На правах рекламы

1 млрд тенге заявок в неделю, или Как МФО обрабатывает заявки онлайн от малого бизнеса

6768

Интервью директора ТОО «МФО Quantum» Нуржана Байбалиева

ФОТО: Proxima Studio / shutterstock

Нуржан, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали сегмент кредитования малого бизнеса для вашего МФО.

- Перед созданием МФО Quantum под брендом IskerCredit и нового продукта мы посмотрели статистические данные по общим зарегистрированным ИП, произвели анализ рынка и анализ качества портфелей МФО по РК.

Потенциал у рынка Казахстана есть и составляет 1 млн зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые по большей части остались без внимания, так как банки и МФО в основном сконцентрировались на беззалоговом кредитовании физических лиц, где для оценки платежеспособности берется заработная плата. А также есть отдельная категория МФО, которых на сегодняшний день очень много и которые выдают небольшие займы до 100 тыс. тенге на короткие сроки до 45 дней.

То есть выбор беззалогового кредитования огромен для тех, кто получает заработную плату, и на данном рынке наблюдается высокая конкуренция.

На рынке всего несколько МФО, предлагающих получить заем в пределах 2-3 млн тенге индивидуальным предпринимателям без залога для развития своего бизнеса. Да, индивидуальные предприниматели могут получить небольшие суммы на потребительские цели под очень высокие проценты, но этих сумм, как правило, недостаточно для пополнения оборотных средств или иных бизнес-целей. Плюс ко всему в банках и МФО процесс рассмотрения и получения займов для индивидуальных предпринимателей занимает в среднем 5-7 дней.

По данным Первого кредитного бюро, по состоянию на 01.01.2020 общий кредитный портфель Казахстана, куда входят банки, МФО и все кредитные учреждения, составляет 25 000 млрд тенге, доля МФО составляет всего 1,2%, или 305 млрд тенге. При этом 85% данного портфеля МФО РК составляют займы на предпринимательские цели. Если говорить о качестве всего портфеля МФО в Казахстане, он остаётся достаточно качественным, так, по состоянию на 01.01.2020, доля просроченных займов свыше 90 дней составляла всего 4%, тогда как в банках данный показатель составляет 8,1%, или в 2 раза больше.

Есть еще одна статистическая информация от Первого кредитного бюро, где говорится, что «из 1,2 млн ИП 134 тыс. имеют активные кредитные контракты. Это достаточно низкий показатель. При этом 76 тыс. индивидуальных предпринимателей в прошлом году взяли кредиты как розничные клиенты. Им проще взять беззалоговые займы в среднем в размере 2,5 млн тенге на бизнес-цели в качестве розничного заемщика. Поэтому в 2019 году розничные займы увеличились почти в два раза».

Данный сегмент очень интересен, так как есть большой потенциал незакредитованных индивидуальных предпринимателей, хорошее качество портфеля, высокий показатель платежной дисциплины, низкий уровень подверженности рискам, гибкость и устойчивость к внешним изменениям, благонадёжность. Предприниматели не подвержены рискам потери работы, снижения заработной платы или приостановки работы, не учитывая форс-мажоры, риски введения карантинных мер в местах торговли и сервиса. Можно сказать, это голубой океан для финансового сектора. Поэтому банки с недавнего времени начали проявлять интерес к беззалоговому кредитованию сегмента малого бизнеса.

Каким образом вы разрабатывали этот продукт и почему он будет интересен индивидуальным предпринимателям?

- При разработке продукта мы учитывали клиентоориентированный подход и хотели превзойти ожидания клиентов и предоставить возможность получения быстрого и качественного сервиса.

Учитывая, что наша группа занимается цифровизацией процессов, мы в первую очередь разработали автоматическую систему проверки потенциальных клиентов, где имеется возможность принимать предварительное решение за несколько секунд. Далее мы провели интеграцию нашего программного обеспечения с внешними сервисами, построили black box, чтобы производить необходимые проверки, скорить и принимать предварительное решение в автоматическом режиме.

В рамках нашей экосистемы мы потребляем онлайн-трафик путем лидогенерации (генерации заявок потенциальных клиентов), управляем трафиком и целенаправленно направляем на целевой сегмент. Так, за 2 недели июня нам поступило 2300 заявок на 3,6 млрд тенге, тогда как в докарантинный период за 2 недели марта нам поступило 1200 заявок на 1,5 млрд тенге. Цифры отражают хороший потенциал и отличные возможности при правильном подходе и работе в цифровом формате. Преимущество цифрового подхода в том, что можно таргетированно направить онлайн-трафик нескольких тысяч клиентов в регионы по востребованности в продукте. То есть теперь не нужно идти на рынок и раздавать буклеты, не надо размещать рекламу на радио, мы управляем трафиком в интернете в режиме реального времени и можем замерять количество посетителей сайта, поданных заявок, конверсию, вплоть до того как ведут себя клиенты на нашем сайте. То есть мы не тратим средства на рекламу, конверсию от которой мы не можем замерить.

Многие процессы состоялись благодаря сильной IT-команде нашей группы в рамках общей экосистемы, которая позволяет выстроить и интегрировать данные решения. В век цифровизации это действительно важно.

Поступившие онлайн-заявки обрабатываются, проходят скоринг, фильтруются от просроченных и обогащаются автоматически, в итоге просаживаются в CRM, где формируется карточка клиента. И в работу менеджеров поступают только живые заявки от благонадежных и кредитоспособных клиентов. При реализации скоринга мы сделали возможным предоставить предварительное решение клиенту онлайн за несколько секунд с отправкой СМС об отказе или предварительном одобрении, чтобы сэкономить его и наше время. По сути, индивидуальный предприниматель может путём ввода своих данных онлайн (ИИН и номера телефона), не выезжая с места бизнеса, узнать, одобрят ему кредит или нет. Согласитесь, это гораздо удобнее, чем собирать пакет документов и через неделю получить отказ.

Далее клиент после положительного ответа может дистанционно выслать нам документы, затем наши сотрудники выезжают с планшетом по его адресу для подтверждения бизнеса и проводят анализ по оцифрованной методике ЕБРР, заполняя все данные на месте бизнеса, и направляют на рассмотрение и онлайн-утверждение. Таким образом процесс кредитования позволяет за 1-2 дня получить заем до 3 млн тенге на 3 года.

Мы хотели бы отметить, что МФО Quantum играет не последнюю роль в формировании приверженности индивидуальных предпринимателей к кредитным организациям с цифровыми технологиями. Тем самым клиенты начинают идти в ногу со временем, пользуясь онлайн-кредитованием малого бизнеса.

Какие еще будут нововведения и какова дальнейшая стратегия развития микрофинансовой организации?

- Основной процесс выстроен. Ввиду введения с начала 2020 года в закон об МФО возможности подписания договоров онлайн, в ближайшее время мы планируем внедрить сервис онлайн-подписания договоров микрокредита и графиков. Также планируется доработать и внедрить ряд сервисов по антифроду, KYC (Know your customer), биометрии и автоматизированного soft-collection c смс-информированием.

Понимая, что в онлайне границ нет, центр принятия решения у нас в одном месте, и учитывая, что наш процесс может перерабатывать десятки тысяч заявок в день и выдавать десятки и сотни миллионов тенге, мы можем масштабировать это в любых городах РК, проводя территориальную экспансию. Здесь вопрос только в капитале и ресурсах для финансирования. Поэтому мы не исключаем возможности привлечения средств в финансовых институтах развития.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить