Айдын Бикебаев: О законности госконтроля над ценами

10752

«В Казахстане есть законы и судебная практика, многократно подтвердившая легальность действий госорганов по борьбе с ростом цен. Но можем ли мы говорить о полноценной рыночной экономике с такими законами?» - задаётся вопросом старший партнер компании «Саят Жолши и партнеры» Айдын Бикебаев

Фото: Роман Суханов
Аким Алматы Бауыржан Байбек мониторит цены на мясо на Зелёном базаре в воскресенье, 23 августа.

В соцсетях народ негодует по поводу попыток акиматов и антимонопольщиков контролировать цены. Многие пишут о возврате в прошлое и недопустимости «на 25-м году капитализма» антирыночных и противозаконных действий.

На счет антирыночности спору нет - такие действия вредят бизнесу и резко диссонируют с заявлениями о поддержке частного бизнеса, невмешательстве в его дела, свободе предпринимательской деятельности, создании инвестиционного рая и т.д. и т.п.

Но насчёт противозаконности вынужден разочаровать: у нас есть соответствующие законы и судебная практика, многократно подтвердившая законность действий госорганов по борьбе с ростом цен.

Вот вкратце некоторые факты.

Во-первых, у нас в законе о конкуренции есть понятие «согласованные действия», которое позволяет госоргану по защите конкуренции (антимонопольному комитету) осуществлять контроль за ценами не только монополистов, но и субъектов малого бизнеса, работающих на конкурентных рынках. На основании указанного положения антимонопольный орган считает сговором любое параллельное повышение цен несколькими субъектами рынка; сговором признается даже повышение цен на различные уровни.

По нашему закону для подтверждения факта сговора не нужно доказывать, что конкуренты встречались, оговаривали совместно условия или договаривались иным образом. При этом не учитывается, что в мире картельным сговором признаются лишь сделки, направленные на ограничение конкуренции. Согласно существующей административной и судебной практике, девальвация тенге не признается обстоятельством, в равной мере влияющим на всех субъектов рынка. Наоборот, считается - раз субъекты рынка приобрели товар по старому курсу и у них он есть на складах, они должны продавать его по старым ценам, иначе это будет сговором. И никого не волнует принцип «свободы ценообразования». Предпринимателю нужно доказывать, что у него цены обоснованные, хоть он не монополист. И его не спасёт даже то, что он является представителем малого бизнеса и индивидуальным предпринимателем. Штрафы за сговор у нас составляют 3-5% от оборота, то есть рассчитываются не от чистой прибыли, а именно с выручки.

Во-вторых, тот же закон о конкуренции позволяет признавать доминирующими субъектов рынка, которые в реальности не обладают рыночной властью. В результате их цены должны быть обоснованными. Иначе накажут так же сурово, как и в случае «согласованных действий».

В-третьих, у нас есть закон о регулировании торговой деятельности, согласно которому правительство вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары. Контроль в данном случае - за акиматами. Вот поэтому акимы и ходят по базарам. На деле этот механизм скорее популистский и неисполнимый. Разве реально уследить за всеми магазинами и ларьками мегаполиса? Впрочем, этот закон не такой уж страшный по сравнению с законом о конкуренции, поскольку правительство вправе ввести предельно допустимые цены лишь сроком на 90 дней. Видимо, как раз на период, пока народ не привыкнет к новому курсу тенге. Да и штраф здесь не от оборота, а «всего лишь» 100 МРП.

А теперь, друзья, скажите, можем ли мы говорить о полноценной рыночной экономике с такими законами?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить