Экономика Казахстана в 2019: тяжёлый инфляционный фон и рост госрасходов

17732

И.о. председателя правления компании Halyk Finance Мурат Темирханов полагает, что в 2019 году рост экономики замедлится и прогнозируемый правительством 5%-ный рост ВВП маловероятен. Об этом он заявил, выступая на круглом столе «Долговой рынок Республики Казахстан», прошедшем в Алматы

Фото: Depositphotos.com/bob_sato_1973

- На 2019 год наш прогноз роста ВВП – 3,6%. У нас сырьевая экономика, и если посмотреть на качество роста, то 4,1% прошлогоднего роста обеспечили атрибуты сырьевой экономики: нефть, газ, металлы и первичная переработка металлов и транспортировка нефти, - отметил Мурат Темирханов.

Он пояснил, что в прошлом году производство нефти выросло больше чем на 4%, среднегодовая цена барреля увеличилась на 30%, и это дало громадный толчок для экономики. В этом году такого стимула не будет, полагает эксперт. Будет небольшой рост производства нефти и даже не исключено падение, как правительство сейчас прогнозирует. При этом средняя цена нефти вряд ли вырастет. А рост экономики поддержат крупные инвестиционные проекты - Тенгиз и Кашаган.

- В начале года мы видели резкое увеличение бюджетных расходов на социальные инициативы и поддержку банков. По нашей оценке, это даст 0,4% дополнительного роста. Если убрать из 3,6% роста фискальные импульсы, остается 3,2%. Непонятно, за счёт чего будет достигаться годовой рост в 5%, озвученный премьер-министром. Административными путями роста экономики не добьёшься, – считает Темирханов.

Представитель Halyk Finance дал также оценку качества экономического роста, заметив, что у правительства всегда есть громадные планы по диверсификации, которые остаются лишь на бумаге.

- Нефтяные цены выросли, и наш экспорт минеральных ресурсов возрос сразу с 60 до 75%. Фактически нельзя говорить, что идёт диверсификация, растёт обрабатывающая промышленность. Она не растёт ни в ВВП, ни в экспорте. МСБ как занимал 26-27% в экономике в последние годы, так и продолжает. И остаётся большая зависимость от сырья, - заметил Темирханов.

Проблемой для экономики остается нарушение бюджетной дисциплины. В 2016 году была утверждена Концепция использования Национального фонда, но на данный момент она не выполняется.

- Сначала была большая помощь Казкоммерцбанку, когда вывели из бюджета 2,1 трлн тенге. Затем Национальный банк дал 600 млрд тенге Фонду проблемных кредитов. В этом году история повторяется. Вроде собирались уменьшать трансферты из Национального фонда, но вдруг утвердили инвестиции в непонятный для нас Инвестиционный фонд развития на сумму 370 млрд тенге. Национальный банк профинансировал Цеснабанк на 600 млрд. Начались программы по финансированию экономики ещё на 600 млрд тенге. Если рассматривать консолидированный бюджет, скачок идёт довольно существенный. Если мы запланировали дефицит бюджета и сокращение расходов, они должны соблюдаться, это определённая политика, которой нужно следовать, - говорит Темирханов.

По мнению Темирханова, республиканский бюджет не соответствует международным стандартам, так как не включает многие важные расходы, в частности, когда Национальный банк финансирует государственные расходы и помогает банкам. С точки зрения экономической политики это неправильно, так как все трансферты из Национального фонда, вливания денег из Национального банка сильно влияют на экономику, на инфляцию, экономические показатели.

- Вопрос в том, как используются средства Национального фонда. Прошлый год был благоприятным, увеличился физический экспорт нефти, и цена - в идеале, валютные активы Национального фонда должны были расти, однако этого не произошло. Трудно сказать, с чем это связано, возможно, одна из причин - что его активы использовали для интервенции курса. В 2019 мы не ожидаем, что активы Национального фонда вырастут, потому что были утверждены новые расходы, – сказал Темирханов.

Ещё одним риском для экономики является неопределённость в будущих решениях Национального банка. Новый глава центробанка Ерболат Досаев заявил о преемственности валютной политики и о сохранении плавающего курса тенге, не уточняя, как будет строиться денежно-кредитная политика Нацбанка в условиях задач, поставленных президентом по расширению социальной ответственности государства.

С точки зрения влияния базовой ставки на валютный курс решение Национального банка сохранить базовую ставку на уровне 9,25% абсолютно правильное, считает Темирханов. Однако инфляция падает лишь визуально: инфляционный фон даже ухудшился, пошли большие фискальные стимулы.

- Мы считаем, что нет смысла снижать базовую ставку в течение ближайших 6-7 месяцев, потому что инфляционный фон тяжёлый и государственные расходы увеличились. Есть риск, что при снижении базовой ставки инфляция усилится. Какое решение будет дальше у Национального банка, мы не знаем. Нас беспокоит, что новое руководство пришло под флагом стимулирования роста экономики. Одновременное стимулирование со стороны фискальной политики и со стороны Национального банка – достаточно высокий риск, – предупреждает Темирханов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить