Есть ли связь между досрочными выборами и курсом тенге?

29315

На этот вопрос в интервью Forbes.kz ответил директор Института экономической политики, доктор экономических наук Каирбек Арыстанбеков

Каирбек Арыстанбеков.

Урок валютной истории

F: Каирбек Тулендиевич, 11 февраля прошло расширенное заседание правительства с участием Назарбаева, где, помимо прочего, было заявлено, что «Казахстан постарается не допустить резких колебаний курса тенге», а уже 14 февраля была озвучена инициатива о проведении досрочных президентских выборов. Есть ли связь между этими событиями?

- Для начала надо вспомнить историю. 16 лет назад, в январе 1999, прошли президентские выборы, а уже в апреле правительство и Нацбанк Казахстана объявили о переходе к свободному обменному курсу, и доллар подорожал в обменниках с 88 тенге до 150–160 тенге всего за сутки. К концу года, правда, курс стабилизировался на уровне 120 тенге за доллар, но казахстанская валюта, как известно, «просела» вслед за рублем, который рухнул в августе 1998 в 4 раза.

F: Действительно, между падением рубля и "отпуском тенге в свободное плавание" тогда прошло много времени…

- Если говорить откровенно, то проводившаяся в течение 1998 политика Нацбанка и правительства Казахстана в отношении валютного курса была на редкость безответственной. Результаты анализа показали, что в 1998 у нас было две уникальные возможности для проведения своевременной девальвации тенге с наименьшими потерями: первая - в начале апреля 1998; вторая – после «черного августа» в России.

F: С августом все понятно – тогда в России произошел дефолт. А что случилось в апреле 1998?

- Существуют индикаторы раннего предупреждения о приближении рисковых зон, негативных явлений в экономике. В их числе – показатели торгового баланса страны. Так вот, по итогам 1 квартала 1998 Казахстан сохранил положительное сальдо в размере $108 млн. Однако, начиная с апреля, точнее - со 2 квартала того же года, наблюдалось его отрицательное значение. Другими словами, среднемесячная величина дефицита торгового баланса страны составила $66 млн, а в целом за 2 квартал - $198 млн.

Другим индикатором раннего предупреждения выступает сальдо платежного баланса по текущему счету. По итогам 1 квартала 1998 также наблюдалось его положительное сальдо. Вместе с тем, во 2 квартале 1998 текущий счет платежного баланса Казахстана принял отрицательное значение в сумме $116,8 млн.

Аналогичное ухудшение происходило как по линии агрегатных,  так и балансирующих статей платежного баланса страны.

Но, к сожалению, эти «звоночки» были проигнорированы. Монетарные власти страны своим бездействием продолжали обострять и усугублять состояние валютного рынка, проводить необоснованные валютные интервенции. На поддержание нереального курса тенге ушло, как мы выяснили в ходе исследования, от $400 до $600 млн. На начало апреля 1999 объем валютного резерва РК упал до критической отметки – $1,6 млрд, или 35% от общего объема ЗВР. Иными словами, из-за ошибки денежных властей Казахстана и необходимости проведения президентских выборов в 1999 мы потеряли 30-35% валютного резерва страны.

«Лечение» должно быть радикальным

F: Каким сложился платежный баланс Казахстана в 2014?

- По состоянию на 18 февраля 2015 Нацбанк опубликовал статистические данные платежного баланса лишь за 9 месяцев 2014. Годовых показателей еще нет, хотя, в соответствии с постановлением правительства, регулятор обязан опубликовать эти данные ежеквартально. Так, данные за 4 квартал 2014 должны были появиться 10 января 2015.

Тем не менее, базовым индикатором раннего предупреждения негативных  явлений в экономике является сальдо платежного баланса по текущему счету, которое по итогам января-сентября 2014 года составило $5,1 млрд. Учитывая имеющиеся тренды 4 квартала предыдущих годов, можно предположить, что размер профицита текущего счета в 2014 упадет до отметки $2,5 млрд.

В то же время за 9 месяцев 2014 профицит финансового счета (это второй базовый индикатор платежного баланса) составил $6,3 млрд. Поскольку этот счет охватывает, в том числе, показатели прямых инвестиций, то на фоне влияния серьезных внешних факторов (радикальное снижение цен на нефть, санкционная война, падение курса рубля и. т.д.) инвесторы могут снизить инвестиционную активность в Казахстане. Поэтому мы ожидаем, что по итогам 4 квартала 2014 размер профицита может упасть до отметки около $3,5 млрд.

Таким образом, по итогам 2014 в сумме двух базовых показателей мы получим примерно $5-6 млрд.

F: Но это же положительный результат – значит, эти деньги пойдут на пополнение золотовалютного резерва страны!

- Однако у казахстанской экономики есть «раковая опухоль» под названием «незаконный и неучтенный вывоз капиталов из страны». За 9 месяцев 2014, только по данным Нацбанка, вывоз капиталов достиг рекордной отметки – свыше $8,6 млрд. Причем отток увеличивается уже 4 года. Увы, этот вопрос не был рассмотрен на расширенном заседании правительства с участием главы государства.

И если уж говорить об итогах заседания, то, на мой взгляд, прежде чем распечатать и активно использовать средства Нацфонда, крайне важно заняться радикальным лечением «раковой опухоли».

F: Какие методы «лечения» вы предлагаете?

- Во-первых, в рамках назревших конституционных реформ обеспечить переход от «суперпрезидентской» к президентско-парламентской форме правления страной. При этом необходимо дать парламенту контрольные функции и полномочия.

Эксперты Института экономической политики провели анализ данных 132 государств мира в зависимости от форм правления (на базе International Financial Statistics). Выяснилось, что величина незаконного вывоза капиталов (или «раковой опухоли») находится на приемлемом, допустимом уровне в группе стран, имеющих парламентскую либо президентско-парламентскую форму правления (с учетом степени демократизации общества).

Во-вторых, в рамках УК РК определить новые виды экономических преступлений, связанных с незаконным вывозом капиталов из страны, с их утечкой в офшоры, и усилить размер существующих санкций.

В-третьих, поставить на утрату действующий «беззубый» Закон РК «О трансфертном ценообразовании» и разработать его новую редакцию с участием независимых экспертов.

В-четвертых, кардинально пересмотреть отраслевую программу по снижению теневой экономики и внести в нее необходимые изменения после принятия закона в области трансфертного ценообразования.

В-пятых, восстановить приемлемый национальный и юридический контроль за финансовой и внешнеэкономической деятельностью отдельных финансово-промышленных групп и ТНК, с которыми не всегда справляются наши правоохранительные и фискальные органы.

В-шестых, не допустить дальнейшего закрепления основ «корпоративистского государства». По сути, это тема другого разговора.

Дата выборов зависит от данных Нацбанка

F: Давайте вернемся к теме выборов. Вы полагаете, что выборы проводятся заранее именно потому, что в последующем обязательно придется изменить курс тенге?

- Именно такая ситуация была в 1998-1999. Сейчас это зависит от итоговых результатов статистики платежного баланса страны 2014.

Занижение валютного курса по сравнению с паритетом покупательской способности (проще говоря, отставание внутренних цен от мировых), - это общая характерная черта развивающихся стран.

Казахстан обременен внешней задолженностью, дефицитом по балансам услуг и доходов, страдает от утечки капиталов, которую также надо финансировать по линии платежного баланса.

Для обеспечения такого финансирования у нас должен быть профицит как по балансирующим, так и агрегатным статьям платежного баланса, что, в свою очередь, требует заниженного валютного курса по сравнению паритетом покупательской способности.

F: Итак, насколько ситуация сегодня схожа с той, что наблюдалась в 1999? 

- Если наши прогнозы, касающиеся базовых показателей платежного баланса по итогам 2014, подтвердятся, получается, что история в стране повторяется. Мы совершаем повторный круг спустя 16 лет. Другое дело, сколько мы можем потерять либо сохранить ЗВР. Если наши прогнозы за 4 квартал 2014 подтвердятся, то можно предположить, что по итогам года поддержание курса тенге стоило Нацбанку $2-3 млрд

Если регулятор опубликует достоверные статистические данные платежного баланса Казахстана за 2014, по результатам их анализа можно спрогнозировать и примерную дату проведения президентских выборов в стране.    

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить