Чем займется Qazkom после сделки с Halyk Bank?

38110

Этот вопрос обозреватель Forbes.kz задала управляющему директору - члену правления Qazkom Нурлану Жагипарову.

Нурлан Жагипаров.
Фото: Андрей Лунин
Нурлан Жагипаров.

Управляющий директор Qazkom, курирующий развитие инновационных технологий, банковских карт, Центра обработки вызовов и Homebank, Нурлан Жагипаров вошел в состав новой команды банка, и я решила поговорить с ним о новом этапе для банка и о продуктах и сервисах, которые удерживают аудиторию банка на протяжении многих лет.

F: Нурлан Толеужанович, не могу не задать вам вопрос о сделке с Народным банком, который приобрел более 96% акций Казкоммерцбанка. Изменится ли стратегия Qazkom с приходом нового акционера?

- Этот вопрос обсуждается, озвучивать подробности пока рано. Менеджменту поставлена задача продолжать развивать наши конкурентные преимущества.  То есть стратегически мы продолжаем идти в том же направлении - Qazkom должен быть технологическим лидером в банковской сфере. Все эти месяцы, пока шли переговоры и подготовка к сделке, мы не останавливали наши проекты. Поэтому в ближайшее время анонсируем целый ряд продуктовых предложений и сервисных инноваций.

F: Как ваши клиенты отреагировали на новость о смене акционера?

- Это позитивная новость, которая, с одной стороны, дает клиентам уверенность в стабильности банка – Qazkom получает мощную  финансовую поддержку от группы Халык и при этом остается самостоятельным брендом,  с другой стороны, открываются новые возможности для клиентов обоих банков. На этой неделе мы начали объединение банкоматных сетей и унификацию тарифов. Теперь каждый второй банкомат в стране доступен клиентам  и Halyk, и Qazkom. А это порядка 8 млн человек.

F: Вы хотите сказать, что информация о сделке с Халыком не привела к оттоку клиентов?

- Все, кто болезненно это воспринял,  ушли сразу, еще в конце прошлого года, но их доля в общей депозитной базе оказалась незначительной. Что касается клиентов Homebank, то здесь вообще не было отрицательной динамики. В том же декабре 2016 пользователи перевели через портал более 10 млрд тенге друг другу. А в целом  воспользовались онлайн-банкингом более 4,3 млн раз. Надо признаться, что таких показателей сейчас нет даже в физических отделениях. Поток в Homebank.kz в 4 раза превышает поток в филиальную сеть. Сегодня в среднем каждый пятый депозит открывается онлайн. Мы ожидаем, что через год каждый второй депозит будет открываться онлайн. Клиенты, которые обслуживаются в наших традиционных отделениях, начали переходить в онлайн. Это нехарактерно для традиционных банков, но Qazkom уже наполовину цифровой банк. В Homebank уже почти 1,3 млн пользователей.

Несмотря на то, что сейчас в целом не самая благоприятная экономическая ситуация, активность клиентов растет. Это также видно по хорошей динамике держателей карточек, операциям и поступлениям на них. В 2016 удвоилось количество платежей в эквайринге, которое мы обработали. Ежемесячно Qazkom обслуживает 4 млн платежей через свои POS-терминалы, число терминалов тоже прирастает - 10 тыс. за прошлый год, и теперь их 50 тыс. по все стране.

F: Но нареканий к Homebank в сети звучит тоже немало, тем более, уже есть, с чем сравнивать, сейчас все БВУ занимаются развитием онлайн-направления.

- Как раз благодаря тому, что нас критикуют, и требуют от нас изменений, популярность Homebank.kz возрастает. Мы стараемся постоянно совершенствовать сервис и повышать его качество. Однако нам все время приходится балансировать между обеспечением безопасности и доступом к максимальному количеству возможностей интернет-банкинга. 

Сейчас мы дорабатываем собственную программу распознавания клиента и надеемся запустить ее в ближайшее время, что позволит, наконец, снять лимиты на денежные переводы в Homebank. И это  очень обрадует  наших клиентов.

Мы стали сотрудничать с Ali Pay, которая входит в Alibaba Group. Это дало нам снижение уровня автоматических отказов платежей. Раньше, по данным Ali Pay, при оплате казахстанскими картами объем отказов составлял 25%, тогда как российскими картами, например, всего 10%. Сейчас этот показатель значительно сократился. Мы продолжаем совершенствоваться технически,  расширяем список партнеров бонусной программы Go!. Перешли на выпуск бесконтактных карт по умолчанию. На протяжении трех лет устанавливаем только POS-терминалы с бесконтактным функционалом. Мы завели на рынок все крупнейшие платежные системы, что позволит иностранным туристам использовать любые формы оплаты. Держатели карт Qazkom могут осуществлять перевод с карты на карту из Казахстана за рубеж, пока за исключением США. Этого сервиса не было еще 1,5 года назад.

F: У вас традиционно широкая линейка продуктов, но насколько они востребованы?

- Мы изучаем опыт и потребности наших пользователей, а они у всех разные. Так что каждый продукт находит своего клиента.  Но есть бестселлеры, конечно. Наша программа с Booking.com, в рамках которой любой держатель карточек Казкома при бронировании гостиницы получает возврат в размере 7% от полной суммы бронирования в виде Go!-бонусов, пользуется невероятным успехом. Чтобы вы понимали масштаб, каждая вторая транзакция в Европе осуществляется через Booking.com. В ближайшее время мы начислим рекордное количество бонусов одному из наших клиентов.

За этот месяц мы выпустили 14 тыс. кредитных карт по программе, которая позволяет получать по 3% бонусов с покупки авиабилета любой авиакомпании в мире. Очень удобный продукт - не надо копить мили в каждой авиакомпании отдельно и бояться, что они сгорят. Проект запушен полгода назад, а сегодня у клиентов уже 150 тыс. таких кредитных карт. По нашим подсчетам, потенциал рынка - 1,5 млн.

F: За счет какой аудитории идет прирост?

- В среднем возраст пользователя Homebank.kz - 27-28 лет. Это люди, которые получают стабильный доход и еще продолжительное время будут оставаться достаточно платежеспособными. Эта аудитория интересна всем, но они очень требовательные и хорошо разбираются в финансовых продуктах и технологиях. В основном это офисные сотрудники - ярко выраженный средний класс. Много пользователей за рубежом – все, кто учится по программе «Болашак», и просто студенты, а также те, кто работает по контракту. Наши клиенты одномоментно находятся в более чем 100 странах. Интересно, что аудитория омолодилась за последние пару лет. И мы стремимся завоевать аудиторию еще моложе.

F: А как же более взрослая аудитория?

- Значительный прирост нам демонстрирует аудитория 25-35 лет. Но интересно, что и сегмент 50+ не намного, но постоянно увеличивается.

F: Вы рассказали о проектах-бестселлерах. На какие из недавно запущенных продуктов вы возлагаете надежды?

- Казкоммерцбанк приступил к выпуску кобрендовой карты Cemarket, которая предназначена для казахстанских индивидуальных предпринимателей - импортёров промышленного оборудования из КНР. Проект двигаем в партнёрстве с международной платёжной системой UnionPay International и компанией Yazhong через торговую площадку трансграничной электронной коммерции Cemarket, где представлено оборудование различных китайских поставщиков.

Особенность новой банковской карты - возможность оформления валютного договора в режиме онлайн сразу после проведения платежа на интернет-платформе cemarket.kz. Наличный поток из Казахстана в Китай оценивается экспертами в $5 млрд в год.  Кобрендовая карта Cemarket поможет перевести значительную его часть в цивилизованное русло – с ней можно забыть о расходах и рисках при конвертации наличных тенге в доллары или юани и при провозе больших сумм наличности через границу.

F: Можно ли сказать, что Qazkom в основном сосредоточится на обслуживании физических лиц?

- Розница для нас приоритет, но мы, считаю, одни из немногих, кто расширяет возможности обслуживания юрлиц. Этой категории мы начали предоставлять весь спектр банковских услуг в реальном времени с помощью круглосуточной интернет-платформы Online-banking. Здесь мы видим большие перспективы. Хитом стал перевод депозитов юридических лиц в режим онлайн. То есть и компании так же, как и физлица, могут управлять своими депозитами через интернет. Это очень понравилось предпринимателям.

F: Qazkom всегда уделял много внимания развитию Online-banking, но сервис в ваших физических отделениях имеет негативные отклики.

- Может быть, у вас устаревшие сведения? За последний год мы многое поменяли в технологиях обслуживания. После этого в среднем наши клиенты по всей стране ожидают в очереди не больше нескольких минут. Ежемесячно в наши отделения приходят 2 млн клиентов. Наша задача - часть из них перевести на самообслуживание. Сегодня в 62 наших отделениях, которые расположены в разных городах Казахстана, запущен видеобанкинг, при помощи которого совершается несколько десятков тысяч операций в месяц. Это также позволяет нам эффективно управлять очередями и скоростью обслуживания.

F: Когда самообслуживание значительно возрастет, чем будут заниматься ваши менеджеры?

- Консультировать клиентов, больше рассказывать им о наших новых продуктах, учить пользоваться интернет-банкингом и мобильным приложением.

F: На чем будет сфокусировано внимание Qazkom в ближайшее время?

- Без серьезной технологической инфраструктуры невозможно бороться за клиентов. Мы видим, что клиенты отдают предпочтение технологичным игрокам банковского сектора. Конкуренция за клиентов превращается в борьбу алгоритмов и систем лояльности. Поэтому мы фокус направили на управление данными, разработку фабрики данных, накопление, обогащение этих данных и их использование для создания новых продуктов и сервисов,  интеллектуальной системы лояльности. Инвестиции Халык Банка в наши инновационные проекты позволят нам двигаться быстрее.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить