На 54 млрд тенге Halyk Bank поддержал субъектов МСБ льготными кредитами в режиме ЧП

16346

Казахстанский бизнес сегодня столкнулся с двумя непростыми вызовами – последствиями от введения режима ЧП и ослабления национальной валюты. Это давление на субъекты МСБ пытается снизить как государство, которое запустило программу льготного кредитования, сократило налоги и НДС, так и банки, которые, предоставляя отсрочки по платежам за кредиты, идут навстречу бизнесу

Альфия Жексенбай
ФОТО: архив пресс-службы
Альфия Жексенбай

Важность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отметил президент Касым-Жомарт Токаев, который, в частности, подчеркнул «если мы не поможем выстоять МСБ, о восстановлении экономики страны не может быть и речи». И это вполне обоснованно, ведь доля МСБ в экономике Казахстана по итогам 2019 составила 29,5%.

Лидер банковской системы страны Halyk Bank активно помогает казахстанскому МСБ и является партнером государства по реализации целого ряда инициатив, направленных на поддержку предпринимателей в этот непростой период.

О реализуемых банком мерах поддержки казахстанского бизнеса, отсрочке по платежам за кредиты субъектов МСБ, объемах выдачи по программе льготного кредитования предпринимателей, пострадавших от последствий введения ЧП, рассказала директор департамента продаж МСБ Halyk Bank Альфия Жексенбай.

Каковы промежуточные итоги отсрочки по кредитам для МСБ?

- Исходя из наших данных, бизнес части предпринимателей-  субъектов МСБ достаточно чувствительно отреагировал на последствия, связанные с введением режима ЧП и карантина. Так, за реструктуризацией обратились 3724 клиентов, в первую очередь это потребовалось представителям микро- и малого бизнеса, которые по объему в портфеле составляют менее 30%. Таким образом, с точки зрения охвата, банк поддержал максимальное количество предпринимателей, и, учитывая наличие в портфеле более крупных, устойчивых представителей среднего бизнеса, объем реструктуризированных кредитов выглядит небольшим. Кроме того, положительным фактором является наличие гарантий фонда «Даму» по большинству этих займов, что является для банка своего рода поручительством в платежеспособности клиента в этой непростой ситуации.

Из поступивших обращений по состоянию на 27 апреля 2020 банком уже одобрена большая часть заявок – 95%, или 3526. Оставшаяся часть обращений находится в процессе рассмотрения. Среди последних есть и такие клиенты, которые отказались от отсрочки в пользу новой государственной программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших от последствий введения ЧП. Что немаловажно, в рамках финансирования по этой программе Halyk bank сразу может предоставить льготный период по платежам, приходящимся на период ЧП.

В целом сейчас усилия банка прежде всего направлены на улучшение условий по ранее выданным кредитам и финансирование своих текущих заемщиков. При этом банк охотно работает и с новыми клиентами и готов предлагать самые выгодные условия по обслуживанию.

Какие условия необходимо соблюсти бизнесмену, чтобы получить отсрочку и реструктуризировать свой заём?

- Для оформления отсрочки (как по основному долгу, так и по процентам) необходимо подать заявку на сайте банка. Хотелось бы отметить, что банком с первых дней ввода ЧП проводится активная работа по оповещению и сбору обращений на реструктуризацию займов от наших клиентов-заемщиков МСБ. Для тех, кто согласился на стандартные условия реструктуризации платежей, действует «пуловая» реструктуризация. Она предоставляется по займам, выданным до 16 марта 2020, по которым отсутствует просроченная задолженность, образовавшаяся до этой даты. Кредиты заемщиков, обратившихся за реструктуризацией, продлеваются с добавлением 3 месяцев к действующему сроку займа с сохранением текущих условий. Суммы отсроченных выплат по займам (платежи за период ЧП) переносятся на последние 3 месяца, которые добавляются к действующему сроку займа. Одобрение обращений клиентов в рамках «пуловой» реструктуризации банк уже произвел.

А если клиент не соответствует и не попадает под условия «пуловой» реструктуризации?

- Таким бизнесменам мы предложили индивидуальное рассмотрение условий отсрочки платежей по займу. В этом случае вопрос реструктуризации займа по упрощенной процедуре рассматривается на кредитном комитете банка индивидуально. Учитывая нынешние непростые условия, Halyk Bank оптимизировал процедуру принятия решений по индивидуальной реструктуризации.

И каковы первые результаты, на какую сумму уже предоставлена отсрочка для предпринимателей МСБ? 

- Только в рамках «пуловой» реструктуризации клиентам МСБ практически со всех регионов Казахстана предоставляется отсрочка по основному долгу и вознаграждению на общую сумму платежей 45 млрд тенге. Всего поступило 3724 заявок на отсрочку, более 95% одобрено. Наибольшее количество заявок поступило из Карагандинской, Жамбылской и Кызылординской областей. Мы ожидаем, что отсрочка платежей позитивно скажется на бизнесе заемщика, поскольку у него появится время восстановить денежные потоки по своей деятельности, чему, кстати, будет способствовать и предоставляемый льготный кредит.

Кстати, как обстоят дела с льготным кредитованием МСБ под 8%? Расскажите о промежуточных итогах.

- Соглашение о реализации Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства подписано банком 27 марта 2020. Заявки поступают со всех регионов, но на сегодняшний день лидерами по поданным заявлениям на получение льготных кредитов являются предприниматели Актобинской, Костанайской, Западно-Казахстанской областей и города Семея.

Средний размер запрашиваемого финансирования по программе составил около 50 млн тенге для представителей сегмента малого бизнеса и около 450 млн тенге для сегмента среднего бизнеса.

На сегодняшний день банком одобрены заявки 220 клиентов на сумму 54 млрд тенге. В ближайшее время планируется финансирование еще более 120 проектов на сумму 21,2 млрд тенге.

Каков алгоритм получения льготного кредита и как можно предпринимателям попасть под рефинансирование кредита?

- Алгоритм включения в программу достаточно простой. Текущим заемщикам, не имеющим просрочек на начало режима чрезвычайного положения, достаточно документально доказать ухудшение финансового положения вследствие введения чрезвычайного положения, и банк может дистанционно принять решение о включении в Программу. Новым клиентам необходимо будет пройти стандартные процедуры по рассмотрению и одобрению финансирования, после чего такой клиент может быть включен в программу.

Какими еще мерами поддержки могут воспользоваться предприниматели, работающие в сегменте микробизнеса?

- В настоящее время на государственном уровне прорабатываются меры поддержки микробизнеса для того, чтобы поддержать тех предпринимателей, которые пострадали в режиме ЧП, и позволить им перезапустить свой бизнес.

Эта программа предусматривает кредитование в размере до 20 млн тенге. С нашей стороны мы предлагаем ряд условий, которые могут существенно оптимизировать и упростить эту программу для представителей микробизнеса, тем самым предоставив возможность для участия в ней максимального количества клиентов.

По нашему мнению это должен быть инструмент портфельного гарантирования, без индивидуальных гарантий государственного фонда «Даму», без индивидуальных договоров на уровне портфеля. В связи со сложной ситуацией на рынке и у самих предпринимателей мы предлагаем существенно смягчить требования к собственному участию со стороны предпринимателя, а также упростить контроль целевого использования предоставляемых займов. Также мы предлагаем не выставлять жестких требований к залогу и разрешить банкам самостоятельно определять требования к обеспечению. Учитывая, что у клиентов микробизнеса есть потребность в наличном финансировании, необходимо рассмотреть предоставление им и такой возможности.

Все эти вопросы мы обсуждаем на площадке Ассоциации финансистов Казахстана и видим поддержку от других участников рынка в лице других БВУ, понимание со стороны фонда «Даму». Мы надеемся на то, что при поддержке государства и в партнерстве со всеми участниками рынка, фондом «Даму», Министерством национальной экономики оперативно разработать необходимые условия этой программы и предоставить эти средства максимальному числу предпринимателей – субъектам этого рынка, нуждающимся в  поддержке.

Расскажите о других продуктах и услугах банка, которые направлены на поддержание казахстанского МСБ. Какие услуги были введены с объявлением в Казахстане режима ЧП?

- Несмотря на непростую ситуацию в стране банк продолжает обеспечение сервисной поддержки своих клиентов. В приоритете – развитие дистанционных сервисов. Для их удобства мы реализовали программу дистанционного онлайн-оформления кредитных сделок, и теперь нашим клиентам нет необходимости посещать офис банка для передачи документов и подписания кредитных договоров. В условиях ограничения передвижений и контактов эта услуга позволила не останавливать финансирование наших клиентов, способствуя развитию их бизнеса, обеспечивая необходимыми заемными средствами. Эта услуга очень популярна среди клиентов банка - на сегодняшний день более 60% займов выдается банком онлайн.

Как показали последние месяцы, подобная ситуация (ввод режима ЧП) приводит к необходимости расширения дистанционных сервисов/услуг, которые позволяют обеспечить непрерывность деятельности банка. В рамках данного направления банком сейчас проводится работа по развитию существующих и внедрению новых комфортных для предпринимателей сервисов. Мы активно работаем над новыми сервисами и будем держать в курсе наших клиентов и всех заинтересованных бизнесменов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить