Корпоративное управление как недостаток банковской системы РК

10063

Смогут ли банки улучшить состояние корпоративного управления, чтобы развиваться дальше

ФОТО: © Depositphotos.com/click60

«Мы выделяем ряд недостатков в практике менеджмента и корпоративного управления, которые в числе прочего приводили к неплатёжеспособности банков в странах СНГ. Эти недостатки включают непрозрачную структуру собственности; бизнес-модель, предполагающую акцент на быстром росте бизнеса с неустойчивым уровнем маржи; частую смену менеджмента; чрезмерное кредитование связанных сторон. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в банках, причиной неплатёжеспособности которых стали недостатки корпоративного управления, часто возникали конфликты интересов, особенно если акционеры участвовали в управлении текущей деятельностью, что в некоторых случаях усугубляло недостатки практики менеджмента», – говорится в отчёте «Недостатки системы корпоративного управления как одна из причин неплатёжеспособности банков в России и СНГ», опубликованного S&P Global Ratings в октябре 2014 и не теряющего актуальности спустя пять лет.

О том, что в банковском секторе Казахстана мало что изменилось в плане риск-менеджмента и корпоративного управления, свидетельствует свежий отчёт Moody’s, датированный июлем 2019: «Мошеннические операции и ухудшение финансового положения, обусловленное низким качеством корпоративного управления, привели к закрытию ряда банков. Риски, обусловленные критической зависимостью бизнеса от ключевого акционера или руководителя, а также с операциями со связанными сторонами в банках СНГ выше, чем где бы то ни было». По оценке агентства, кредиты аффилированным сторонам в БВУ стран СНГ в среднем составляют 50% базового капитала и 8% кредитного портфеля. Примечательно, что в аналогичном отчёте за 2011 год агентство констатировало, что на конец 2010 средний уровень кредитов, выданных банками СНГ связанным сторонам, составил 50% от акционерного капитала и 10% от общего объёма кредитов. Как видно из перечисленных исследований, за девять лет в ситуации с кредитованием инсайдеров мало что изменилось.

Проблема в том, что корпоративное управление в Казахстане не только в банках, но и в целом в корпоративном секторе используется достаточно формально и не востребовано владельцами бизнеса. Основы корпоративного управления закладывались на заре национальной экономики принятием закона об акционерных обществах. Последнее его кардинальное обновление состоялось в 2003. В 2005 по инициативе АФН, выполнявшего на тот момент функции регулятора финансового рынка, был разработан и рекомендован листинговым компаниям модельный Кодекс корпоративного управления. Государство надеялось, что бизнес дальше будет сам развивать и совершенствовать стандарты корпоративного управления, оглядываясь на мировую практику. Но этого не произошло. С момента принятия последнего документа риски финансового сектора выросли, однако ничего нового, отвечающего на эти вызовы, не появилось.

Как отмечают эксперты, выступающие на публичных площадках, модельный кодекс устарел и требует если не написания заново, то обновления с учётом событий, произошедших за эти годы. Главное мировое событие – одобрение странами G20 в 2015 общих принципов корпоративного управления, к которым Казахстан до сих пор не присоединился. По той причине, что нет инициатора, который занялся бы решением этого вопроса. Задача не относится к компетенции правительства, а бизнес-ассоциациям тема почему-то не интересна.

Причина формального корпоративного управления в банках и их незаинтересованности по-настоящему двигаться в этой области связана с особой моделью банковского бизнеса. Многие БВУ, особенно это касается небольших игроков, по сути, «карманные» и обслуживают интересы владельцев и связанных с ними сторон. Главной стратегией последних лет был быстрый рост. В тучные времена высокая кредитная динамика давала возможность скрывать плохие кредиты в массе растущего кредитного портфеля. Снижение объёмов кредитования обнажило проблемы связанных сторон, плохую работу кредитных комитетов и риск-менеджмента, слабость внутренних корпоративных институтов, задача которых – отстаивать профессиональное суждение рисковиков.

Выяснилось, что в корпоративное управление в Казахстане вкладывается иной смысл, чем принято во всем мире. Классика корпоративного управления заключается в защите прав акционеров, в том числе от неправомерных действий менеджмента. В нашей стране последние события (отзыв лицензий нескольких банков и оказание финансовой помощи отдельным организациям) показали, что защита нужна миноритариям и вкладчикам – от действий владельцев банков.

Председатель совета АФК Елена Бахмутова считает, что корпоративное управление будет эффективным в случае, когда в организации появятся несколько акционеров с крупными долями собственности. Причём акционеров не номинальных, а реальных, которые придут не для имитации большого количества, а вложат деньги и захотят получить возврат. Миноритарии, как правило не сильно посвящённые в особенности законодательства, не до конца понимают процедуры и не присутствуют достаточным количеством голосов на собраниях, не помогают АО. Тогда как крупные акционеры должны быть заинтересованы в защите собственных прав и в равноправии всех сторон. Паритет достигается через институт независимых директоров.

К банкам предъявляются повышенные требования по корпоративному управлению, они взаимодействуют с заёмными средствами и являются профессиональными финансовыми посредниками. К тому же у БВУ есть потребность привлекать долговой капитал, а стандарты корпоративного управления – мировая практика. По мнению Бахмутовой, самый большой вызов для казахстанских компаний – умение соответствовать принципам и доказывать достаточную степень приверженности им, а не просто формально выполнять стандарты.

Сейчас в АФК обсуждаются новые требования по системе управления рисками в финансовых организациях. Одна из основных тем – подтверждение надлежащего уровня корпоративного управления. Однако также назрели более ответственная и жёсткая позиция регулятора в вопросе развития корпоративного управления и активная инициативность по этому вопросу со стороны банков. Пока же регулирование финансового сектора развивается с позиций внешнего контроля. Напомним, что с января этого года НБ РК практикует риск-ориентированный надзор, имеющий фактически неог­раниченные полномочия по оценке качества финансового сектора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить