«$20 млрд в одних руках – это опасно»

9512

Идею создания Единого пенсионного фонда комментирует председатель Ассоциации пенсионных фондов РК Айдар Алибаев

Айдар Алибаев.

F: Айдар Байдаулетович, в чем причина неожиданного решения о реформировании пенсионной системы?

- На самом деле заявление президента не такое уж и неожиданное. Пакет так называемых «совершенствований пенсионной системы» все ждали давно, и он еще не вышел: скоро должен появиться. Разговоры же об объединении фондов тоже велись давно. Но это были лишь разговоры.

F: Но ведь с консолидацией всех активов в единый фонд не избежать многих рисков.

- Разумеется, но мы не можем глубоко обсуждать этот вопрос, потому что, кроме фразы  президента о создании единого пенсионного фонда для сохранности вкладов и повышения их эффективности, никакой дополнительной информации пока еще нет. Тем не менее, конечно, риски неизбежны. Я, например, сильно сомневаюсь, что слияние фондов в один будет способствовать повышению сохранности и эффективности.

F: Почему?

- Во-первых, крупный объединенный государственный пенсионный фонд будет работать на той же площадке, на которой работали сегодняшние частные пенсионные фонды, а именно - на Казахстанской фондовой бирже. Но разве после объединения фондов там появятся новые высокодоходные инструменты? Эффективных инструментов как не было сегодня, так и не будет завтра. Поэтому доходность по инструментам ему взять негде.

Во-вторых, я категорически уверен, что государственные чиновники не смогут работать лучше, чем частные пенсионные фонды, хотя бы в силу того, что чиновник, в отличие от бизнесмена, менее заинтересован в конечных результатах труда.

В-третьих, не совсем понятно, как вообще увязывать слияние всех пенсионных фондов в один. Если бы все они были государственные, то и проблем бы никаких не возникало. Но они же частные. Как в этом случае решать вопрос с правами предпринимателей и интересами акционеров – владельцев частного бизнеса? В конце концов, как у нас вообще обстоит дело с правами человека?! Представьте, люди развивали частный коммерческий бизнес, вкладывались, на что-то надеялись, и вдруг у них их бизнес будут забирать принудительно, сливать в один государственный. Будет ли в этом случае назначаться какая-то откупная или выкупная сумма либо компенсация? А вдруг какие-то акционеры частного пенсионного фонда не захотят, вдруг им не понравится размер компенсации…. Да мало ли какие вопросы могут возникнуть! И потом, насколько этот шаг повлияет на инвестиционный климат в Казахстане? Завтра иностранец, который хотел придти в Казахстан со своими инвестициями, увидит, что у нас частный бизнес загоняют как хотят,  вряд ли он придет в такую страну, где не защищают права частного бизнесмена. Что же касается местных предпринимателей-акционеров, то не исключено, что после слияния суды будут завалены исками. Или их (частные фонды. - F) будут административным ресурсом давить?

В-четвертых, как будут аккумулироваться и сливаться финансовые средства всех фондов? В одном едином пенсионном фонде будут концентрироваться активы на сумму больше $20 млрд. Можете себе представить?! И эти деньги будут в управлении у государственных чиновников. У вас не вызывает это беспокойство? Лично у меня вызывает. Затем непонятно, кто будет ими управлять: сам пенсионный фонд, или управляющая компания, или передадут нескольким управляющим компаниям? Как это будет выглядеть? На эти вопросы у нас пока нет ответов.

F: Известно лишь, что консолидация частных фондов в один государственный будет управляться Нацбанком.

- Вот. А мы знаем, как руководит Нацбанк и как он оперирует деньгами. Разве деньги Национального фонда приносят нам большие доходы?  Их положили в западные низкодоходные ценные бумаги - и всё.

Кроме того, после слияния в лице единственного пенсионного фонда возникает крупный монопольный орган. Это значит, что у нас на финансовом рынке будет огромная монополия. Одно юридическое лицо владеет суммой более $20 млрд. Но ведь это даже просто опасно.

F: Но, может быть, в слиянии фондов есть и позитивные моменты?

- Для вкладчиков. Сократится количество пенсионных фондов, сократятся административные расходы, меньше станет проверяющих людей (как говорят сами вкладчики), которые ездят на дорогих машинах.

Может быть, в слиянии пенсионных фондов в один и есть какое-то рациональное зерно. С той точки зрения, что все существующие фонды работают не очень эффективно: не дают высокую доходность, у населения возникло к ним отрицательное отношение. Но это - на одной чаше весов. А на другой - все перечисленные выше риски. И все эти риски довольно-таки серьезные, высокие, и игнорировать их нельзя. Нельзя забывать и о том, что это не просто $20 млрд бюджетных средств, которые чиновники привыкли пилить. Это деньги, принадлежащие людям. Но если завтра с ними что-то случится? А вероятность того, что госчиновники завтра где-то умышленно или неумышленно допустят какие-то ошибки: нецелевое использование или что-то еще, вариантов множество, – конечно, не исключается. И все это меня очень беспокоит.

Кроме того, представьте себя армию сотрудников действующих фондов, которые 15 лет работали в этой системе и окажутся за бортом. И ни председатель Нацбанка, никто иной даже слова не сказали, что они будут делать с этим легионом высвободившихся работников, которые нигде, кроме как в финансовой сфере, работать не могут. По механизму реализации, по последствиям и по рискам – предложение очень сложное. И я бы сказал, что здесь риски перевешивают положительные моменты. Я бы оставил, наверное, все как есть.

F: Так в чем же причина такого решения?

- Я затрудняюсь назвать причину. Мало ли какими причинами руководствовались чиновники, которые принесли президенту эту идею, а он ее озвучил. Там может быть много разных интересов. Деньги же на кону большие. А когда такие деньги на кону, то, естественно, и интерес вокруг них постоянно витает. И все это теперь можно технично преподнести как совершенствование пенсионной системы. Хотя никакого совершенствования здесь, на мой взгляд, нет.

Беседовала Мадия Торебаева.

Идею создания Единого пенсионного фонда на сайте forbes.kz также прокомментировали  директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов, независимый юрист Сергей Уткин, председатель совета директоров компании Vizor Айдан Карибжанов, политолог, директор "Группы оценки рисков" Досым Сатпаевпредседатель правления АО «НПФ «Астана»Андрей Карягин

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить