Если государство решило стать прозрачным, то надо начать с Нацфонда

Согласно рейтингу прозрачности Института суверенных фондов благосостояния, на конец 2014 Нацфонд РК имел оценку 2 балла из 10 возможных и занимал 47 место среди 52 аналогичных фондов мира. Анализ публикуемой информации о деятельности Нацфонда вызывает серьезные вопросы, считает финансист Мурат Темирханов

Напомню, что Нацфонд представляет собой своеобразную «заначку», куда стекаются поступления от нефтяного сектора. У фонда две ключевые функции - сберегательная и стабилизационная:

1. накопления финансовых активов для повышения благосостояния будущих поколений;

2. обеспечение стабильного экономического развития страны в случае возникновения неблагоприятных внешних факторов (прежде всего это касается резкого падения цен на нефть) за счет краткосрочного использования денег фонда.

Активы фонда, посчитанные по международным стандартам, на конец 2014 составляли 14,9 трлн тенге, или 39,3% от ВВП. Таким образом, как по размеру, так и по своему назначению эти деньги представляют собой критическое значение для государства, а значит - для каждого из нас. Так почему же прозрачность и подотчётность Нацфонда на порядок хуже, чем, например,  у госбюджета? Ниже я продемонстрирую несколько примеров серьёзности проблем в этой сфере.

По прозрачности Нацфонд РК - в самом низу независимого рейтинга

Институт суверенных фондов благосостояния (Sovereign Wealth Funds Institute) специализируется на анализе фондов, аналогичных Нацфонду РК. Как сказано выше, оценка прозрачности фонда составляет 2 из 10.

Из наших «нефтяных соседей» Россия в рейтинге прозрачности подобных фондов получила 5 баллов, Азербайджан - максимальные 10 баллов. Иначе говоря, это прикаспийское государство находится на одной ступени с такими эталонами, как Норвегия и Сингапур. Так что мешает Казахстану повысить прозрачность до такого же уровня?

Время почивания на нефтяных лаврах прошло

По ссылке вы можете посмотреть сравнительную информацию по поступлениям и использованию денег фонда на конец мая 2014 и 2015. Эта информация ежемесячно публикуется на сайте Министерства финансов РК.

ОТЧЕТ О ПОСТУПЛЕНИЯХ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА (тыс. тенге)

Наименование

Май 2014

Май 2015

Средства Национального фонда (далее-Фонд) на начало отчетного периода ( кассовое исполнение), всего*:

13 026 107 161

16 429 299 412

Поступления, всего:

1 714 755 146

913 899 191

в том числе:

 

 

 - прямые налоги от организации нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты)

1 703 461 996

911 139 211

 - другие поступления от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты)

10 843 079

2 203 636

 - поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения

450 071

556 344

 - инвестиционные доходы от управления Фондом

 

 

Использование, всего:

961 626 801

1 488 374 286

в том числе:

 

 

 - гарантированные трансферты

860 000 000

1 340 000 000

 - целевые трансферты

100 300 000

146 000 000

 - покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита

1 326 801

2 374 286

Чистый приход/(расход) денег фонда с начала года

753 128 345

-574 475 095

Средства Фонда на конец отчетного периода, всего:

13 779 235 506

15 854 824 317

В первой половине прошлого года цены на нефть превышали $100 за баррель. В той ситуации поступления в Нацфонд существенно превышали использование его средств. И это - несмотря на то, что в 2014 по сравнению с 2013 резко увеличились перечисления средств из фонда в бюджет.

Сегодня, когда цены на нефть скачут в диапазоне $60 - $70, поступления денег в Нацфонд резко уменьшились. Вследствие этого резко снизились поступления в бюджет. Чтобы сохранить объём социальных расходов и поддержать экономику, власти резко увеличили использование средств фонда. То есть картина поменялась на противоположную: вместо чистого прихода денег в фонд в прошлом году - в этом мы видим чистый расход.

В такой ситуации ребром встаёт вопрос прозрачности и подотчётности Нацфонда перед обществом. Также есть еще второй, не менее важный вопрос, – максимально эффективное использование средств, выделяемых из фонда. Собственно, оба вопроса были актуальны всегда. Но  правительство закрывало на них глаза, поскольку при высоких ценах на нефть Нацфонд рос, даже несмотря прямое растранжиривание его активов.

Куда подевались 1,5 трлн тенге?

Как вы заметили, в таблице указано, что цифры по Нацфонду составлены по «кассовому исполнению». Такой «кассовый» метод учета активов и операций фонда весьма сильно отличается от международных стандартов. В годовом отчете правительства по Нацфонду за 2014 частично указываются цифры Нацфонда, составленные по международным стандартам. В них сразу же бросается в глаза громадная разница между тем, что Минфин публикует на своем сайте, и тем, что есть на самом деле, в соответствии с международными стандартами.

Наименование статьи

Поступления

Перечисления

Чистая прибыль (убыток)

Резерв по переоценке валюты

Всего

Остаток на 31 декабря 2012 года

14 984 837 073

-7 238 147 291

1 059 790 788

621 247 081

9 427 727 651

Поступления от Министерства финансов Республики Казахстан и прочие поступления

3 432 344 329

 

 

 

3 432 344 329

Перечисления в республиканский бюджет

 

-1 405 500 000

 

 

-1 405 500 000

Прочие перечисления

 

-251 075 667

 

 

-251 075 667

Эффект переоценки валюты на начальный остаток чистых активов

 

 

 

207 642 668

207 642 668

Эффект переоценки валюты на чистую прибыль (убыток) и прочие перемещения

 

 

 

10 403 702

10 403 702

Чистая прибыль (убыток) за период

 

 

334 134 038

 

334 134 038

Остаток на 31 декабря 2013 года

18 417 181 402

-8 894 722 958

1 393 924 826

839 293 451

11 755 676 721

Поступления от Министерства финансов Республики Казахстан и прочие поступления

3 504 647 159

 

 

 

3 504 647 159

Перечисления в республиканский бюджет

 

-1 955 000 000

 

 

-1 955 000 000

Прочие перечисления

 

-219 811 649

 

 

-219 811 649

Эффект переоценки валюты на начальный остаток чистых активов

 

 

 

2 158 692 032

2 158 692 032

Эффект переоценки валюты на чистую прибыль (убыток) и прочие перемещения

 

 

 

-92 608 568

-92 608 568

Чистая прибыль (убыток) за период

 

 

-215 621 368

 

-215 621 368

Остаток на 31 декабря 2014 года

21 921 828 561

-11 069 534 607

1 178 303 458

2 905 376 915

14 935 974 327

Начнем с того, что таблице Минфина, показанной выше, средства (активы) Нацфонда на конец 2014 составляли 16,4 трлн тенге. Однако в годовом отчете правительства, помимо «кассовых» цифр, указаны некоторые цифры из непубликуемой финансовой отчётности фонда, проверенной международным аудитором. Согласно этим цифрам, активы Нацфонда составляли 14,9 трлн тенге. То есть, по международным стандартам, сумма активов фонда на 1,5 трлн тенге, или на $8 млрд, меньше, чем в официально публикуемой информации. При этом в отчете правительства нет никакого объяснения такой разницы.

«Кассовый» отчет Минфина очень прост. Он показывает денежные поступления в фонд, денежные расходы из фонда, а также начальный и конечный остаток средств. Подчеркну слово «расходы». Оно означает невозвратные суммы. Если Нацфонд вкладывает деньги в высококлассные акции или долговые ценные бумаги, то это рассматривается как инвестиция, а не как расход денег фонда. Инвестиции по «кассовому» методу не изменяют сумму активов фонда. Тогда как по международным стандартам - сумма инвестиций может уменьшаться в зависимости от качества и условий инвестиций. Как мы увидим ниже, именно из-за этого и возникла такая громадная разница в активах между официальной и неофициальной отчётностью.  

Инвестиции в облигации нацкомпаний – это скрытые расходы Нацфонда

В годовом отчете правительства по Нацфонду говорится, что за 2014 в портфель ценных бумаг фонда были приобретены облигации госкомпаний на общую сумму 473 млрд тенге. В отчёте это не упоминается, но из других источников известно, что практически все эти облигации имеют крайне низкую процентную ставку, очень смешную по рыночным меркам. В отчете же Минфина по «кассовому» методу такие низкие ставки никак не отразились на активах фонда, поскольку деньги ушли на инвестиции, а инвестиции по этому методу не изменяют сумму активов.

По международным стандартам, покупка облигаций с процентной ставкой гораздо ниже рыночной означает прямой убыток для покупателя бумаги (Нацфонд) и прямой доход для эмитента (госкомпании). В годовом отчёте правительства указывается, что в неопубликованной аудированной отчётности Нацфонда разница в 219 млрд тенге между справедливой стоимостью облигаций и перечисленными деньгами отражается по статье «Прочие перечисления».

Судя по отчету правительства, только за 2013 и 2014 на кредитовании госкомпаний (через облигации и прямые кредиты) Нацфонд признал убытков на сумму 471 млрд тенге! Оставшийся 1 трлн тенге убытков (разница между кассовым отчетом Минфина и отчётом по международным стандартам), по всей видимости, относится к таким же операциям в прошлые годы.

Таким образом, правительство в дополнение к достаточно прозрачным трансфертам из фонда в бюджет, за счет облигаций с низкой процентной ставкой, осуществляло другие огромные расходы, которые скорее всего не предусмотрены нормативными документами по Нацфонду.

Громадный инвестиционный убыток Нацфонда в 2014

В отчёте правительства по Нацфонду за 2014 публикуется таблица по изменению в чистых активах Нацфонда, составленная по международным стандартам.

Как видно из этой таблицы, в 2014 Нацбанк на управлении активами Нацфонда заработал убыток в размере 216 млрд тенге. Если вы посмотрите месячную отчётность Минфина, то на конец марта 2015 (по сравнению с прошлым месяцем) средства Нацфонда вдруг похудели на 93 млрд тенге. Внизу отчета есть приписка, что это произошло за счёт учета инвестиционного убытка по управлению активами фонда в 4 квартале 2014.

Кроме сказанного выше, никаких других объяснений столь высоких инвестиционных убытков в 2014 не было. А жаль. Очень хочется понять, что же произошло с инвестициями Нацфонда в конце 2014 и в целом по году. Для нашей страны, полностью зависящей от экспорта сырья, инвестиционная политика Нацфонда должна строиться таким образом, чтобы при падении цен на нефть рыночная стоимость инвестиций фонда росла, а не наоборот. Например, стоимость ценных бумаг авиационных и прочих транспортных компаний растут при понижении цен на нефть. Так на чём же Нацбанк заработал такой большой убыток? Кстати, его сумма сопоставима с деньгами Нацфонда, направленными в 2014 на индустриализацию и развитие малого и среднего бизнеса.    

Нам срочно нужны структурные реформы

Как видим, у Казахстана - серьезные проблемы с использованием «нефтяной заначки». У неё нет прозрачности и подотчётности, а деньги фонда используются крайне неэффективно. Аналогичные проблемы у нас - с бюджетом и инвестициями в квазигосударственном секторе. С индустриализацией и диверсификацией экономики также не видно прогресса. Помимо этого, государство продолжает наращивать свою долю в рыночной экономике. И этот список можно продолжать долго. Другими словами - вместо поступательного движения в когорту развитых стран мы топчемся на месте, а по некоторым позициям отступаем.

Мы уже давно отравлены легкими деньгами от природных ресурсов. И без обновления, без политической конкуренции и создания баланса между всеми ветвями власти невозможно добиться структурных реформ.

Недавно глава государства дал старт на переход к президентско-парламентской республике. Уверен, эта серьезная политическая реформа должна быстро преобразоваться в структурные реформы в экономике. Остаётся надеяться, что это будет полноценный переход в новую систему политических координат и в обновление как парламента, так и правительства.

Хочется, чтобы это не затягивалось на годы. Если цены на нефть еще некоторое время продержатся на текущем уровне, то при нынешнем status quo переход от застоя к полноценному кризису в Казахстане - уже не за горами. 

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
39245 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
2 июня родились
Даурен Уткелбаев
член совета директоров АО "Товарная биржа "Евразийская торговая система"
Нурлан Смагулов
президент Аstana Group, №10 в рейтинге богатейших бизнесменов Казахстана - 2019
Серикжан Сейтжанов
президент нефтяной компании ТОО «Саутс Ойл»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить