Чем может обернуться переезд Нацбанка в Астану

25586

Заявление председателя Нацбанка Кайрата Келимбетова в пятницу, 15 ноября, на пресс-конференции в Алматы о том, что на сегодняшний день нет решения президента страны о переносе штаб-квартиры центрального банка в Астану, мягко говоря, не соответствует действительности

План Акорды

На самом деле еще 8 лет тому назад на расширенном заседании правительства, состоявшемся 21 ноября 2005 года, президент дал поручение перевести в столицу в течение 2006 года Нацбанк и Агентство по статистике. Последнее ведомство в Астану переехало, тогда как штаб-квартира Нацбанка до сих пор остается в Алматы.

По плану, оглашенному тогда президентом Казахстана, предусматривалось, что Алматы станет региональным финансовым центром (РФЦА). Для этого правительство, которое возглавлял тогда Даниал Ахметов, внесло в парламент проект соответствующего закона. Им предусматривалось создание полномочного органа по обеспечению деятельности финансового центра. Закон был принят, а такое ведомство было создано в виде Агентства по регулированию деятельности РФЦА. Для руководства им из «Казпочты» был переведен Аркен Арыстанов.

По мнению Нурсултана Назарбаева, озвученному в ту пору, Алматы «должен быть безопасным, обслуживание должно быть идеальным, начиная с аэропорта; это не только поднимет имидж города и страны, но и послужит приходу инвестиций в нашу страну». Наряду с АРД РФЦА в Алматы предполагалось оставить и тогдашнего регулятора - Агентство РК по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями (АФН). Напомним, что реализация проекта началась на пике экономического бума, когда цены на нефть были высоки, а казахстанские банки получали огромные средства с внешних рынков. Перспективы развития казахстанской экономики, включая финансовую систему, были блестящие.

Но Нацбанк уперся

Тем не менее, спустя неделю после расширенного заседания правительства тогдашний глава Нацбанка Анвар Сайденов вполне ясно ответил через СМИ президенту, что считает целесообразным передислоцировать в Астану лишь часть структур своего разветвленного хозяйства. Он привел целый ряд аргументов, опровергающих президентский план в отношении Нацбанка.

Во-первых, пояснил г-н Сайденов, по предварительным расчетам затраты на переезд окажутся весьма значительными, а эффективность работы ключевых подразделений Нацбанка в Астане выглядит сомнительной. Речь в данном случае шла о департаментах платежных систем и монетарных операций, активно работающих на финансовых рынках. Кстати, это сразу же вызвало предположения о том, что в Астане есть некие природные неустранимые причины, препятствующие там прокладке и работе мощных телекоммуникационных линий, соединяющих в Алматы Нацбанк с банками второго уровня и обеспечивающих прохождение платежей наряду с операциями на рынке.

Во-вторых, по мнению г-на Сайденова, в случае переезда Нацбанку было бы сложно сохранить кадровый состав своего центрального аппарата. Для примера он заявил о том, что за дилерами ДМО «гоняются» коммерческие банки, и таких специалистов будет сложно удержать при переезде.

В итоге г-н Сайденов предложил компромиссный вариант в виде усиления столичного управления координации Нацбанка за счет представителей различных подразделений центрального аппарата. Речь шла о юристах, специалистах департаментов исследований и статистики, платежного баланса и о топ-менеджерах центрального банка. Он также пообещал представить на рассмотрение президента Казахстана оптимальную схему переезда Нацбанка в Астану. Появились даже слухи, что в итоге Нацбанку для размещения прибывших в столицу кадров отдадут старое здание Минфина, известное как «доллар». АФН в таком случае могло бы достаться здание штаб-квартиры Нацбанка в Алматы, которое в конце первого правления Григория Марченко было капитально отремонтировано. Кстати, шутники тогда утверждали на форумах в Интернете, что только в обновленную наружную облицовку этого здания была спрятана половина золотовалютных резервов Нацбанка.

Получил ли президент обещанную схему от Нацбанка, осталось неизвестным. Но в любом случае в аргументах г-на Сайденова была своя логика. Для успешного функционирования РФЦА требовалось, чтобы головные офисы банков второго уровня, Казахстанская фондовая биржа (KASE) вместе с инфраструктурой финансового рынка оставались в Алматы наряду с упомянутыми выше подразделениями Нацбанка, приносящими значительную часть его дохода и активно присутствующими на этом рынке. По всей видимости, хорошо понимал эту реальность и сменивший его Григорий Марченко, публично заявлявший о том, что не хочет жить в Астане и окончательно заблокировавший поручение президента. К тому же, когда грянул финансовый кризис, государству пришлось войти в капитал крупнейших банков ради их спасения, АРД РФЦА и АФН были упразднены, а Нацбанк получил статус мегарегулятора. Естественно, в ту суровую пору было не до переезда его штаб-квартиры в Астану.

Если ехать, то в фингородок!

Кайрату Келимбетову, никогда не работавшему в системе Нацбанка и в банковском секторе, план переезда в Астану видится гораздо проще. В случае одобрения Акордой, по его мнению, потребуется 3-4 года с момента начала планирования, потом строительства здания и так далее. Где в столице может быть построена новая штаб-квартира Нацбанка, здания для размещения KASE и других составляющих финансовой инфрастуктуры наряду с головными офисами банков второго уровня (сейчас их насчитывается около 40), какой будет судьба департаментов платежных систем и монетарных операций, г-н Келимбетов не уточнил. Но из его замечания о том, что присутствие офиса Нацбанка в Астане на противоположном берегу от правительства вызывает проблемы с передвижением между ними из-за пробок на дорогах, можно предположить – его штаб-квартира должна быть на левом берегу и неподалеку от Акорды, правительства и парламента. В принципе, такой вариант даже к лучшему, поскольку участники финансового рынка, его инфраструктура и регулятор могли бы расположиться компактно, что облегчило бы прокладку коммуникаций между ними.

Не пояснил новый глава Нацбанка и то, каким образом будет организован переезд сотрудников его центрального аппарата в столицу, их размещение там и перенос туда входящих в эту систему ведомств, дочерних организаций и акционерных обществ. Согласно данным отчета Нацбанка за 2012 год, списочная численность сотрудников его центрального аппарата на конец года составляла 807 человек, ведомств – 316, филиалов – 1 272, дочерних организаций – 944, акционерных обществ – 1912. Всего трудилось в этой системе 5 251 человек. Помимо центрального аппарата и филиалов, в нее входят два ведомства – Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг, 4 РГП – «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор» (расположен в Усть-Каменогорске), «Банкнотная фабрика», 9 акционерных обществ – «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», «Резервный центр НБК «Q-BRO» (расположен в Астане), «Центр обеспечения деятельности НБРК», «Единый регистратор ценных бумаг», «Фонд проблемных кредитов», «Национальная инвестиционная корпорация НБРК», «Государственное кредитное бюро», «Центральный депозитарий ценных бумаг», «Казахстанская фондовая биржа», а также магистратура НБРК в КазЭУ им. Т. Рыскулова.

К тому же неопределенность внесло заявление г-на Келимбетова о том, что «у нас и в Алматы, и в Астане регулятор находится в неприспособленных помещениях, доставшихся в наследие от советской эпохи; в Алматы помещения регулятора в разных частях города неприспособленны к современным требованиям, и мы будем поднимать этот вопрос». Такое утверждение вызвало удивление, поскольку никто из предшественников г-на Келимбетова на условия работы в Алматы не жаловался! Кроме того, одновременного благоустройства нынешнего хозяйства Нацбанка в двух городах и начала строительства новой штаб-квартиры в столице его бюджету явно не потянуть.

В любом случае свое личное мнение г-н Келимбетов высказал – головной офис Нацбанка должен находиться в столице. Аналитики уже указывают, что переезд штаб-квартиры Нацбанка в Астану обойдется как минимум в $25-30 млн и вызовет неминуемое снижение деловой активности в Алматы, где в финансовой системе трудится порядка 30 тысяч квалифицированных специалистов, большинство из которых наверняка предпочтут остаться в южной столице. Кроме того, в случае переезда в столицу вместе с Нацбанком и головных офисов банков, KASE и других ключевых финансовых организаций Акорде придется распрощаться с идеей создания РФЦА.

С другой стороны, стоит вспомнить и о том, что центральному банку совсем не обязательно находиться в административной столице государства. Например, в Германии, горячим поклонником опыта которой является г-н Марченко, штаб-квартира Бундесбанка располагается во Франкфурте-на-Майне.

А в заключение еще один вариант обустройства банкиров в Астане, который в шутку обсуждался в Интернете 8 лет тому назад: «А чего же в Астану, зачем мелочиться? Давайте сразу отдельный город для банков построим. Будет самый красивый город в Казахстане! Будем потом там туристов водить. Ведь это ж будет самый красивый снаружи и ужасный внутри город».

Шутки шутками, но идея создания компактных городков для профессионалов не нова. В СССР, например, наиболее известным таким проектом был Академгородок в Новосибирске. Вопрос лишь в том, даст ли Акорда согласие на строительство такого городка в Астане в то время, когда все государственные ресурсы мобилизуются на подготовку к EXPO-2017. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить