Банк для бизнеса vs бизнес для банка

13026

Конфликт между ККБ и группой компаний Resmi по-прежнему ждет своего разрешения

7 июля 2011 года Генпрокуратура по жалобе Группы компаний Resmi направила письмо в адрес Нацбанка с просьбой проверить действия Казкоммерцбанка (ККБ). Банк второго уровня выставил Resmi инкассовое требование на общую сумму 40 млрд тенге как одному из гарантов сети супермаркетов «7’Я» – по данным ККБ, сеть не выплачивает кредит в течение трех лет. Однако стоимость арестованных в результате иска активов в десятки раз превышала размер предоставленной гарантии, условия реализации которой, по словам представителей ГК Resmi, были нарушены банком.

Соглашение об открытии кредитной линии на сумму более полутора миллиарда тенге на развитие торговой сети было заключено в 2007 году. Совладельцы сети супермаркетов – АО «Группа компаний Resmi» – софинансирующая сторона и миноритарный акционер и г-н Бауржан Баймуханов – основатель проекта, главный акционер и управляющий партнер – выступили гарантами заемщиков.

John Labbe/ImageBank RM/Fotobank.ru

В пресс-службе ККБ нам ответили, что банк, действительно, как взыскатель, выставил платежные требования-поручения на сумму около 8 млрд тенге в каждый из пяти банков второго уровня, в которых находятся счета АО «Группа компаний Resmi», что при арифметическом сложении и дало искомую сумму в 40 млрд тенге. «Совокупный объем арестованных денежных средств не является непосредственно суммой требований банка по просроченному кредиту. Арестованная сумма не будет полностью направлена на погашение гарантийного обязательства.
Банк законно истребует только выше озвученные 8 млрд тенге, с оставшихся же на остальных счетах сумм арест будет снят», – заявили в пресс-службе банка.
«Обвинения в рейдерстве банка просто смешны. Мы не требуем 40 млрд тенге. Первоначальный долг составлял 1,6 млрд тенге. Вместе с процентами банка – 2,5 млрд тенге. Три года АО «Сеть супермаркетов 7’Я» не платит кредит. ККБ делал уступки заемщику, откладывая срок выплаты, но по истечении трех лет банком принято решение о возмещении кредита», – отметила заместитель директора Департамента общественных связей ККБ Шынар Жанибекова.

Между тем генеральный директор ГК Resmi Аскар Канафин информирует, что перед ККБ у самой группы нет никаких обязательств, кредиты всех компаний ГК возвращены еще в 2008 году досрочно, как раз по причине резкого и одностороннего изменения банком условий финансирования.

Претензии к банку имеет не только Группа компаний Resmi, но и сама сеть супермаркетов. По словам председателя правления «7’Я» Дины Саргуловой, все планы до момента намеченной реструктуризации кредита проект «7’Я» исполнил и вел переговоры с банком о реструктуризации. С 2009 по 2010 год Казкоммерцбанку были представлены необходимые варианты бизнес-планов со схемой погашения основного долга и процентов. Руководство АО «Сеть супермаркетов 7’Я» находилось в абсолютной уверенности, что банк одобрит планы реструктуризации прежде всего из-за исполнения менеджментом «7’Я» всех действий, выработанных на основании соглашения с банком и направленных на оздоровление проекта в изменившихся условиях рынка.
«С момента просрочек платежей со стороны заемщика банк неоднократно шел на уступки, несколько раз продлевались сроки по погашению обязательств, но, к сожалению, заемщик бездействовал. Тогда в марте 2010 года банк направил в адрес АО «Сеть супермаркетов 7’Я» и ТОО «Food Retail Invest», а также их гарантов уведомления об оплате всей суммы основного долга и начисленного вознаграждения. Только после этого было получено первое предложение по погашению долга, и в июле 2010 года уполномоченный орган банка одобрил предложения по реструктуризации этой задолженности.
Однако реструктуризация не была проведена, поскольку клиент отказался согласовать ряд документов, предусматривающих порядок проведения реструктуризации.

В последующем (конец 2010-го – начало 2011 г.) предлагаемые должниками планы по погашению задолженности были неприемлемы для банка, поскольку не предполагали погашение возросшего начисленного вознаграждения в полном объеме. Кроме того, заемщик не достиг договоренности со своим гарантом – АО «Группа компаний Resmi» – на предмет обеспечения вливаний денежных средств для обслуживания обязательств перед банком.
Вследствие всего этого было принято решение предъявить иск в суд», – пояснила Шынар Жанибекова.
Со своей стороны генеральный директор Группы компаний Resmi Аскар Канафин проинформировал Forbes, что в свое время «7’Я» не смогла воспрепятствовать одностороннему изменению условий финансирования со стороны банка и была вынуждена подписать их. А на сегодняшний день есть решение СМЭС г. Алматы о том, что банк допустил ряд нарушений законодательства по отношению к ГК Resmi в своих требованиях по проекту «7’Я». «Суд установил, что в отношении Группы компаний Resmi банк увеличил ответственность заемщика без согласия на то гаранта», – рассказывает Канафин. По его словам, суд установил, что ККБ путем своих агрессивных и ухудшающих положение проекта действий в отношение «7’Я», сам способствовал созданию такой ситуации, когда гарант оказался вне проекта. По закону несанкционированное увеличение ответственности гаранта, а также одностороннее изменение кредитных условий влечет за собой автоматическое прекращение действия гарантии (пункт 1 статья 336 ГК РК).

ИСТОРИЯ

В 2004 году в Казахстан зашла на рынок российская сеть «Пятерочка» (продав франшизу казахстанскому ТОО «Дала-Инвест»). Планы по развитию бизнеса были озвучены амбициозные, вплоть до повсеместного открытия в стране сети гипермаркетов.
Однако сеть не смогла достичь российского уровня: не выдерживали критики формат, сервис, расстановка товаров и освещение торговых точек. Летом 2004 года АО «Сеть супермаркетов 7’Я» решило заняться ребрендингом сети. Причем ТОО «Дала-Инвест» учредило вышеуказанное акционерное общество, тем самым выделив сеть в отдельный бизнес.
Владельцем ТОО «Дала-Инвест» был Бауржан Баймуханов.

«Мы не до конца понимаем, – продолжает Канафин, – с чем связана такая неконструктивная позиция столь уважаемого банка. Наше требование к разрешению ситуации заключалось только в исполнении своих обязательств всеми сторонами в рамках проекта в полной мере и своевременно.
И относительно «7’Я» мы не видим причин, почему их предложение о реструктуризации займа на пять лет именно по разумной эффективной ставке не может быть принято?
Именно это решение представляется нам наиболее оптимальным и, самое важное, что оно удовлетворит все заинтересованные стороны».

Со слов Канафина: «ГК Resmi вовремя поддержала проект «7’Я» в самый кризис дополнительным финансированием, в том числе для закрытия более 500 млн тенге долгов по заработной плате и перед поставщиками».

Про другого гаранта Саргулова говорит открытым текстом: «Основатель, главный акционер и управляющий партнер проекта «7’Я» – Баймуханов Бауржан – не только не поставил должные залоги банку, не профинансировал проект как того требовало соглашение акционеров, затем полностью самоустранился от него и в итоге оказался еще и вне претензий банка по гарантии».

Именно данным фактом особенно возмущена Дина Саргулова: «Господин Баймуханов – бывший сотрудник ККБ – вопреки публичным заявлениям банка не фигурирует как ответчик по кредиту, и есть судебный протокол, где банк официально признает это». По мнению Саргуловой, последнее решение суда также основано на еще одном серьезном нарушении со стороны банка, касающимся основателя проекта: «Решение суда, обязавшее Баймуханова Б.А. поставить залоги, до сих пор не приведено в судебное исполнение из-за бездействия банка, что cуд рассматривает как еще один мотив к недообеспеченности кредита под увеличение процентных ставок».
Осуществил ли Казкоммерцбанк судебные претензии к господину Баймуханову? В пресс-службе ККБ отвечают: «К г-ну Баймуханову как к гаранту уже были предъявлены требования о выполнении гарантийных обязательств. Судебная претензия к г-ну Баймуханову находится в процессе подготовки и будет доведена до него в ближайшее время».

По информации источника, близкого к Forbes, одной из причин проблемы стал раздор между гарантами и заемщиком. Если говорить о сети супермаркетов, то Агентство по защите конкуренции РК критиковало способы работы с производителями продукции, когда тем выдвигаются определенные жесткие условия.

Многие обратили внимание, что в последние месяцы своей работы в сети был сильно ограничен ассортимент из-за конфликтов с поставщиками, для которых условия ретейлера часто выглядели неприемлемо.

История не завершена - участники разбирательства ждут официального заключения Нацбанка и Генпрокуратуры.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить