7 советов монетарным властям после перехода к плавающему курсу тенге

12008

В пятницу, 28 августа, Национальный фонд развития финансовых услуг, который возглавляет известный казахстанский юрист Михаил Кленчин, предложил ряд мер, необходимых, по мнению аналитиков фонда, после перехода к плавающему курсу тенге

Михаил Кленчин.

Возможностям государства в части регулирования экономических процессов через юридические механизмы долгое время уделялось недостаточное значение. Хотя именно принципиально новые правовые способы способны обеспечить искоренение проблем, которые не удавалось решить другими путями долгие годы.

В этой связи Национальный фонд развития финансовых услуг предлагает 7 шагов.

1. Возвращение отечественного капитала из-за рубежа

В настоящее время Казахстан остро нуждается в ресурсах для покрытия недостающих резервов бюджета. Необходимы срочные радикальные меры по возврату отечественных капиталов, находящихся за рубежом. Огромная часть таких ресурсов сконцентрирована в виде нелегальных активов за границей. В этой связи их возврат является одной самых приоритетных мер.

Проведенная программа легализации капитала за рубежом показала себя неэффективной и не привела к ожидаемому результату. Это произошло в силу того, что по действующему законодательству легализованное имущество, полученное коррупционным способом, подлежит конфискации. Однако, учитывая низкое доверие к следствию и правосудию в Казахстане, даже лица, которые не совершали коррупционных нарушений, опасаются необоснованного привлечения к ответственности за какие-либо надуманные коррупционные нарушения и боятся потерять имущество в результате конфискации.

Поэтому они категорически отказываются участвовать в легализации, даже если имущество было получено было путём, исключающем коррупцию. В этой связи необходимо проведение полной и безоговорочной легализации путем амнистии для всех лиц, а также законодательное исключение конфискации, что создаст благоприятные условия и стимулирует многих активно проходить процедуру легализации. В результате будут возвращены огромные активы, которые так необходимы Казахстану, но всё ещё остаются за рубежом.

2. Реализация мер по недопущению оттока капитала в дальнейшем

После проведения легализации по принципу, описанному выше, и возврата активов необходима разработка простого и понятного законодательного механизма легального приобретения имущества за рубежом с одновременным созданием специального государственного органа, который будет отслеживать всё зарубежное имущество, в том числе и укрытое от легализации, и приобретённое впоследствии в обход законодательных норм.

Именно к такому вновь выявленному незадекларированному имуществу необходимо будет применять самые жёсткие санкции, включая конфискацию и привлечение виновных к уголовной ответственности. Такая мера позволит прекратить и не допустить впредь отток капитала.

3. Перевод всех валютных кредитов в тенге и ограничение на выдачу новых валютных кредитов, если у заёмщика нет стабильного валютного дохода

Долларизация в Казахстане достигла таких масштабов, когда, игнорируя ст. 127 ГК РК, граждане предпочитают де-факто совершать сделки с использованием не национальной, а иностранной валюты, что оказывает давление на резервы Национального банка, а также провоцирует резкую девальвацию тенге в случае негативной динамики цены на нефть. Учитывая, что кредитование населения является массовым источником происхождения свободных средств, запрет на выдачу займов в иностранной валюте является крайне необходимым.

Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым рассмотреть возможность введения законодательной нормы о конфискации всех валютных ценностей, которые были выявлены при совершении сделок в обход действующего валютного законодательства. В том числе необходимо введение запрета на указание цен в иностранной валюте (условных единицах и т.д.) на товары и услуги, сделки по которым фактически осуществляются в тенге.

4. Введение компенсационной пошлины для стран ЕАЭС, валюты которых обесценились за год более чем на 20%

В связи с тем, что ЕАЭС как интеграционное объединение предполагает отсутствие возможностей использования защитных мер экономики, необходимо внедрить механизм защитных инструментов в случае сильных колебаний курса национальной валюты любой из стран-участниц союза. Ослабление более чем на 20% в год национальной валюты удешевляет товары страны, вытесняя товары производителей союзных стран на их локальных рынках.

Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым внести соответствующие изменения в Договор ЕАЭС и норму об обязательстве каждой страны проводить стабильную валютную политику, в случае отсутствия которой остальные страны-участницы должны иметь право применять компенсационную пошлину.

5. Решение вопроса с повышением доли безналичных платежей и рост оборота на рынке товаров казахстанского производства

Около половины розничной торговли находится в «тени». Неоднократные попытки введения обязательного наличия POS-терминалов вызывали отрицание со стороны предпринимательского сообщества. Сроки неоднократно сдвигались. В результате теневой оборот вырос до размеров, угрожающих экономической безопасности страны.

Однако Национальный фонд развития финансовых услуг полагает, что развитие безналичных платежей следует осуществлять стимулирующими, а не карательными мерами. Так, достаточно внести в налоговое законодательство норму о возврате государством продавцу до 2% от стоимости товара при условии, если оплата была совершена безналичным способом.

Такой способ радикально решит вопрос проблему установки POS-терминалов: предприниматели будут заинтересованы в их установке и проведении платежей безналичным способом. Также в этом заинтересовано само государство, поскольку выгоды от огромного снижения теневого оборота перекроют траты на налоговые возвраты, которые будут мизерными в сравнении с увеличением сумм налоговых поступлений.

6. Реальная очистка банков от «плохих» кредитов

1 июля 2015 Национальный банк объявил о снижении доли «плохих» кредитов с 33% до 9,9%. Однако фактически это было фикцией, поскольку снижение обусловлено слиянием БТА с Казкоммерцбанком, а также активными действиями банков по выводу кредитов «за баланс», практикой формального оживления кредитов (когда банки «меняются» кредитами, в результате чего кредит перестает быть «плохим»).

Это означает, что ситуация не только не изменилась, но и в ближайшее время только усугубится, что приведет к новому росту социального напряжения, появлению проблем у вкладчиков, росту неплатежеспособности и, в конце концов, к удорожанию банковских продуктов и ухудшению ситуации с доступностью дешевых банковских продуктов.

Выходом в этой ситуации является только внесение изменений в налоговое законодательство (по вопросам ИПН и КПН), позволяющее банкам единовременно списать проблемные займы, тем самым очистив портфели, и начать реальные действия для кредитования как физических лиц, так и бизнеса на выгодных и удобных условиях.

7. Возмещение потерь вкладчикам от девальвации

Хотелось бы отметить необходимость реализации уже неоднократно озвученной Центром макроэкономических исследований идеи о восполнении «девальвационных» потерь вкладчикам.

Государство должно взять на себя обязательства:

- во-первых, единовременно возместить часть средств, фактически потерянных вкладчиками во время девальвации, при условии возвращения денег на депозиты,

- во-вторых, законодательно закрепить такое возмещение в случае колебаний курса иностранной валюты.

Возвращение в результате таких мер средств на депозиты обеспечит тенговую ликвидность в будущем, вернет доверие к банковской системе, а также станет серьёзным шагом в дедолларизации экономики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить