Как в Казахстане приживаются цифровые карты

Бум электронных платежей заканчивается и переходит из разряда финансового тренда в обычную потребительскую практику

ФОТО: © Depositphotos.com/rokas91

За последние пять лет объем безналичных операций населения вырос в 26 раз. По данным Нацбанка, в среднем за день казахстанцами проводится 15,8 млн операций на сумму 180,1 млрд тенге. Развитие цифровых платежных каналов сильно изменило ландшафт денежных переводов: доля платежей через POS-терминалы уменьшилась с 63 до 17%, доля онлайн-платежей, наоборот, выросла с 22 до 83%. Активными пользователями онлайн-банкинга являются уже 86% населения. В последнее время банки повсеместно предлагают клиентам стать более технологичными и пользоваться бесконтактными платежами, используя QR-коды. Нацбанк подсчитал, что в первом полугодии 2021 года объем QR-платежей вырос в 10 раз, а количество – в 33 раза. Граждане осуществили 192,8 млн транзакций на сумму 1,3 трлн тенге.

Фактически бум электронных платежей заканчивается и переходит из разряда финансового тренда в обычную потребительскую практику. Следует ожидать роста использования населением цифровых платежных карт. По данным опрошенных Forbes Kazakhstan банков, доля цифровых карт и объем их транзакций в портфелях БВУ пока что невелики. В частности, на начало декабря 2021 года в Банке ЦентрКредит (БЦК) доля виртуальных карт в общем их объеме составляет 4%. В Альфа-Банке Казахстан сообщили, что цифровые карты составляют почти 40% эмиссии всех карт и их доля с каждым месяцем растет, а объем транзакций с их использованием находится на уровне 30%. Статистика Jusan Bank говорит о том, что порядка 20% новых клиентов открывают цифровую карту Jusan и при этом не заказывают пластиковую версию. Растет доля безналичных покупок через смартфоны, а также QR-оплата через мобильные терминалы Jusan Tole в магазинах и заведениях партнеров. Наряду с всеобщим переходом на цифровизацию, полагают в банке, это свидетельствует о высоком уровне usability самого продукта, а также о выгодных условиях его использования.

Большую роль в переходе на цифровые карты сыграла пандемия, во время которой почти все банки стали активно выпускать данный продукт. В пресс-службе БЦК отмечают, что популярность цифровых карт прежде всего связана с их быстрым и удобным получением. Такую карту можно выпустить онлайн за считаные минуты в мобильном приложении банка, и при этом она является абсолютным аналогом пластиковой.

Дополнительный фактор роста использования цифровых карт – внедрение банками таких популярных платежных сервисов, как Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay. Кроме того, полагают в БЦК, к увеличению доли цифровых карт будут подталкивать все более актуализирующиеся цели ESG: ведь такие карты не требуют утилизации, и, «выбирая банковскую карту без пластикового носителя, клиент делает свой вклад в сохранение окружающей среды».

Скорость выпуска – не единственный плюс цифровой карты. В пресс-службе Jusan Bank отмечают, что цифровая карта делает доступными услуги банка в удаленных регионах, где он не имеет отделений, ведь для оформления достаточно иметь доступ в интернет. Такая карта выгодна и тем, что, выпускаясь онлайн, бесплатна в обслуживании. В пользу цифровой карты говорит также ее универсальный функционал: по своему наполнению она является аналогом пластиковой и может использоваться в офлайн-магазинах, если платежное устройство оснащено бесконтактной технологией, а также для снятия наличных в банкоматах. В Jusan Bank констатируют устойчивую тенденцию перехода клиентов в цифровые каналы и изменения их поведенческих паттернов в финансовых вопросах. Тем не менее там отмечают, что пластик все еще остается традиционным продуктом, хотя доля QR-платежей и онлайн-оплат в цифровых каналах (приложениях и на веб-сайтах) растет. В горизонте нескольких лет ожидаются снижение потребности в пластиковых картах и дальнейший рост доли цифровых карт в общем объеме эмиссии.

В Альфа-Банке Казахстан отмечают, что лишь немногие БВУ сделали процессы действительно цифровыми и бесшовными. Переход к цифровым картам происходит медленно, и главная причина – отсутствие возможности токенизировать карту, то есть использовать технологию обмена конфиденциальных данных банковской карты на специальный код – токен, который позволяет защитить данные карты от третьих лиц. В Казахстане в настоящий момент токенизировать карту могут только держатели устройств Apple, Garmin и Samsung.

Расхождение кредита с дебетом

На данный момент БВУ предлагают клиентам преимущественно дебетовые карты с бонусными опциями, тогда как цифровые кредитные карты пока не получили широкого применения. В основном это связано с нежеланием населения пользоваться и пластиковыми кредитками, и такое отношение переносится на цифровой эквивалент. Статистика Нац­банка показывает в последние три года высокий рост (+65%) эмиссии дебетовых пластиковых карт и снижение у населения кредитного пластика.

В Jusan Bank объясняют такую ситуацию популярностью других кредитных продуктов. «Сегодня рассрочки на товары и услуги, а также онлайн-кредиты позволяют покупателям оформлять выгодные займы сразу на кассе через мобильное приложение банка и исключают необходимость посещать банковские отделения для открытия кредитных карт», – комментируют в пресс-службе банка. Так, Jusan выдает лимитированный онлайн-экспресс-кредит с кешбэком на любые цели и предлагает покупки в рассрочку и в кредит с помощью QR у партнеров с новыми мобильными терминалами Jusan Tole.

На самом деле цифровая кредитная карта достаточно удобна, поскольку, аналогично дебетовой «цифре», оформляется через мобильное приложение, а процесс самообслуживания позволяет самостоятельно ее «сконструировать». Клиент выбирает платежную систему, вид карты (стандарт или премиум), задает себе кредитный лимит. Заключив с банком кредитный договор онлайн, он загружает кредитку в электронный кошелек в смартфоне и затем оплачивает покупки и услуги. По мнению специалистов Альфа-Банка Казахстан, слабое развитие цифровых кредитных карт объясняется доминированием на рынке одного игрока, который внедрил оплату через QR (очевидно, речь идет о Kaspi. – Прим. ред.). В то же время есть интерес к цифровым дебетовым картам, особенно если карта токенизирована: в этом случае количество транзакций по ней оказывается в несколько раз больше. Однако, считают в банке, рынок меняется, население все больше начинает присматриваться к кредитным картам и картам рассрочки, а это хороший повод для «раскрутки» в том числе цифровых кредитных карт.

По мнению представителей БЦК, рынок небольшими темпами переходит к цифровым картам и цифровые кредитки только начинают обретать востребованность параллельно росту эмиссии цифровых дебетовых карт.

Дешево и безопасно

Jusan Bank предлагает клиентам цифровую мультивалютную дебетовую карту Jusan Pay с программой лояльности до 15% возврата.

Клиенты БЦК могут выпустить посредством мобильного приложения детскую карту Junior card, социальную карту «Үлкенге рақмет», кредитную или дебетовую #картакарта. Недавно БЦК стал выпускать виртуальные карты для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В скором времени банк обещает запустить сервис удаленной сертификации биометрическим способом, с помощью которого можно будет выпускать карту физическим лицам, не являющимся клиентами ЦентрКредита.

Альфа-Банк Казахстан эмитирует дебетовую карту Alfa WOW с гарантированным кешбэком 50 тыс. тенге в год, который можно получить, совершая покупки в среднем на 100 тыс. тенге в месяц. Общая сумма покупок должна составить 1,2 млн тенге в год, и при достижении этого порога начисляются дополнительные бонусы в размере 1% от суммы транзакций. Банк также эмитирует карту рассрочки – Alfa Black, которая позволяет совершать покупки в рассрочку на шесть месяцев без привязки к партнерской сети.

Изменение потребительских привычек в сторону цифровизации и выход на рынок молодого поколения потребителей будут стимулировать банки к более быстрому внедрению цифровых продуктов. Сейчас одним из ключевых препятствий является большой объем наличных денег на руках населения. Нацбанк готов сократить этот объем, рассматривая введение цифрового тенге в рамках модернизации национальной платежной системы.

В пользу увеличения спроса на цифровые карты говорит все большее использование населением дистанционных каналов доступа к финансовым услугам и безналичных платежей. Движение крупных банков в сторону экосистем также способствует развитию электронных платежей и тренду на дальнейшую цифровизацию финансового рынка на основе новых решений. Особое место в новых технологиях будет уделяться безопасности транзакций и сохранению конфиденциальности информации о клиенте. Острая конкуренция подталкивает банки к тому, чтобы выводить на рынок новые технологичные продукты.

Указывая на такие преимущества, как оперативность открытия и бесплатность обслуживания для клиента, банкиры также считают, что цифровые карты будут востребованы и по причине большей безопасности. По сравнению с пластиковыми они, как ни странно, менее рисковые: гораздо меньше возможностей кражи самой карты или мошенничества, связанного с хищением реквизитов. Ведь, чтобы получить реквизиты, нужно пройти процесс аутентификации в мобильном приложении банка. Отсутствует возможность сделать дубликат карты или сфотографировать ее.

Банкам же цифровые карты позволяют экономить на операционных расходах: в основном это удешевление себестоимости продукта за счет отсутствия необходимости в приобретении пластика, выпуска, доставки в отделения и клиенту, возможности быстрого перевыпуска просроченной карты без процедуры переоформления. Когда интерес банкиров к цифровым картам разбудит интерес потребителей, этот рынок получит вертикальный взлет.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11894 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить