Рынок ценных бумаг тоже бьет в набат

18442

Складывается впечатление, что в настоящее время в Казахстане рынок ценных бумаг не нужен ни бизнесу , ни государству

Когда же правительство наконец-то всерьез возьмется за рынок ценных бумаг (РЦБ)? Когда же Национальный банк перейдет от репрессивных к стимулирующим методам работы с профессиональными участниками РЦБ? Сейчас уже иногда раздаются голоса о том, что - ну нет у нас нормального фондового рынка, ну и не надо. Мы небольшая страна и зачем нам развитый рынок ценных бумаг (РЦБ)?

Не буду здесь подробно останавливаться на объяснениях почему для Казахстана крайне важно иметь развитый РЦБ. Скажу в целом. Сейчас, благодаря природным ресурсам у Казахстана отличное экономическое состояние по сравнению с другими странами. Уже сегодня Президент ставит жесткий вопрос о создании конкурентоспособной экономики без учета природных ресурсов. То есть, когда истощатся наши природные ресурсы, экономика должна продолжать обеспечивать рост благосостояния нации на том же уровне. С этой точки зрения, есть одна прописная истина. Без развитого рынка ценных бумаг невозможно сделать страну конкурентоспособной в сфере инноваций, индустриализации, и наукоемкой экономики!

В августе этого года компания «Visor capital» через Ассоциацию Финансистов Казахстана (АФК) выступила с кардинальными предложениями по улучшению положения на РЦБ, которые были поддержаны практически всеми профессиональными участниками РЦБ. Главной идеей этих предложений было то, что правительство, а не Национальный банк, должно отвечать за развитие РЦБ. В частности, один из заместителей премьер министра (в то время единственной кандидатурой был – Келимбетов) должен персонально отвечать за разработку и реализацию программы развития РЦБ. В настоящее время, по нормативным документам, именно Национальный банк отвечает за дальнейшее развитие РЦБ, но в реальности, только у правительства есть возможности простимулировать быстрое развитие этого рынка.

К сожалению, до ухода Марченко с поста председателя правления Национального банка, Ассоциация финансистов, всегда заглядывающая в рот Национальному банку, не хотела ставить вопрос ответственности правительства по РЦБ перед премьер министром и пыталось обсудить его на уровне Национального банка. Что было совсем не понятно, поскольку обсуждать роль правительства с Национальным Банком было бессмысленно.

1 октября (после ухода Марченко и прихода Келимбетова) появилась надежда, что все-таки что ни будь начнёт меняться в вопросе развития РЦБ, поскольку в правительстве Келимбетов курировал программу «Народного IPO», основной задачей которой как раз таки является ускоренное развитие РЦБ. Но ситуация, вдруг, вернулась в тот же самый тупик.

Через некоторое время после прихода Келимбетов к рулю Национального банка, АФК разослало своим членам просьбу подготовить для него предложения по развитию РЦБ. Что было не понятно, поскольку в августе и сентябре наши предложения и предложения от других профессиональных участников рынка ценных бумаг уже были активно обсуждены в АФК и их надо было просто скомпилировать и послать в правительство с копией в Национальный банк.

25 октября АФК разослало проект предложений (на 33-й страницах!), адресованный Келимбетову, в котором совсем не были учтены предыдущие предложения по развитию РЦБ. Судя по содержанию новых предложений, этот документ был полностью подготовлен Казахстанской фондовой биржей (КФБ), которая является дочерней компанией Национального Банка. То есть, фактически, Национальный банк сам себе подготовил предложения, в которых хочет оставить ответственность за развитие РЦБ за собой. В целом предложения биржи не плохие, но они находятся на уровне трех копеек и не дают ответа на то, как кардинально решить вопросы фондового рынка в Казахстане. Эти предложения не дают ответов на ключевые вопросы - за счет чего мы собираемся резко увеличить количество эмитентов (Казахстанские компании выпускающие в открытое обращение свои акции и долговые ценные бумаги) и как мы увеличим количество инвесторов (местные и иностранные физические и юридические лица, скупающие ценные бумаги Казахстанских эмитентов).

В этой ситуации очень удивила позиция АФК. По своей сути, эта независимая от государственных органов организация должна выражать коллективное мнение финансовых институтов и должна быть главным оппонентом лоббистом перед правительством и Нацбанком. Однако по своим действиям Ассоциация финансистов Казахстана превратилась в обычный почтовый офис по передаче документов между государственными органами и финансовыми институтами. Сколько важных событий произошло в финансовом секторе Казахстана в этом году! Сколько было жестких выступлений банков, пенсионных фондов, страховых и брокерских компаний, а АФК как воды в рот набрало. Здесь у меня вопрос к финансовым организациям. Зачем нам нужна такая беззубая ассоциация, которая существует на наши деньги?

Теперь хотелось бы вернуться к вопросу о том, как Казахстан сможет кардинально решить вопрос по развитию РЦБ.

Первый момент по успешному развитию РЦБ — это  то, что уже упоминалось выше. За развитие РЦБ должно отвечать правительство, в частности непосредственно (персонально) за программу развития РЦБ должен отвечать заместитель премьер-министра, который отвечает за «Народное IPO». Это прежде всего связано с тем, что только у Правительства есть реальные возможности по стимулированию развития РЦБ.

Второе, сегодня всем понятно, что должна быть государственная программа по развитию РЦБ. Но… в отличие от предложений нашей биржи, за разработку этой государственной программы также должно отвечать правительство, а не Национальный банк и биржа. Это связано с тем, что новая программа развития РЦБ не будет работать без ее детальной увязки со всеми программами правительства, которые могут повлиять на успешное развитие РЦБ. То есть, все государственные программы должны быть доработаны, чтобы максимально стимулировать развитие РЦБ. Прежде всего, это касается программ по приватизации, по индустриализации, по развитию частного бизнеса, по развитию пенсионной системы и так далее. Если Национальный Банк опять будет разрабатывать программу, успешная реализация которой полностью и целиком зависит от правительства, то мы, вновь и вновь, будем возвращаться в тот же тупик, в которой мы уже пару раз заехали. Это же очевидно!

В начале сентября этого года глава государства в своем выступлении на Евразийском форуме развивающихся рынков подчеркнул: «Доли государственной собственности в промышленных и инфраструктурных предприятиях мы будем последовательно сокращать. Новый этап приватизации, программа "Народное IPO", а также регулярные дополнительные эмиссии ценных бумаг будут основными мерами в этом направлении.» С точки зрения развития РЦБ это просто великолепные намерения. Но… на сегодня, пока еще нет даже намека на движение правительства в этом направлении. Например, уже почти заканчивается год и очевидно, что все планы по программе «Народное IPO» провалены. При этом никто в правительстве толком не объясняет, почему вдруг резко затормозила уже давно утвержденная программа «Народное IPO» и какие планы по IPO на ближайшее будущее. Это очень важно знать участникам РЦБ. Как бы не критиковали эту программу в прессе, для развития фондового рынка ей цены нет

Также не понятно, кто сейчас работает над программой по новому этапу приватизации. Будет ли увязка приватизации с ускоренным развитием РЦБ так, как это было объявлено Президентом? Почему опять для обсуждения приватизации не привлекаются профессиональные участники РЦБ? Создается впечатление, что, в конце концов, приватизация будет проведена для галочки и открыто будут проданы только доли в государственных активах, которые будут не привлекательны для фондового рынка. А активы, реально интересные для РЦБ, будут проданы кулуарно, для избранных, без открытых торгов на бирже.

Помимо приватизации государственных компаний у правительства есть другие большие возможности, чтобы активизировать фондовый рынок в Казахстане. Например, у него есть множество программ по поддержке и стимулированию частных и государственных предприятий во многих секторах экономики. Во всех этих программах правительство может легко простимулировать развитие РЦБ если будет требовать, чтобы подходящие крупные компании, в обмен на большую государственную поддержку, были обязаны листинговаться на бирже и были ориентированы на использование долговых ценных бумаг вместо кредитов банков. Помимо активизации РЦБ, такие меры правительства увеличат прозрачность таких предприятий (как частных, так и государственных), улучшат корпоративное управление в них, и позволят рынку реально оценить их конкурентоспособность.

С точки зрения того что госпрограммы совсем не ориентированы на развитие РЦБ показателен проект Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2020 годы, который недавно был разослан финансовым организациям. В этом «эпохальном» документе в 33 страницы по поводу развития РЦБ было сказано всего три строчки, которые ни о чем не говорят: «Потребуются структурные реформы для практического запуска рынка капитала и перезапуска долгового рынка. Необходимо … повысить ликвидность фондового рынка путем стимулирования как спроса на акции, так и их предложения акций со стороны эмитентов.» С таким концепциями, мы никогда не разовьем РЦБ.

Повторюсь еще раз, крупные индустриальные проекты нельзя делать без участия рынка ценных бумаг.  Для создания больших конкурентоспособных промышленных предприятий очень важно, чтобы акции и долговые ценные бумаги таких предприятий находились в свободном обращении на фондовой бирже. В случае развитого фондового рынка, стоимость ценных бумаг предприятия будет главным индикатором того, насколько реально оно конкурентоспособно. При такой ситуации будет не возможно появление таких прогремевших провальных проектов, как - производство планшетников или самолетов в Казахстане. Рынок и инвесторы тут же скажут свое «нет» таким проектам.

В целом проект Концепции индустриально-инновационного развития оставил удручающее восприятие. Концепция состоит из большого числа благих намерений, некоторые из которых вызывают серьезные вопросы. Но самое главное это то, что по документу так и не осталось никакого понимания как правительство собирается создать промышленные предприятия, конкурентоспособные в жестких рыночных условиях и как на ранних стадиях избежать пустую трату наших с вами денег. Но это уже совсем другая история.

В заключение хотелось бы сказать, что рынок ценных бумаг сейчас в полном тупике. Национальный Банк несет ответственность за развитие РЦБ и, может быть, он хочет что-либо изменить на этом рынке, но у него нет возможностей. Правительство имеет реальные возможности, но оно не хочет брать на себя такую ответственность. Главный лоббист – Ассоциация финансистов -  вообще не понятно чего хочет. Скорее всего она хочет отлежаться в тенечке. В этой ситуации абсолютно не видно, как разбить этот гордиев узел.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить