Айдос Жумагулов: Банк Астаны развивает микробизнес

8718

С начала этого года в АО «Банк Астаны» был запущен уникальный продукт «Микробизнес», специально разработанный для индивидуальных предпринимателей, долгое время остававшихся за бортом интересов коммерческих банков. Управляющий директор банка Айдос Жумагулов рассказывает о первых успехах, а также раскрывает ДНК продукта

Айдос Жумагулов
Фото: архив пресс-службы
Айдос Жумагулов

Айдос, расскажите, пожалуйста, каким образом появилась идея продукта «Микробизнес» – кредитования малого бизнеса?

- Кредитование малого бизнеса, а точнее микробизнеса, было заложено в стратегию развития Банка Астаны. Мы не запускаем продукт до тех пор, пока не реализованы все бизнес-процессы: от получения заявки до выдачи займа и обслуживания после получения кредита. Практически весь 2017 год ушёл на автоматизацию процессов, написание скоринговой модели, интеграцию наших систем с различными платформами, реализацию планшетных решений. Программа в пилотном режиме работала в нескольких регионах, тем временем мы наблюдали за качеством портфеля для получения полной картины. К началу этого года мы пришли уже подготовленными к промышленному запуску нашего сервиса для казахстанского рынка.

Каким образом вы разрабатывали этот продукт? Почему именно индивидуальные предприниматели, а не МСБ или корпоративный сектор?

- При создании продукта во главу угла мы ставили клиентоориентированный подход, возможность получения быстрого и качественного сервиса, что в свое время позволило банку выпустить и доставить уже 700 тыс. карт по всему Казахстану. Следуя выбранной стратегии по цифровизации процессов, мы в первую очередь разработали систему проверки потенциальных клиентов, где имеется возможность принимать предварительное решение в течение двух минут. Далее мы провели интеграцию с нашим программным обеспечением, чтобы клиент мог открыть текущий счёт в автоматическом режиме, без походов от кредитного эксперта к операционисту и обратно. Также мы провели интеграцию с платформой по лидогенерации (генерации заявок потенциальных клиентов), и теперь можем управлять трафиком и целенаправленно направлять его по тем регионам, где есть потребность в объёмах. Все процессы были адаптированы под планшетные решения. Кроме того, с онлайн кредитным комитетом мы построили трекинг – систему отслеживания в реальном времени, что позволило получить первые результаты.

Так, за две недели января к нам поступило более 8 тыс. заявок на сумму 13 млрд тенге, и это был только тест нескольких ресурсов. Цифры отражают хороший потенциал и отличные возможности при правильном подходе и работе в цифровом формате. Преимущество цифрового подхода в том, что можно таргетированно направить онлайн-трафик нескольких тысяч клиентов в регионы по востребованности в продукте. То есть теперь не нужно идти на рынок и раздавать буклеты, не надо пускать «радиорубки», мы управляем трафиком в интернете в режиме реального времени. Многие процессы состоялись благодаря сильной IT-команде банка, которая позволяет выстроить и интегрировать данные решения. В век цифровизации это действительно важно.

В чем отличие этого продукта от других похожих продуктов казахстанских БВУ?

- Индивидуальные предприниматели (ИП) – это клиенты, которые попали в серую зону. Банки разрабатывают продукты для физических лиц (экспресс-кредиты, ипотека, автокредитование, кредитные карты) и для юридических лиц (кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) и корпоративный сектор), но практически никто не работает с ИП, а если даже и работают, то рассматривают мелких предпринимателей как физических лиц, считая их доходы по заработной плате в рамках декларации, либо как юридическое лицо – ТОО, где формат и объём бизнеса не подходят под условия продукта.

Хотя на самом деле потенциал у рынка есть и составляет свыше 1 млн ИП, которые остаются без должного внимания банков, на откуп микрокредитным организациям. Во многих развитых странах индивидуальные предприниматели являются основой для экономического благосостояния многих семей и сообществ.

Какие преимущества получают клиенты с приобретением данного продукта? 

- В этом секторе мы видим большой потенциал, поэтому для наших предпринимателей создаём не только кредитные продукты, но и удобную возможность получения полного спектра услуг:

1) зарплатный проект;

2) дистанционное открытие счета;

3) выпуск и доставка карт;

4) доставка тендерных гарантий; 

5) интернет-банкинг;

6) спецтарифы на рассчетно-кассовое обслуживание (РКО). 

Почему индивидуальным предпринимателям стоит попробовать данный продукт?  

- При реализации скоринга мы сделали возможным предоставить предварительное решение клиенту онлайн, чтобы сэкономить его и наше время. По сути, индивидуальный предприниматель может путём ввода своих данных онлайн (ИИН и номера телефона), не посещая банк, узнать: одобрят ему кредит или нет. И если одобрят, то на какую сумму. Согласитесь, это гораздо лучше, чем собирать полный пакет документов и получить отказ в лучшем случае через неделю ожидания. 

Далее клиент после положительного ответа может дистанционно выслать нам документы, затем наши сотрудники выезжают по его адресу для подтверждения бизнеса. Завершает процесс кредитования решение онлайн-комитета, что позволяет получить заём за 1-2 дня.

Какое будущее вы видите для данного продукта? Какие перспективы?

- Будущее мы видим в создании для предпринимателей маркетплейсов, где будут интегрированы такие необходимые им сервисы, как бухгалтерия 1С, интернет-банкинг для юридических лиц, онлайн-касса, сдача отчётов в налоговый комитет онлайн, получение ЭЦП (электронно-цифровая подпись), открытие счета и многое другое. Данные услуги помогут предпринимателям сфокусироваться на развитии собственного бизнеса и продажах, и при этом они смогут реализовать все в онлайн (облачных) сервисах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube