени, снизить расходы по штатной численности, риски возможных потерь по бизнесу;
  • сервис проверки компаний из Российской Федерации позволяет экономить время и так же снижает риски потерь по бизнесу;
  • QR-код для получения оплаты. Позволяет быстро получить бизнес-карту и QR для получения оплат коммерсантом;
  • прием платежей в «Хоумбанке» – сейчас там уже более 5 тыс. сервисов для клиентов;
  • интернет-экварийнг – возможность приема платежей на сайтах наших клиентов;
  • мобильное приложение для МСБ Onlinebank business – новое многофункциональное удобное приложение для бизнеса для IOS и Андроид.

Какие услуги наиболее востребованы вашими клиентами?

- Популярным становится сервис проверки компаний Казахстана - ежедневно обрабатывается более 1 тыс. запросов, по российским компаниям – 300-400. Это указывает на то, что клиенты все больше заботятся о безопасности своих сделок и тщательно выбирают партнера. Поэтому мы видим потенциал для развития таких небанковских сервисов для клиентов.

Для малого бизнеса востребована услуга бухгалтерии – «ОБухгалтер», за короткий период несколько тысяч компаний начали пользоваться сервисом сдачи налоговой отчетности ФНО 910, или, как его называют, «упрощенкой». Представьте, чтобы сдать отчетность, вам потребуется не более 15 минут, там же вы  отправите декларацию в управление государственных доходов, без необходимости перехода в кабинет налогоплательщика и других действий благодаря АПИ, которое предоставил Комитет государственных доходов. Все предельно просто и понятно: укажите ежемесячный доход, и система сама посчитает сумму налоговых, социальных и пенсионных отчислений.

На торговой площадке B2B клиенты разместили более 600 товаров и услуг, и продолжают добавляться компании, которые ищут надёжных партнёров и поставщиков.

 

Какие тренды на рынке будут популярны в ближайшее время?

- Изменения на рынке происходят ежедневно, поэтому прогнозировать в этих условиях достаточно сложно.

Но исходя из ситуации мы видим перспективность развития онлайн-сервисов. Это приоритетное направление. Многие банки сейчас ориентированы на улучшение и развитие сервисов. Кто-то заключает партнерские соглашения, кто-то разрабатывает сам.

Что интересного делают банки СНГ?

- На рынке СНГ сильно развиты в информационных технологиях банки Украины и России. Они сделали много полезных сервисов, бонусы, кешбэки, программы лояльности, и теперь клиент, открыв счет в банке, получает доступ к бухгалтерии, юридическом помощнику, HR-услугам, облачному кол-центру, CRM-системам и многому другому. В соседних странах активно развиваются экосистемы, где клиент получает все необходимые услуги онлайн в обслуживающем банке.

Какие новые продукты вы будете делать для клиентов и в каком направлении двигаться?

- В ближайшее время мы представим еще насколько интересных онлайн-продуктов для наших клиентов, которые позволят оптимизировать временные затраты, снизить риски, сократить расходы на операционную деятельность, позволят собственникам уделять больше внимания развитию бизнеса. В этом смысле мы, как системообразующий банк, по-прежнему стремимся к постоянному развитию сервисов, облегчающих жизнь и работу предпринимателей.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7071 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
9 августа родились
Шолпан Нурумбетова
председатель правления Kassa Nova
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить