Госорганам Казахстана ослабят финансовый «ошейник»

5125

Государственные органы Казахстана получат большую свободу в распоряжении бюджетными средствами. Об этом сообщил во вторник, 22 августа, министр национальной экономики Тимур Сулейменов

Иллюстрация: © Depositphotos.com/mangsaab

Во вторник на заседании правительства был представлен проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства". Представлявший его министр национальной экономики пояснил, что этот документ направлен на уменьшение бумажной волокиты в казахстанских госорганах. Об этом сообщает Sputnik.

В первую очередь, это касается процедур разработок и корректировок бюджетных программ: министерство национальной экономики решило, что свои бюджеты госорганы могут благополучно согласовывать с Министерством финансов, не приходя за повторным согласованием еще и в Министерство национальной экономики, как сейчас. Исключение составят лишь разработчики стратегических планов – им по-прежнему придется посещать при разработке и корректировке оба ведомства. 

Зато внесение изменений в бюджетные программы по инициативе госорганов при перераспределении средств внутри бюджетных программ теперь будет производиться без согласования с кем-либо, но с уведомлением Минфина.

- Это позволит сократить согласование бюджетных программ на каждом этапе в среднем на 10 дней, — пояснил Тимур Сулейменов. — Также предлагается отменить соглашения о результатах по целевым трансфертам на развитие, которые на сегодня во многом дублируют бюджетные программы. В результате сократится более 1,5 тыс. документов на центральном и местном уровнях.

Административные расходы – под одну гребенку

Административные расходы центральных государственных органов теперь предлагается планировать общим лимитом, который будет определяться Министерством финансов. Это упрощает подготовку бюджетной заявки, сокращает сроки ее рассмотрения и объем представляемой документации, поскольку заявки от госорганов, в общем-то, в этом случае будут однородной калькой.

Гораздо важнее для госорганов то, что министерство национальной экономики предлагает дать им возможность перераспределения средств между бюджетными программами без уточнения бюджета (через постановление правительства) в объеме не более 10% при неэффективном исполнении бюджетных программ и при неосвоении средств.

То есть если какое-либо подразделение того или иного министерства недоосвоило средства, министерство может часть этих денег относительно самостоятельно перекинуть туда, где их не хватает: в этом случае правительству придется выслушивать меньше тирад со стороны Счетного комитета по поводу неосвоения бюджетов. 

Более того, госорганы предлагается наделить правом по перераспределению экономии по текущей подпрограмме на подпрограмму развития внутри одной бюджетной программы, то есть наши министерства и ведомства получают стимул не расходовать средства, лишь бы совпасть со сметой, а за счет экономии в рамках одного бюджета проделывать больший объем работы.

- При этом снимается ограничение по перераспределению средств внутри бюджетных программ по инициативе государственного органа 1 раз в квартал, все это позволит более качественно осваивать средства в течение года, — считает Сулейменов.

ГЧП упростят до максимума

Этот же законопроект предусматривает упрощение планирования проектов государственно-частного партнерства: весь процесс этого планирования сократится с 5 до 3 этапов (экспертиза инвестиционного предложения, проведение конкурса, заключение договора ГЧП) за счет исключения концепции проекта и экспертизы проекта договора ГЧП.

- Это позволит сократить сроки подготовки проектов ГЧП с 7 до 3 месяцев, — пояснил министр.

Одним из новшеств является внедрение «программного ГЧП» – матрицы, в которой все процедуры отбора частного партнера и реализации проектов ГЧП будут прописаны в упрощенной форме для каждой сферы в государственных и правительственных программах без проведения дополнительных экспертиз.

- В итоге процедуры ГЧП станут более короткими и доступными для бизнеса, — резюмировал Сулейменов.

Для простых казахстанцев тоже есть хорошая новость: Министерство национальной экономики предложило в рамках этого законопроекта ввести запрет на прогнозирование штрафов, пени, санкций и взысканий. То есть теперь у фискалов и гаишников не будет плана по валу оформлений нарушителей и задолженников – и они менее ретиво будут выискивать поводы «докопаться» до налогоплательщиков, участников внешнеэкономической деятельности и водителей с пешеходами.

В целом, по мнению разработчиков, предлагаемые поправки будут способствовать более быстрому доведению бюджетных средств до экономики, уменьшению сумм неосвоения, увеличению количества проектов ГЧП, а также большей ответственности госорганов при большей самостоятельности. Как оно будет на самом деле – покажут отчеты Счетного комитета в следующем году.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить