Бюджеты Казахстана и России: связанные одной цепью

8772

Экономист Пётр Своик: «Не исключено, что путь к общей валюте, проделанный Европой за 50 лет, России и её союзникам придется пробежать лет за пять, если не быстрее»

Свежая новость: в Казахстане, как и в России, сверстан законопроект проект бюджета на 2015, и тоже «ужатый». Даже чисто арифметически основные его параметры либо не слишком превышают соответствующие строки бюджета, утвержденного в конце прошлого года на год текущий, а кое-какие и существенно ниже. С учетом же проведенной в феврале девальвации, сопоставительная таблица выглядит таким образом:

 

 

Соцобеспечение

Здравоохранение

Дороги и транспорт

Образование

ЖКХ

Сельское хозяйство

Культура, спорт, туризм

Всего доходов

Всего расходов

2014, млн тенге

1518

661

503

487

243

186

115

6129775

6833673

2015

млн тенге

1713

690

404

511

23

187

69

6309000

7307000

доля с учетом девальвации

0,96

0,89

0,68

0,89

0,08

0,86

0,51

0,88

0,91

Конечно, это сравнение сделано «навскидку», и оно не учитывает важных «вставок» и особенностей. Например, появились «новые обязательства в социальной сфере» в объеме 194 млрд тенге на внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих и служащих корпуса «Б», а также на повышение стипендий.

Или, например, строчка «на подготовку и проведение международной выставки ЭКСПО 2017» заберет на себя в следующем году целых 164 млрд тенге. Что, кстати, ненамного меньше, чем все бюджетные ассигнования на развитие сельского хозяйства - 187 млн тенге. Но это дело святое: престиж – дороже денег.

В целом же факт остается фактом: и в России, и в Казахстане времена наступают жесткие, что не может не сказываться на бюджетах вообще и на социальных статьях в частности.

Плюс еще одно обстоятельство, заставляющее правительство и в условиях растущей нехватки средств не сокращать, а даже наращивать расходы на бизнес-поддержку: необходимость подмены малоработоспособного банковского коммерческого кредитования. Так, на дополнительное «развитие транспортной системы» планируется 404 млрд тенге, на Программу развития регионов в 2015 - 339 млрд тенге, на индустриально-инновационное развитие (ИИР) - еще 59 млрд тенге и на «Дорожную карту бизнеса» – 53 млрд тенге. Само собой, не забыта очередная капитализация «Самрук-Казыны» - 67 млрд тенге на следующий год.

Конечно, какую-то часть этих значительных сумм в бюджет полагалось бы вкладывать в любом случае, но немало средств налогоплательщиков, становящихся все более дефицитными, приходится тратить на разного рода компенсации неподъемных банковских ставок. Большая часть которых, кстати, уходит даже не казахстанским БВУ, а на обслуживание внешних займов и выплаты процентов по депозитам - тоже повышенных из-за инфляции.

И здесь замкнутый круг: высокую стоимость денег в стране и Нацбанк Казахстана, и Центробанк России поддерживают сознательно – как главную, на их взгляд, антиинфляционную меру. Хотя это большой вопрос: где здесь причина, а где следствие?

Мы говорим это потому, что в России, через советника президента Путина Сергея Глазьева, уже запущена в обсуждение принципиально иная концепция создания инвестиционных и кредитных ресурсов - уже не внешнего, а внутреннего свойства. И хотя в самом правительстве, в банковских и экспертных кругах она встречена с большой долей скепсиса и осторожности, это уже знак времени: еще пару лет назад подобные «маргинальные» взгляды вообще были вне дискурса политического и финансового истеблишмента.

И в этой связи еще одна параллель с происходящим сейчас у нас и в России на монетарном фронте: в интервью российскому телевидению председатель НБРК Кайрат Келимбетов ответил на вопрос о единой для Казахстана, России и Белоруссии валюте. В российском Минэкономразвития считают, что она появится к 2025, Келимбетов же заметил, что в рабочее обсуждение эта тема еще не принята. И что та же Европа к своим собственным деньгам шла целых 50 лет.

Здесь самое важное - не дискуссия о сроках, а отсутствие споров насчет неизбежности и необходимости объединения валют. Что же касается того, когда этот вопрос появится уже «в рабочем обсуждении» правительств и главных банков участников ЕАЭС, – решающими могут оказаться как раз результаты сделанного Сергеем Глазьевым «вброса».

Одно дело, если общие деньги просто продублируют действующую ныне схему функционирования национальных валют Казахстана, России и Белоруссии в качестве «местных долларов». И совсем другое - если будущий «алтын» родится на базе уже собственного инвестиционного и кредитного фондирования.

Между тем, общее экономическое ухудшение, усугубляемое еще и взаимными санкциями Запада и России, прямо-таки подстегивают принятие решений, которые бы позволили создавать «длинные и дешевые» деньги непосредственно в собственных экономиках и, в частности, сняли с бюджетов обязанности суррогатного кредитования и финансирования бизнес-проектов.

В итоге совсем не исключено, что путь к общей валюте, проделанный Европой за 50 лет, России и ее союзникам придется пробежать лет за пять, если не быстрее.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить