Что ждёт крупнейшие компании Казахстана, которые обслуживал Qazkom

14575

Об этом рассказал заместитель председателя правления Halyk Bank Мурат Кошенов

Мурат Кошенов
Фото: Ляззат Третьякова
Мурат Кошенов

Мурат Узакбаевич, рынок несколько взволновала новость о предстоящей сдаче лицензии Qazkom. Что в этой ситуации предпринять клиентам?

- Речь идёт лишь о юридической процедуре, которая не затрагивает процесса обслуживания клиентов. Все понимают, что сдача лицензии является логическим завершением сделки по присоединению Qazkom к Halyk Bank. Произойдет это в период после 26 июля, когда собрание акционеров Qazkom одобрит передаточный акт, по которому все активы и обязательства перейдут в Halyk Bank. После этого в течение 30 дней Qazkom сдаст лицензию. Клиенты продолжат обслуживаться, как и прежде, у тех же менеджеров, в тех же отделениях, но уже в составе объединённого банка.

Что в целом нужно делать клиентам сейчас и после даты объединения?

- Ничего не нужно предпринимать. Весь процесс объединения идёт сам собой, бесшовно и мягко, и это касается не только корпоративных клиентов. Мы всем говорим: «Не делайте лишних движений. Как обслуживались, так и продолжайте обслуживаться». Единственное, что может потребовать заблаговременных действий, – приостановка ряда сервисов в разные периоды в июле на 2-3 часа с тем, чтобы аккуратно объединить базы данных и информационные системы. Мы специально выбрали для этого июль - месяц пониженной деловой активности. И мы оповестим клиентов заранее, чтобы они успели произвести необходимые платежи и подумать об альтернативах. Планируется провести объединение платформ буквально за несколько часов.

Вы в Halyk курируете обслуживание корпоративных клиентов. Скажите, чего они ожидают от объединения?

- Из первой сотни крупнейших компаний, работающих в Казахстане, 70 являются клиентами Halyk Bank, более 50 – клиентами Qazkom. Эти клиенты – национальные компании, а также иностранные и крупные частные отечественные корпорации. Как видите, пересечение достаточно большое. Отмечу, что крупные компании почти никогда не работают с одним банком, а выбирают 3-4 финансовых института.

Что касается интеграции, то команды, в которых задействованы сотрудники как Halyk Bank, так и Qazkom, работают с конца прошлого года. Все идёт по плану.

 В первую очередь вопросы к вам возникают, наверное, у клиентов Qazkom?

- Около 20% корпоративных клиентов обслуживаются в обоих банках. Соответственно, у них вопросов меньше всего, поскольку компании имеют опыт работы с Halyk и знают, чего ожидать. Вы правы, больше всего переживают клиенты Qazkom. В основном их интересует три блока вопросов.

Во-первых, что будет с IT-системами банков после объединения. Не секрет, что многие клиенты Qazkom выбирали этот банк, исходя из удобства и функциональности фронтальных систем. Для юридических лиц - Onlinebank, для физических – Homebank.

По результатам анализа IT-систем двух банков принято решение, что в обновлённом банке останутся фронтальные IT-системы Qazkom. Кроме того, что клиенты пользуются ими в течение многих лет, эти продукты – внутренняя разработка Qazkom. А это значит, что банк может максимально быстро реагировать на потребности клиента, внедрять изменения и улучшения. Это особенно важно сейчас, в эпоху цифровизации.

Во-вторых, клиентов волнует качество обслуживания. Подчеркну: принято решение, что сотрудники Qazkom, которые работают с крупными корпоративными клиентами, в полном составе переходят работать в Halyk Bank. То есть в объединённом банке останутся все те менеджеры, с которыми клиенты привыкли работать.

В-третьих, клиенты Qazkom беспокоятся о том, что произойдет со ставками по их кредитам и тарифами на обслуживание после перехода в новый банк. И здесь всё просто: принято решение, что тарифы и ставки, по которым клиента обслуживали в Qazkom, будут применяться для него и в объединённом банке.

Более того, многие клиенты окажутся в выигрыше: если раньше при взаимоотношении с контрагентами платежи между Halyk Bank и Qazkom проходили как межбанковские, то есть с комиссией, то теперь они будут внутрибанковскими, и стоимость перевода, соответственно, нулевой.

Получается, условия кредитных линий тоже пересматриваться не будут?

- Да, все условия, включая процентные ставки, размеры и структуры кредитных линий, сохраняются. Скажу больше, ряд корпоративных клиентов высказали пожелание, чтобы их кредитные линии были переведены в Halyk Bank заранее, до даты слияния двух банков. И сегодня уже более 10 корпоративных клиентов Qazkom обслуживают свои кредитные линии в Halyk Bank.

Что будет со счетами клиентов Qazkom? Их надо будет переоформлять или закрывать?

- Необходимости в этом нет. После даты объединения банков клиентам Qazkom будут открыты новые счета в Halyk Bank, и они смогут ими пользоваться с первого же дня. В то же время их действующие счета будут доступны в течение нескольких месяцев. То есть у компании будет достаточно времени, чтобы спокойно, без спешки перейти на счета объединённого банка и предупредить об этом контрагентов.

Какие вызовы стоят перед вашей командой в связи с интеграцией?

- Пожалуй, самый большой вызов для нас – донести до клиентов всю информацию о том, что их ожидает в процессе интеграции. Также важно реагировать на их потребности и пожелания.

Процедура интеграции масштабная, в ней задействована огромная команда специалистов из обоих банков и внешние консультанты. У блока по работе с корпоративными клиентами была возможность встретиться с каждым из клиентов, что мы и сделали. Нам удалось услышать пожелания собственников и менеджмента этих компаний и максимально развеять их опасения, если они и были. Мы получили обратную связь, и это самое важное. По результатам мы можем принять определённые решения.

Признаться, мы готовились к тому, что некоторые встречи могут оказаться сложными, но все прошли в позитивном ключе. Мы в очередной раз убедились: клиентам важно, что банк открыт и готов их выслушать.

Есть ли такие клиенты, которые решили прекратить сотрудничество с Qazkom и Halyk Bank?

- Сегодня ни один корпоративный клиент не ушел. Надо сказать, что большинство клиентов Qazkom очень лояльны. Часть из них обслуживаются здесь ещё со времен БТА Банка, и они прошли вместе с банком сквозь непростые времена. Это - невероятно лояльная аудитория, и нам было бы непростительно потерять кого-то в процессе объединения.

К счастью, все клиенты, с которыми мы встречались, показали готовность работать с объединённым банком и выразили надежду, что они от этого только выиграют.

Агентство S&P повысило рейтинги ККБ и улучшило прогноз по Халыку. Отличная новость для клиентов. Значит ли это, что интеграция двух банков позитивно воспринята агентством?

- Действительно, 25 июня рейтинговое агентство S&P улучшило прогноз по рейтингу Халыка с “негативного” на “стабильный” и подтвердило долгосрочные рейтинги банка на уровне ВВ. В основном это стало возможным благодаря улучшению показателей капитализации группы. Одновременно рейтинг Казкоммерцбанка был повышен с В+ до ВВ (т.е. до уровня материнского банка), прогноз также “стабильный”. Это говорит о том, что агенство оценивает ККБ как основную “дочку” Халык Банка. S&P рассматривает предстоящее объединение как практически безусловный факт, таким образом позитивно оценивая усилия двух банков по успешному проведению процессу интеграции. Конечно, это очень положительная новость для наших клиентов.

А конкретная дата объединения уже известна?

- Сейчас коллеги из интеграционного офиса проводят определённые мероприятия. Когда IT-системы будут полностью готовы, тогда мы сможем назвать дату. Это будет день, начиная с которого клиенты Qazkom станут клиентами Halyk Bank, у них будут открыты счета в объединённом банке. Планировалось, что интеграция завершится во второй половине этого года. При этом все желающие уже сейчас могут перейти в Halyk Bank. Кстати, Onlinebank для юридических лиц с 1 июня 2018 полностью доступен для клиентов Halyk Bank.

Что останется и что изменится в объединённом банке?

Неизменными останутся сильные стороны, за которые ценят и выбирают Halyk Bank. Это:

- стабильность;

- наличие большого и стабильного капитала для фондирования;

- лучшие в стране рейтинги;

- выпуск гарантий, которые принимают большинство контрагентов наших клиентов;

- обширная региональная сеть, которая удовлетворяет потребности клиентов и их филиалов;

- широкая линейка банковских и небанковских продуктов: в группу Halyk входят страховая, брокерская, инкассаторская компании.

Кроме того, клиенты Halyk Bank смогут воспользоваться более гибкими и продвинутыми IT-системами, переходящими из Qazkom.

Какой эффект от синергии двух банков вы ожидаете?

- Мы хотим сохранить и приумножить все лучшее, что было накоплено за годы работы Halyk Bank и Qazkom. Мы продолжим работу над улучшением сервиса и удовлетворённостью клиентов. Наша задача - чтобы у клиентов не было необходимости искать альтернативу.

Ещё одна важная задача – чтобы доля наших услуг в портфеле клиентов возрастала. Чем больше услуг, тем больше будет удовлетворённость клиентов.

Объединённый банк станет внушительным по размеру финансовым институтом. Останутся ли у вас прямые конкуренты на рынке?

- Ещё несколько лет назад в Казахстане работало несколько крупных универсальных банков, которые конкурировали по всей линейке продуктов и клиентских групп. Сейчас ландшафт конкуренции сильно изменился. Ни один банк не сравнится с размером капитала Halyk Bank - у нас настолько большой лимит на одного заёмщика, что ни одного прямого конкурента нам среди БВУ Казахстана нет.

Однако у крупных корпоративных клиентов всегда есть выбор. Если мы говорим о кредитовании, то заёмщики могут пойти, например, в государственные и международные институты развития; у некоторых казахстанских и особенно иностранных компаний есть доступ к финансированию через международные банки; не стоит сбрасывать со счетов казахстанский и мировой рынки капитала. Мы про это не забываем, и наша задача - быть первым банком, в который пойдёт клиент, когда у него возникает потребность в кредитовании. Другая задача – сформировать клиенту наилучшее предложение на рынке.

Простой пример: в прошлом году кредитный портфель Halyk Bank вырос на 13%, хотя на рынке роста не наблюдалось. Это говорит о том, что клиент выбирает нас чаще других.

Каков ваш план работы в будущем?

- Сохранить клиентов, уделять им достаточно внимания, чтобы клиенты Qazkom не почувствовали неудобств от переходного этапа, а получили реальные преимущества.

Сегодня мы смотрим в будущее с оптимизмом. Объединённый банк станет, наверное, ключевым финансовым институтом в стране. Несмотря на ту долю, которую мы будем занимать, для нас важно оставаться клиентоориентированным, мгновенно отвечать на вызовы и потребности корпоративного сектора, быстро реагировать на рыночные тенденции и уметь получать обратную связь.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить