Длительное снижение цен на нефть пойдет на пользу Казахстану

13972

Проект программы «Нурлы Жол», дополненной антикризисными мерами, озвученными на февральском совещании правительства с участием президента, должен определять «конкретные меры экономической политики на среднесрочную перспективу». Однако результат анализа этого документа оптимизма не вызывает

Фото: livejournal.com

Напомню, Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства сказал, что «в нынешних условиях стране требуется адаптироваться к новым реалиям», и я лично ожидал, что окончательный вариант программы «Нурлы Жол» переосмыслит экономическую политику государства последних лет и предложит возобновление и ускорение структурных реформ, чтобы добиться конкурентоспособности экономики. Проект программы правительство отправило на минувшей неделе на экспертизу в НПП (с документом можно ознакомиться здесь). Изучив его, никаких коренных преобразований я не нашел.

Как я писал ранее, самый главный итог пятилетки высоких цен на нефть (2010 – 2014) – откат правительства от структурных реформ, несмотря на то, что эти годы были благоприятными для экономических преобразований. Однако считать, что в нынешних условиях проводить структурные реформы сложно, и нужно настроиться исключительно на то антикризисные меры — большая ошибка.

В программе поставлены две основные цели на среднесрочную перспективу: развитие эффективной инфраструктуры, «а также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках». Уже сама постановка вопроса говорит, что ожидать какого-то серьезного реформирования казахстанской экономики в ближайшем будущем не стоит. Антикризисная направленность мер уводит страну в другом направлении, хотя что сам глава государства абсолютно правильно сказал, что в стране кризиса нет.

По моему мнению, есть только два ключевых момента, к которым наша экономика должна приспособиться: снижение цен на нефть и международные санкции и кризис в России.

Снижение цен на нефть

Снижение цен на нефть привело к снижению доходов бюджета РК и поступлений нефтедолларов в Нацфонд. Это серьезное событие, но его трудно назвать кризисом для нашей страны. Нефтяной заначки, накопленной в Нацфонде, вполне достаточно, чтобы несколько лет поддерживать благосостояние населения на прежнем уровне в условиях низких цен на нефть, да еще и финансировать структурные реформы в экономике. То есть, нет никаких препятствий для кардинальной модернизации экономики. Наоборот, падение цен на нефть поможет нам обратить внимание частных инвесторов на несырьевую часть экономики.

Кризис в России

Кризис в России имеет два основных отрицательных момента для Казахстана: девальвация рубля и повышение рисков и неопределённости в регионе.

Девальвация рубля негативно повлияла на конкурентоспособность казахстанских производителей, конкурирующих с россиянами, либо экспортирующими товары в РФ. Но называть это кризисом смешно. Например, евро по отношению к доллару за последнее время значительно обесценился, но никто в США не рассматривает это как кризис для страны. Конечно, уровень обесценения рубля по отношению к другим валютам значительно больше. Но несырьевых предприятий, конкурирующих с российской продукцией, в Казахстане очень немного, и оказание им временной адресной госпомощи не потребует больших средств. А сырьевые компании, включая экспортеров металлов, обязаны обходиться без государственной помощи. Они сами должны уметь торговать в условиях быстро меняющихся мировых цен на сырье.

Российский кризис может повлиять на темпы проведения структурных реформ в РК, если иностранные инвесторы сочтут, что проблемы в экономике РФ перекинутся в нашу республику, ведь без прямых иностранных инвестиций мы не сможем провести модернизацию экономики. Это уже проблема, но она управляема: государству вполне по силам влиять на восприятие инвесторами рисков и неопределенности в стране. 

В целом, и кризис в России, и падение цен на нефть – не кризисные явления для Казахстана, и они не могут повлиять на ход структурных реформ в стране.

В программе нет «прорывных» задач

Давайте посмотрим на перечень задач, поставленных в программе «Нурлы Жол». Помимо развития различного вида инфраструктуры они включают в себя:

- Повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства посредством улучшения их доступности к финансированию.

- Поддержку отечественного машиностроения.

- Поддержку экспорта.

- Повышение конкурентоспособности субъектов АПК.

- Обеспечение инфраструктурой проектов Дорожной карты бизнеса – 2020.

- Развитие лабораторной базы.

- Обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов недр.

Вы заметили в этом списке что-либо «прорывное» для реформирования экономики? Я – нет. И развитие инфраструктуры, и каждая из перечисленных задач – это то, чем правительство планировало заниматься ежедневно в «тучные» годы после кризиса 2007-2009. О результатах этой работы я уже говорил ранее. Единственное отличие этой программы от предыдущих планов правительства в том, что на эти цели в 2015 – 2019 будет выделено больше денег, чем планировалось. По большому счету, увеличение финансирования - это единственная «антикризисная» мера в программе. Суть этой меры заключается в  поддержке роста экономики в период низких цен на нефть. Но даже эта мера оставляет много вопросов.

Одной рукой даем, другой забираем 

Общие расходы по программе «Нурлы Жол» за счет средств Нацфонда в 2015 составят 791 млрд тенге. При этом правительство, по поручению президента, уже утвердило другую «антикризисную» меру в виде сокращения бюджета на 2015 на 611 млрд тенге. Поскольку неизвестно, какая часть средств из Нацфонда пойдет в экономику страны через бюджет, а какая – вне его, трудно сказать, произойдет ли увеличение или сокращение государственных расходов в 2015 в целом. То есть, с одной стороны правительство наращивает госрасходы, а с другой – сокращает. Но как связаны эти два противоположных процесса и каким будет окончательный результат, известно только правительству. Во всяком случае, я надеюсь, что оно видит общую картину.

К слову, здесь опять вспоминается давняя и крайне важная рекомендация МВФ для правительства - о полноценности бюджета и прозрачности расходования средств Нацфонда. Согласно этой рекомендации, в госбюджете должны учитываться абсолютно все государственные расходы и инвестиции, включая использование средств Нацфонда, а также затраты и инвестиции госкомпаний, не связанные с их прямой деятельностью. Только в этом случае будет видно, на что идут государственные средства и насколько эффективно они используются. Сегодня, используя общедоступную информацию, ни один специалист не сможет оценить реальную ситуацию с госрасходами и инвестициями.

Так все же, почему программа «Нурлы Жол» фокусируется на так называемых «антикризисных» мерах и ничего не говорит о коренной модернизации экономики Казахстана? По моему мнению, причин несколько, но я хотел бы остановиться на одной.

ЗАО «Правительство»

Правительство Казахстана давно превратилось в «закрытое акционерное общество», где акционеры – не все граждане РК, а сами министры. Состав правительства неизменен долгий срок, и ожидать от них каких-либо реформ уже смешно.

В последнее же время правительство стало в прямом смысле слова закрытым для всего общества. Так, в 2014 было запрещено присутствие прессы на заседаниях правительства и их трансляция на телевидении. А проекты и уже утвержденные программные и стратегические документы правительства всегда были «засекреченными». Ни одна важная экономическая реформа не выносилась на обсуждение общественности до принятия решения правительством.

Приведу лишь последние примеры.

- «Антикризисный» бюджет был очень быстро разработан правительством и на прошлой неделе со свистом утвержден в парламенте, но документ так нигде так и не опубликовали. Об обновленном бюджете можно судить лишь исходя из выступлений членов правительства в парламенте, но даже их заявления породили много серьёзных вопросов.

- Также на том же заседании парламента председатель Нацбанка вдруг объявил, что план по дедолларизации экономики Казахстана уже утвержден правительством. Читатели Forbes.kz, конечно же, знают, как эта одна из важнейших мер структурных реформ волновала все экспертное сообщество и сколько дельных предложений они сделали в последние месяцы. Так почему же этот план до сих не опубликован?! Неужели правительство и Нацбанк до сих пор не могут понять, что борьба с такой секретностью – это одно из важнейших направлений структурных реформ, и именно такая закрытость денежно-кредитной политики привела к сегодняшней катастрофической долларизации депозитов в банках!

- Последний пример – это сама программа «Нурлы Жол». Проект программы был отправлен правительством в НПП на согласование 24 февраля с просьбой дать ответ 25 февраля. При этом документ, судя по входящему номеру, палата получила лишь 26 февраля. Я не знаю, согласовала ли его палата предпринимателей, но почти уверен, что эта организация также со свистом согласует этот документ, как это сделал парламент с бюджетом.

Как начать реальные структурные реформы

На данный момент главным действующим лицом в этой борьбе может быть только президент. Чтобы начать структурные реформы, нужно сделать вполне очевидный шаг – сменить «старую колоду», которая уже завалила эти самые реформы. К сожалению, последнее заседание правительства показало, что никаких изменений в этом направлении не ожидается. В этом случае остается надеяться только на одно. Как бы ни было тяжело всем нам, я хочу, чтобы низкие цены на нефть продлились очень долго. Только в этом случае можно ожидать реальных перемен в реформировании экономики. Мы ждем перемен!

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить