Дорогое наше правительство

5069

Самым дорогостоящим органом в структуре правительства является МВД. Таковы результаты рейтинга министерств и ведомств Казахстана по уровню затрат на их содержание, составленного исследовательским агентством «Рейтинг.kz» в сотрудничестве с ОО «Казпотребнадзор»

За основу рейтинга были взяты размеры прямых капитальных расходов данных госорганов, установленных Законом РК «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» от 23 ноября 2012 года в рамках республиканского бюджета на 2013 год. 

Самыми дорогостоящими министерствами по прямым капитальным затратам для налогоплательщиков Казахстана оказались:

- Министерство внутренних дел (5 437 701 тыс. тенге);
- Министерство финансов    (1 751 716 тыс. тенге);
- Министерство юстиции (1 698 190 тыс. тенге);

Дешевле всего по прямым капитальным затратам бюджету обходятся:

- Национальное космическое агентство (6 437 тыс. тенге);
- Агентство по делам спорта и физической культуры (12 376 тыс. тенге);

Государственный орган

Сумма (в тыс. тенге)

1

Министерство внутренних дел

5 437 701

2

Министерство финансов

1 751 716

3

Министерство юстиции (в тексте Республиканского бюджета на 2013 год обозначено как «органов юстиции» – прим.)

1 698 190

4

Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)

1 279 003

5

Министерство иностранных дел

689 074

6

Министерство по чрезвычайным ситуациям

511 007

7

Министерства транспорта и коммуникаций

447 163

8

Министерство труда и социальной защиты населения

366 301

9

Министерство здравоохранения

346 551

10

Агентство по статистике

267 118

11

Министерство сельского хозяйства

167 600

12

Агентство по защите конкуренции

122 817

13

Министерство индустрии и новых технологий

88 786

14

Министерство экономики и бюджетного планирования (в тексте Республиканского бюджета на 2013 год обозначено как «Министерство экономического развития и торговли» — прим.)

84 556

15

Агентство по делам религий

74 960

16

Министерство охраны окружающей среды

74 545

17

Агентство по делам государственной службы

54 360

18

Агентство по регулированию естественных монополий

51 845

19

Министерство нефти и газа

28 799

20

Министерство образования и науки

27 587

21

Министерство культуры и информации

20 000

22

Агентство по делам спорта и физической культуры

12 376

23

Национальное космическое агентство

6 437

Следует отметить, что в этот рейтинг не вошли:

- Министерство регионального развития в силу его создания в январе этого года и, как следствие, отсутствия его прямых капитальных расходов в республиканском бюджете на этот год;
- Министерство обороны из-за отсутствия у него в рамках республиканского бюджета на 2013 год прямых капитальных расходов. 

В то же время относительно результатов настоящего исследования важно учитывать не столько суммы соответствующих статей расходов, сколько рассматриваемую негативную тенденцию вокруг их увеличения. Причем вопреки поручениям и установкам президента РК, а также правам и законным интересам налогоплательщиков, чьи деньги и идут на содержание государственного аппарата.

Показательным в этом отношении является рост финансовых средств на содержание некоторых министерств и агентств по сравнению с 2012 годом. Так, например, капитальные расходы Министерства юстиции, согласно данным приложения к Закону РК «О республиканском бюджете на 2012- 2014 годы» от 24 ноября 2011 года, составляли в 2012 году 1 193 412 тыс. тенге. В связи с этим в 2013 году они увеличились на 504 778 тыс. тенге. А у Минфина соответствующие показатели составили 1 577 894 и 173 822 тыс. тенге. При этом для широкой общественности нет ясности относительно конкретных нужд данных госорганов, на удовлетворение которых было произведено увеличение размеров бюджетных денег. 

Лидеры по непрямым капитальным затратам 

Отдельной темой являются непрямые капитальные расходы, которые ориентированы на содержание подотчетных различным министерствам и агентствам структур. Хотя юридически данные статьи расходов касаются головных госорганов, распределяются они руководством между «дочками».

Результаты настоящего исследования показывают, что наиболее дорогостоящим органом по непрямым капитальным расходам опять-таки выступает ведомство Калмуханбета Касымова — Министерство внутренних дел. Сумма соответствующих бюджетных средств, выделенных данному органу в 2013 году, составляет 22 967 773 тыс. тенге.

2 место по непрямым капитальным расходам занимает Министерство обороны, которое возглавляет Адильбек Джаксыбеков. Судя по всему, данный орган старательно завуалировал суммы бюджетных средств, предназначенных на его непосредственные нужды и интересы, в общей совокупности капитальных расходов Вооруженных Сил РК. Сумма соответствующих бюджетных средств, выделенных данному органу в 2013 году, составляет 16 853 639 тыс. тенге.

3 место в рейтинге по объему непрямых капитальных расходов занимает Министерство здравоохранения (6 761 200 тыс. тенге), возглавляемое Салидат Каирбековой.

4 место — Министерство по чрезвычайным ситуациям (5 188 003 тыс. тенге) Владимира Божко.

5 позиция — Министерство образования и науки (3 404 517 тыс. тенге) Бакытжана Жумагулова.

По итогам на текущий год ситуация по непрямым капитальным расходам выглядит следующим образом:

 

Государственный

орган

Статья расходов

Сумма

(в тыс. тенге)

Общая сумма

(в тыс. тенге)

1

Министерство внутренних дел

Капитальные расходы внутренних войск

13 637 491

22 967 773

Капитальные расходы органов и учреждений  уголовно-исполнительной системы

5 677 235

Капитальные расходы подведомственных учреждений

3 653 047

2

Министерство обороны

Капитальные расходы Вооруженных Сил РК

16 161 572

 

 

16 853 639

Капитальные расходы подведомственных учреждений

692 067

 

3

Министерство здравоохранения

Капитальные расходы государственных организаций здравоохранения на республиканском уровне

6 488 196

 

 

 

6 761 200

Капитальные расходы государственных организаций образования системы здравоохранения

273 004

 

4

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Капитальные расходы подведомственных учреждений

-

5 188 003

 

5

Министерство образования и науки

Капитальные расходы организаций образования

2 576 551

3 404 517

Капитальные расходы государственных организаций в сфере обеспечения науки

827 966

6

Министерство культуры и информации

Капитальные расходы государственных организаций в области культуры и информации

-

1 174 767

 

7

Министерство сельского хозяйства

Капитальные расходы подведомственных государственных учреждений и организаций

-

933 600

 

8

Министерство труда и социальной защиты населения

Капитальные расходы организаций социальной защиты на республиканском уровне

-

810 465

 

9

Агентство по делам спорта и физической культуры

Капитальные расходы подведомственных организаций спорта

-

288 085

 

10

Агентство по делам религий

Капитальные расходы государственных организаций в сфере религиозной деятельности

-

5 505

 

Общие выводы

С одной стороны, на фоне общих сумм статей расходов республиканского бюджета на 2013 год, касающихся каждого из центральных исполнительных органов власти, затраты на их собственное содержание выглядят сравнительно небольшими по своим размерам.

Но, с другой стороны, во-первых, рассматриваемые статьи расходов составляются и выносятся на рассмотрение парламентариев без какого-либо конкретного обоснования. В том числе это имеет место и в случае их увеличения по сравнению с предыдущим бюджетным годом.

Во-вторых, граждане Казахстана как налогоплательщики не имеют возможности получать информацию относительно того, на удовлетворение каких именно нужд того или иного министерства либо агентства были направлены соответствующие бюджетные средства. Сами же органы, входящие в структуру правительства, инициативу обеспечения открытости этой информации проявлять явно не собираются.

В-третьих, на основании результатов многочисленных проверок Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и других контрольно-надзорных органов, в системе исполнительной власти наблюдается очень низкий уровень обеспечения финансовой дисциплины. В свою очередь это выражается главным образом в нерациональном и нецелевом использовании бюджетных средств, включая и капитальные расходы. Кстати, по данным Министерства финансов, на 1 августа 2012 года лидером рейтинга по уровню затрат на свое содержание — МВД — не были освоены 7,2 млрд. тенге, в том числе предназначенные на покрытие капитальных расходов внутренних войск и органов и учреждений  уголовно-исполнительной системы.

В связи с этим нет никаких гарантий, что это и другие ведомства будут соблюдать финансовую дисциплину относительно капитальных расходов и в текущем году. К тому же не исключено, что за счет денежных средств, предназначенных для подведомственных структур, те или иные госорганы решают вопросы своего собственного материально-технического обеспечения.

В-четвертых, среди самых затратных доминируют министерства, чьи руководители оказались в числе 20 самых неэффективных высокопоставленных чиновников (МВД, Минобороны, Минздрав, МОН) в «Рейтинге эффективности государственной элиты Казахстана». В свою очередь, соответствующие оценки стали отражением недостатков и провалов в работе самих указанных ведомств. В связи с этим получается, что самыми дорогостоящими являются госорганы, которые в силу своих критически оцениваемых действий либо необоснованного бездействия нисколько не оправдывают выделенные на их содержание бюджетные средства.

С учетом всего этого как никогда актуальны слова президента РК, сказанные им на 28 ноября 2012 года на совещании по развитию регионов: «Государственный служащий содержится на налоги населения Казахстана, они вас наняли, включая меня, чтобы мы им служили, а не для того, чтобы они вам служили!»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить