Антикризисный бюджет без антикризисного плана

9881

Правительство внесло в парламент проект антикризисного бюджета. Пакет антикризисных мер, которые будут финансироваться государством, настолько своеобразен, что порождает вопрос: есть ли вообще «наверху» понимание сути кризиса, с которым мы собираемся бороться?

Фото: rbc.ru

Парад откровений

Несмотря на то, что в экономике не произошло внезапных непредсказуемых изменений: цена нефти снижалась на протяжении полугода, – оценка властью экономической ситуации заложила такой вираж, что поневоле закладывает уши. Осенью, когда все признаки серьезных проблем были уже налицо, но еще никто не думал о досрочных выборах, правительство сформировало радужный прогноз роста ВВП в 2015 – 5%. Прогноз, совершенно ничем не обоснованный, поскольку промышленность к тому времени уже прочно впала в ступор. В ноябре кабмин скорректировал прогноз, но чисто косметически – до 4,8%, что выглядело уже актом вызывающего оптимизма.

Но теперь вдруг власть кардинально изменила свое видение перспектив роста ВВП, оценив их в 1,5% – чуть выше, чем в кризисном 2009.

Что примечательно, прогнозы правительства оказались даже ниже прогнозов Всемирного банка (когда такое было?), который ожидает рост казахстанской экономики на 1,8%. Правда, банк дал свою оценку в начале января, когда еще теплились надежды на восстановление нефтяных цен.

Еще более впечатляющей выглядит плановая рецессия в промышленности – минус 0,3%. Трудно даже вспомнить, когда кабмин выдавал такие прогнозы. Даже сфера услуг в 2015, по его расчетам, вырастет всего на 2,2%.

Но в реализме своих ожиданий правительству дал фору Нацбанк, который предусматривает по итогам года обвал экспорта сразу на 45% (а отсюда и ухудшение платежного баланса со всеми вытекающими последствиями в виде мощного давления на национальную валюту).

Избавление от розовых очков вполне оправданно. Новый макроэкономический прогноз соответствует общей тенденции для стран-экспортеров нефти. HSBC снизил прогноз роста ВВП для 13 нефтедобывающих стран Европы и Ближнего Востока до 1,8-2,6%. Норвегия пересмотрела свой прогноз до 1,5%. Так что Казахстан, как говорится, находится в «струе», будучи нефтезависимой страной.

Прогноз спада промышленности тоже неизбежен. Ведь в январе промышленное производство уже снизилось на 0,8%, и предпосылок для разворота ситуации не наблюдается.

Другое дело, что правительство решилось перейти к трезвому прогнозированию именно сейчас, когда на носу электоральный период. Полуторапроцентный рост ВВП является психологически очень некомфортным показателем для власти, поскольку он отсылает не только в кризисные времена, но и перечеркивает имидж «островка благополучия в бушующем океане». Даже в ЕАЭС мы теперь не лидеры по темпам роста.

Поэтому очень важно, что власть, кажется, осознала: не стоит превращать роста ВВП в фетиш. Достижение экономического роста любой ценой важно лишь с той точки зрения, что это позволяет выполнять социальные обязательства. Однако это теряет смысл, если увеличение ВВП достигается лишь за счет ассигнований из бюджета – государству проще напрямую вложить в социалку.

Реалисты поневоле

Возможно, реалистами правительство заставило стать понимание того, что зависимость от нефти за эти годы не только не уменьшилась, но и возросла. Это подтверждает впечатляющая величина бреши, пробитой в бюджете, – без малого триллион тенге. В уточненном республиканском бюджете доходы снижены на 940 млрд тенге (при цене нефти $50 за баррель). И это, заметьте, при том, что наш бюджет де-юре считается ненефтяным. А снижение прогнозируемых поступлений в Национальный фонд правительство вообще не называет (в отличие от бюджета, доходы и расходы Нацфонда на предстоящий год почему-то не подлежат публичному обсуждению и утверждению в парламенте).

Проводимая диверсификация экономики, к сожалению, не создала альтернативных источников генерирования доходов бюджета. Хуже того - новые отрасли экономики, призванные обеспечить ее устойчивость, сейчас стали наиболее уязвимым звеном, требуя государственной поддержки для своего выживания.

Пакет антикризисных мер, которые будут финансироваться в рамках уточненного республиканского бюджета, ориентирован, по словам министра национальной экономики Ерболата Досаева, на «поддержку отечественного машиностроения и экспортеров, подведение инфраструктуры для предприятий малого и среднего бизнеса, увеличение государственной поддержки АПК».

Если говорить конкретнее, то на поддержку экспортеров пойдет 35 млрд тенге, производства вертолетов – 10 млрд тенге, производства пассажирских вагонов – 5 млрд тенге; поддержку отечественных автопроизводителей - 20 млрд тенге. Средства на поддержку автопрома пойдут не самим производителям, а потребителям. За счет субсидирования ставок автокредитов для физических лиц и автолизинга для юридических лиц правительство рассчитывает подстегнуть спрос на отечественные автомобили.

Вся указанная выше сумма в размере 75 млрд тенге поступит из Нацфонда в виде облигационного займа холдингу «Байтерек». Тем самым будут нарушены два довольно важных момента.

Во-первых, холдинг «Байтерек» вообще-то создан для обеспечения развития производственного сектора, а не поддержания его операционной деятельности.

Во-вторых, Нацфонд – это стратегический резерв страны, и вообще-то он тоже не задумывался для того, чтобы финансировать потребительское кредитование, то есть в чистом виде проедание средств. 

Как видим, плачевное состояние новой казахстанской индустрии заставляет игнорировать даже основополагающие принципы государственных финансов.

От детсадов до вертолетов

Помимо займа из Нацфонда, на антикризисые меры выделяется еще 101 млрд тенге из республиканского бюджета – за счет перераспределения расходов по другим статьям. Однако анализ новых расходов так и не даёт ответа на вопрос – почему они названы антикризисными? Судите сами. Дополнительные затраты на поддержку агропрома составят 20 млрд тенге, на подведение инфраструктуры для проектов в рамках ДКБ-2020 – 10 млрд, защиту внутреннего рынка через развитие технического регулирования – 5 млрд, активизацию проведения геологоразведки – 6 млрд, увеличение строительства жилья – 30 млрд, строительство объектов образования - 17,3 млрд, госзаказ организациям дошкольного образования - 12,7 млрд.

С определенной долей натяжки к антикризисным мерам можно отнести разве что меры, выделяемые субъектам АПК. Хотя с какой стороны, простите, кризис коснулся сельского хозяйства? Вообще-то снижение мировых цен на нефть – голубая мечта для аграриев, поскольку расходы на ГСМ составляют очень значительную долю их издержек. А чем поможет увеличение затрат на геологоразведку?  Быстренько, за один год, найти, освоить и запустить в эксплуатацию новое месторождение? Про связь кризиса с госзаказом для детсадов даже спрашивать не будем. Видимо, есть какая-то трансцендентальная связь, которую простым смертным понять не суждено.

В целом общий пакет антикризисных мер составляет 186 млрд тенге (то есть ровно $1 млрд). Назвать программой этот набор мер поддержки самым разным сферам – от производителей вертолетов до строителей жилья - нельзя при всем желании. Между ними нет никакой логической связи, нет синергетического эффекта. Понятно, что это не антикризисный план, а просто денежная помощь тем, кто сумел наиболее убедительно ее попросить. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить