Вторая волна приватизации обернулась бурей в стакане

16197

Мурат Темирханов, финансовый директор АО «Visor Capital»: «Когда же начнет снижаться гипертрофированно высокая роль государства в рыночной экономике Казахстана?»

Как ни странно, но из правительственных чиновников конкретнее всех по этой экономической теме высказался в свое время советник президента РК по политическим вопросам - Ермухамет Ертысбаев (ныне посол РУ в Грузии. - F), который в октябре 2012 в своем интервью по поводу назначения Серика Ахметова премьер-министром сказал:  «…невероятно гипертрофированно выросла роль государства, его участие и вмешательство в рыночную экономику. Статья 31 Закона РК «О конкуренции», которая ограничивает деятельность государства в рынке и четко устанавливает - где государство может присутствовать, практически не работала. (…) Главная экономическая задача правительства Серика Ахметова - вторая волна приватизации. Сделать так, чтобы реально статья 31 закона РК «О конкуренции» не на словах, а на деле работала каждый день и каждый час. Это его первая необходимая задача».

Декларируем одно…

С этими заявлениями Ертысбаева трудно поспорить. Например, что касается доли государства в экономике, то, согласно информации МВФ, активы холдинга «Самрук-Казына» составляют около 50% ВВП страны. С учетом того, что вне этого холдинга существует еще немало больших коммерческих организаций, принадлежащих государству, то доля государства в рыночной экономике уже существенно выше 50%, причем без учета объединения всех пенсионных фондов. Это уже можно назвать гипертрофированно большой долей.

То, что такая громадная доля государства в рыночной экономике нарушает закон «О конкуренции», тоже очевидно. Всем, я думаю, также понятно, что чем больше доля государства в экономике, тем ниже конкурентоспособность страны в целом (я уже писал об этом на сайте Forbes.kz в сентябре этого года).

Единственное, с чем скорее всего кабмин не согласился бы, – это заявление Ертысбаева о том, что сокращение роли государства в рыночной экономике (через приватизацию) – главная экономическая задача правительства. В его текущих и прошлых планах и действиях вторая волна приватизации никогда не считалась приоритетной задачей. Более того, широкомасштабная приватизация ни в каком документе не связывалась со снижением роли или доли государства в рыночной экономике. Именно на этом вопросе я хотел бы более подробно остановиться, но начну с небольшого отступления, чтобы рассказать, как зародилась эта «вторая волна приватизации» и что с ней происходит сегодня. 

В своем выступлении глава государства в феврале 2011 на XIII съезде «Нур Отана» дал поручения правительству: «Уже до конца этого года (2011) необходимо обеспечить размещение на фондовом рынке акций АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Казпочта». На следующем этапе в 2012-2013 годах необходимо выставить на фондовый рынок акции АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Казахстан Темiр Жолы», АО «Казатомпром»».

Если не ошибаюсь, то впервые термин «вторая волна приватизации» упомянул премьер-министр Карим Масимов. В июле 2011 года он сообщил в ходе online- конференции: «Я считаю, что мы должны обратить большее внимание на вопрос огосударствления экономики: я, когда приходил в правительство, очень сильно стремился к тому, чтобы больше отдать в конкурентную среду, больше отдать в частный сектор. Тут наложились субъективные причины, кризис, банки немножко захромали, бизнес сам захромал, мы вынуждены были некоторые сектора обратно покупать в госсобственность. (…) Мы это хотим несколько сейчас изменить, то есть (создать) возможность второй волны приватизации, возвращения (государственных активов) в конкурентную среду…»

Эту тему в августе того же года продолжил Кайрат Келимбетов, в то время министр экономического развития и торговли. В интервью газете «КоммерсантЪ» он сказал: «Главный лозунг экономической политики в Казахстане на ближайшие пять лет — это масштабная приватизация. Она пройдет в два этапа. На первом, со второго квартала 2012 по 2015 год, пройдет "народное" IPO национальных компаний, на втором, после 2015 года, на рынки планируется вывести национальные холдинги с целью привлечения стратегических глобальных инвесторов. (…) Приватизацию важнее провести как можно быстрее».

Осенью 2011 была принята программа «Народное IPO», и до момента назначения Серика Ахметова премьер-министром спустя год «вторую волну приватизации» никто не поднимал.

В декабре 2012 вопрос снижения доли государства в экономике через приватизацию был «зацементирован» в Стратегии-2050. В ней было сказано: «…государство должно изменить свою роль. Нам необходима вторая волна широкомасштабной приватизации. Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста».

Затем этот вопрос был «забетонирован» в докладе главы государства, сделанном в сентябре 2013 на Евразийском форуме развивающихся рынков: «Кризис 2008 года вынудил государство играть более активную роль в регулировании экономических процессов. Понятно, что для долгосрочного и устойчивого развития снижение роли государства и усиление рыночных механизмов является безальтернативным вариантом. Доли государственной собственности в промышленных и инфраструктурных предприятиях мы будем последовательно сокращать. Новый этап приватизации, программа "Народное IPO", а также регулярные дополнительные эмиссии ценных бумаг будут основными мерами в этом направлении».

Окончательную в этом вопросе президент поставил 11 октября 2013 на расширенном заседании правительства, где жестко раскритиковал действия исполнительную власть. 

Думаю, после такой ретроспективы ни у кого не осталось сомнений, чего хочет президент и что, казалось бы, должно делать правительство. Но давайте посмотрим на то, что оно реально планировало и делало и продолжает планировать и делать.

…а делаем совершенно противоположное

Повторимся: первым программным документом правительства в направлении широкомасштабной приватизации стало «Народное IPO». Изначально график выглядел так. В 2012 на биржу выводятся АО «КазТрансОйл»; AO«KEGOC»; АО «AirAstana». В 2013 - АО «КазТрансГаз»; АО «НМСК «Казмортрансфлот»; АО «Самрук-Энерго». В 2014 и позже планировалось вывести: АО «НК «Қазақстан темір жолы»; АО «Казтеміртранс»;  АО «НК «КазМунайГаз»; АО «КАК «Казатомпром» и другие компании.

В действительности же в 2012 прошло IPO только одной компании из списка - АО «КазТрансОйл». В 2013 на «Народное IPO» не выводилась ни одна компания вообще! Как говорится, комментарии излишни. Помимо этой программы, у правительства не было больше ни одной, связанной с масштабной приватизацией. Полагаю, что именно провал «Народного IPO» и отсутствие четких планов по широкомасштабной приватизации и были одной из главных причин жесткой критики правительства президентом.

После нее появилась надежда, что снижения роли государства в рыночной экономике наконец-то сдвинется с мертвой точки. Но – увы. Опубликованные намерения правительства показывают, что широкомасштабная приватизация, скорее всего не состоится, а будет только ее имитация. 

Сразу же после того заседания правительство приняло решение: «До конца 2013 года (…) обеспечить увеличение количества предприятий и объектов в рамках второй волны приватизации, обеспечив ее прозрачность и гласность». Для меня эта фраза не говорит почти ни о чем. Правительство скорее всего вместо одной компании раз в два года будет выводить на «Народное IPO» одну каждый год. Также оно, вероятно, увеличит продажу непрофильных активов нацкомпаний. При этом, приватизировав, условно говоря, активов на 10 тенге, будет продолжать заходить в другие коммерческие активы уже на 100 тенге.

13 ноября 2013 публикуется обновлённый «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», и в нем опять нет ничего ни о снижении роли государства в рыночной экономике, ни о широкомасштабной приватизации. То есть перед правительством такие задачи не поставлены вообще. Что называется, приплыли!

Сейчас активно обсуждается проект Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2020. В документе квазигосударственный бизнес занимает ключевую роль в стимулировании такого развития. Предполагается, что госкомпании будут являться рыночными агентами правительства и будут создаваться новые государственные структуры, конкурентоспособные на мировом рынке. То есть, по этой программе правительство собирается усиливать свою роль в рыночной экономике.  Таким Получается: декларируем одно, а делаем совершенно противоположное.

Бизнес всерьез напрягается

Возвращаясь к широкомасштабной приватизации, хотел бы остановиться на нескольких моментах.

* Она должна быть напрямую привязана к снижению доли государства в рыночной экономике в целом. В противном случае правительство, продавая доли в одних коммерческих активах, одновременно будет приобретать другие.

* Приватизация должна проводиться с применением рыночных инструментов, а именно - через IPО, причем только на KASE. Благодаря стабильности нашей экономики у иностранных инвесторов большой интерес к качественным казахстанским эмитентам, и они готовы покупать их бумаги непосредственно в РК.

Не надо зацикливаться на «Народном IPO». Население не осилит такую массовую приватизацию. Необходимо привлекать иностранных инвесторов всех видов - и стратегических, и портфельных.  Тогда у нас будет настоящая рыночная экономика, интегрированная в международные рынки.

Также не надо зацикливаться на стратегической сущности приватизируемых компаний. Если государство продаст 30% стратегической нацкомпании, это не будет означать потери контроля со стороны государства. С другой стороны, увеличится прозрачность пока еще государственных предприятий, улучшит корпоративное управление и позволит рынку реально оценить их конкурентоспособность. Сейчас по программе «Народного IPO» разрешено выводить на биржу только 5-15% акций. Почему так мало? Нужно резко увеличить эту долю.

В заключении хотел бы сказать, что увеличивающаяся доля государства в рыночной экономике начинает всерьез напрягать бизнес. Предприниматели все чаще начинают высказывать недовольство. В сентябре этого года на Kazakhstan Growth Forum, который собрал отечественную бизнес-элиту, все участники были единодушны в оценке крайне отрицательной роли госкапитализма в Казахстане. На этой неделе председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова на пресс-конференции в Алматы выразила свою обеспокоенность государственной монополизацией рыночной экономики. Когда глава одного из крупнейших банков публично озвучивает подобную озабоченность, это говорит, что проблема достигла критической точки.

Сокращение роли государства в рыночной экономике должно стать главной задачей не только правительства, но и создаваемой Национальной палаты предпринимателей. Тем более что у НПП по закону есть реальные рычаги влияния на правительство.    

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить