Генпрокуратура готова обсуждать усиление ответственности за вывод капитала

9948

Для более эффективной борьбы с выводом капитала из страны предлагают вернуться к уголовному наказанию и ужесточить уголовную ответственность, ввести корпоративный подоходный налог на предоплату по договорам о приобретении товаров, работ и услуг и ограничить возможности пролонгации контрактов

Фото: khazin.ru

С такими предложениями на «круглом столе» в сенате парламента выступил и.о. заместителя председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Уалихан Дильдабаев. Он констатировал, что сегодня 90% платежей обеспечены исполнением контрактов, соответственно, нельзя сказать, что все выводимые из страны валютные потоки незаконны или находятся в зоне риска. Однако проблемы всё же есть. В частности, «до настоящего времени у нас законодательно не урегулирован вопрос о предельной сумме транзакций, количестве операций и контроля за исполнением этих операций».

- То есть физические и юридические лица могут без ограничений перечислять на свои расчётные счета за рубежом, - отметил Дильдабаев.

Что же касается так называемых серых схем, «противодействие этому явлению сугубо уголовными наказуемыми методами показывает, что это неэффективно, поскольку уголовная ответственность за невозврат валютной выручки у нас предусмотрена только одной статьёй – 235 УК РК».

-  Но даже по этой статье привлечение к ответственности является проблематичным, так как действующая её редакция не позволяет в полной мере бороться, ввиду сложности доказывания умысла виновного лица. С 2015 по 2017 зарегистрировано 239 невозвратов средств из-за границы. Из 239 фактов 102 факта прекращены за отсутствием состава преступления. В суд направлено всего лишь два уголовных дела, - заявил представитель Комитета госдоходов.

Сложность доказывания преступности схемы, по его словам, заключается в том, что сегодня существует «возможность участникам внешнеэкономической деятельности бесконечного продления контрактов, пролонгация экспортно-импортных контрактов».

- А ответственность плательщиков наступает у нас только по истечении срока репатриации. То есть участники используют возможность бесконечно продлевать контракты. 102 уголовных дела прекращено именно по этим основаниям. Контракты у нас некоторыми субъектами преступлений, которые мы расследовали, продлевались до 10 лет. На два года изначально заключается контракт, потом сроки истекают, от уполномоченного органа мы получаем материалы, возбуждаем уголовное дело. И потом уже участник ВЭД предоставляет нам продлённый срок контракта, вплоть до 10 лет. И у нас это не ограничено ни одной нормой, - объяснил он.

Поэтому в Комитете госдоходов считают необходимым законодательно закрепить ограничения по количеству и срокам пролонгации по контрактам.

Кроме того, «в целях установления барьеров бесконтрольного вывода капитала назрела необходимость рассмотреть признание в качестве доходов нерезидента из источников в Республике Казахстан и облагать корпоративным подоходным налогом все предоплаты по работам, услугам и товарам, переведённым в адрес резидентов и которые не были удовлетворены в течение двухлетнего периода с момента предоставления средств».

Эти предложения вызвали интерес у депутатов. Сенатор Ольга Перепечина заметила, что возможность усиления статьм 235 УК РК уже рассматривалась, однако «на последнем заседании рабочей группы был предоставлен протокол МВК, который не рассматривает усиление уголовной отвественности за наши экономические преступления и вывод капитала с использованием подложных документов». «Всё это нужно, но здесь у нас гуманизация нашего уголовного законодательства. Но мы говорим о вопросах национальной безопасности, которая включает не только вопросы обороноспособности, продбезопасности, но и прежде всего экономической безопасности», - начала она обсуждение.

Начальник отдела надзора за соблюдением финансового законодательства службы по защите общественных интересов Генпрокуратуры РК Адиль Оспанов заметил, что минимальное количество поступающих в суды дел и суммы, которые выводятся за рубеж, могут быть тем самым обстоятельством, которое требует пересмотра.

- Мы готовы вернуться к этому вопросу. Да, в условиях гуманизации уголовного законодательства к этому всё идёт, тем не менее, если потребность у общества и государства в этом есть, почему бы не вернуться к этому рассмотрению? Хотя бы обсудить, - заявил он.

Заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков не считает ужесточение ответственности панацеей от серых схем и вывода капиталов за рубеж. По его мнению, необходимо сделать более эффективным процесс доведения таких дел до суда, иначе даже повышенная ответственность окажется бесполезной.

- Очень многое в законодательстве уже есть. Оно просто не работает. Для того чтобы эффективно реализовать существующее законодательство, достаточно проводить проверку учётных номеров контрактов по валютному договору, проверять, насколько подложные документы, взаимодействовать с правоохранительными органами других стран. Если все элементы цепочки будут работать, даже в существующем законодательстве можно существенно повысить качество, - заявил он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить