Нужно исключить случаи «национализации убытков» в БРК

5818

Несмотря на все риски, связанные с внешними факторами, 2015 год открывает «окно возможностей» для казахстанской экономики. В этом уверен председатель правления АО «Банк развития Казахстана» (БРК) Болат Жамишев

Болат Жамишев.

Государство запускает программу масштабной поддержки развития инфраструктуры и обрабатывающей промышленности. Одним из ключевых операторов новой экономической политики выступает БРК.

Болат Жамишев рассказал, какие проекты, на каких условиях будут финансироваться за счет субсидий государства и что нужно сделать для того, чтобы выделяемые деньги использовались эффективно.

– Конечной целью любого управления является эффективность и результативность. Что вы намерены сделать (или уже сделали), чтобы добиться этого в Банке развития Казахстана?

– Эффективность любой организации зависит от того, выполняет ли она свою миссию, достигает ли поставленных целей в намеченные сроки или нет. Наша ключевая цель как финансового института, согласно обновленной десятилетней Стратегии, – динамично растущий (в 3,5 раза – до 2,6 трлн тенге) и качественный кредитный портфель. Качество и эффективность определяются тем, что доля кредитного портфеля в активах БРК должна составить не менее 75%, а провизии по проблемным займам – не более 8%.

Подводя предварительные итоги года, можно сказать, что банк набрал хорошую динамику на пути к цели – количественно и качественно. С начала текущего года консолидированный кредитный портфель БРК вырос на 86%, до 734 млрд тенге, на 31 октября, его доля в активах – до 62% с 41%. Доля неработающих займов в кредитном портфеле, напротив, снизилась до 4,1% с 12,5%.

Основными факторами такой положительной динамики в работе банка стали избавление от балласта накопившихся проблемных займов за счет переуступки долга Инвестиционному фонду Казахстана, а также финансирование ряда крупных индустриальных проектов.

– Что нужно сделать, чтобы не повторилась история с проблемными кредитами в БРК?

– Я думаю, что одна из причин формирования такого объема плохих кредитов – это практика «национализации убытков», которую нужно исключить. Финансовая организация, независимо от того, присутствует ли в ее капитале государство, не должна принимать на свой баланс проблемные проекты, которые по тем или иным причинам поддерживаются государственными органами. Иначе более правильным будет преобразовать банк в агентство по развитию.

Необходимо работать над улучшением системы риск-менеджмента и банковской экспертизы. Чтобы снизить кредитные риски, БРК, в частности, внедряет новые финансовые инструменты, включая совместное с другими учреждениями финансирование проектов.

Однако нужно четко понимать, что полностью избежать появления неработающих займов в будущем сложно. БРК, в силу своего мандата, концентрирует риски проектов в определенных секторах экономики, в том числе только получивших развитие; проектов, которые начинаются с нуля, всегда долгосрочных и чаще всего низкорентабельных.

– Какие проекты, на каких условиях будут финансироваться за счет средств Национального фонда? Сколько всего экономика Казахстана получит в виде займов от БРК в ближайшие годы?

– Банку развития выделено из Нацфонда 75 млрд тенге (50 млрд – в виде займа, 25 млрд – в капитал) для кредитования проектов второй пятилетки индустриализации (обрабатывающая промышленность и инфраструктура). Дополнительно к этим средствам БРК должен изыскать не менее 150 млрд тенге. Таким образом, банк направит не менее 225 млрд тенге в рамках второй пятилетки на кредитование проектов в таких отраслях, как химия и нефтехимия, машиностроение, ГМК, электроэнергетика, телекоммуникации, транспортная инфраструктура.

Кроме того, БРК привлекает 50 млрд тенге из Нацфонда для продолжения успешной программы межбанковского кредитования. По этой программе будут кредитоваться проекты в обрабатывающей промышленности.

В итоге за счет фондирования Банка развития из Нацфонда реальный сектор экономики получит недорогие и длинные тенге в сумме 275 млрд.

Всего же в соответствии со Стратегией банк планирует вложить в казахстанскую экономику в ближайшие пять лет 1,7 трлн тенге. Эти планы могут корректироваться в ту или иную сторону, в зависимости от потребности корпоративного сектора в кредитных ресурсах.

– Сотрудничество с коммерческими банками, которое активно продвигает БРК, – что это в конечном счете даст заемщикам?

– Это расширит доступ корпоративного сектора Казахстана к более дешевому и длинному фондированию. Здесь очевидна органическая синергия: у БРК есть длинные и более дешевые деньги, но институционально (в том числе из-за отсутствия филиалов) ограничены возможности по мониторингу проектов, работе с залогами; у коммерческих банков, напротив, есть разветвленная сеть филиалов, но природа их капитала короткая и более дорогая, что не позволяет удовлетворить потребности корпоративного сектора.

– Какой вы видите роль БРК в новой экономической политике, объявленной главой государства?

– Прежде всего БРК, безусловно, продолжит быть важным каналом поддержки государством развития среднего и крупного бизнеса в рамках второй пятилетки индустриализации. Новая экономическая политика, объявленная главой государства, очень своевременна и актуальна на фоне нынешних рисков замедления экономики. Одна из основных задач «Нурлы Жол» – интенсивное развитие инфраструктуры в Казахстане, в том числе при участии международных финансовых организаций. Учитывая наш мандат, Банк развития станет одним из главных финансовых операторов программы. Имея высокие кредитные рейтинги, мы мобилизируем дополнительные ресурсы и рассматриваем возможности софинансирования крупных инфраструктурных проектов с международными финансовыми организациями, включая трансграничные проекты в рамках ШОС.

– Учитывая неопределенность в экономике России, связанную с санкциями, как вы считаете, 2015 год откроет «окно возможностей» для Казахстана или все же несет повышенные риски для экономики страны?

– Безусловно, риски налицо, и они связаны с неизбежным падением деловой активности в России, а следовательно, и у нас, поскольку РФ – наш крупнейший торговый партнер. Однако я вижу и «окно возможностей» для Казахстана, принимая во внимание тот факт, что государство запускает широкомасштабную программу субсидирования развития обрабатывающей промышленности и инфраструктуры.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить