Разочарование от Маска. Tesla показала убыток $702 млн
Квартальная отчетность Tesla оказалась гораздо хуже, чем ожидали аналитики. По словам финдиректора Tesla, начало 2019 года стало одним из самых сложных отрезков в истории компании
Предыстория: Илону Маску предъявили обвинения в мошенничестве
В первом квартале Tesla снова оказалась в красной зоне после прибыльного второго полугодия 2018 из-за ухудшившихся показателей её электромобилей. Компания сообщила о гораздо больших убытках, чем ожидали аналитики. Запас наличных средств тоже пострадал из-за выплат по конвертируемому займу и уменьшился на $1,5 млрд.
Звёздный прыгун: почему корабль Starhopper Илона Маска не полетит в космос
Илон Маск снова нарушает правила. Но если ему опять удастся опровергнуть ск... →
Всего через два дня после того, как гендиректор компании Илон Маск с гордостью рассказал о новом автономном компьютере Tesla и других технических достижениях, эксцентричный миллиардер опубликовал неважные результаты, обещая, однако, значительный рост объёмов поставок и производства в следующих кварталах. Согласно стандартам GAAP, в этом квартале Tesla потеряла $702 млн, убыток на акцию составил $4,10. По сравнению с первым кварталом прошлого года ситуация изменилась мало.
- Это один из самых сложных кварталов в истории компании на моей памяти, — сказал на конференц-коле с аналитиками новый финансовый директор Tesla Захари Киркхорн.
В числе основных проблем — начало поставок электроседанов Model 3 в Китай и Европу, что потребовало больше времени, чем планировалось. Тем не менее объёмы поставок в апреле «могут оказаться крупнейшими» в истории компании.
Компания со штаб-квартирой в Пало-Альто, штат Калифорния, сейчас переживает критический период своего короткого существования в качестве автопроизводителя, поскольку пытается отойти от статуса нишевого производителя люксовых автомобилей на батареях, слишком дорогих для массового потребителя. Она отчаянно пыталась выполнить давнее обещание Маска выпустить Model 3 за $35 000, которая была наконец выставлена на продажу в начале этого года, но быстро снята с сайта Tesla и переведена в статус специального заказа. Производство чуть более дорогостоящего кроссовера Model Y начнётся в следующем году (хотя Маск говорит, что ещё не решено, где его собирать). Тогда же начнут собирать электрический грузовик Tesla. Главным вызовом для компании остаётся сохранение прежнего уровня расходов на материалы и производство при увеличении объёма выпуска и качества продукции.
Потери Tesla на акцию равняются $2,90 (non-GAAP), в четыре раза выше ожидаемых убытков в 69 центов, согласно консенсус-прогнозу аналитиков. Это в сравнении с потерями в размере $3,35 (non-GAAP) в первом квартале прошлого года. Квартальная выручка, полученная преимущественно от поставки 63 000 автомобилей Model 3, X SUV и S-седанов, составила $4,5 млрд, хотя аналитики предсказывали $5,4 млрд.
- Все ожидали, что в первом квартале Tesla понесёт убытки, но никто не ожидал таких масштабов, — говорит Карл Брауер, издатель Kelley Blue Book и Autotrader. — Интересно, что у этого нет единственной ключевой причины.
Оживший кошмар: как Tesla убивает мировой автопром
Быстрый рост Tesla не только ударит по конкурентам, но, что более важно, мо... →
В начале этого месяца Tesla сообщила, что объём поставок снизился почти на треть по сравнению с предыдущим кварталом. Это вызвало беспокойство на тему того, что спрос на стильные электромобили, по крайней мере среди американских покупателей, снижается.
- Заслуга Tesla в том, что она заставила всех говорить об электромобилях, но всё указывает на снижение популярности бренда, — сказала Джессика Калдвелл, исполнительный директор подразделения отраслевого анализа в Edmunds. – Tesla может гордиться тем, что Model 3 стала самым востребованным люксовым автомобилем в США, однако, по оценкам Edmunds, большая часть машин, произведённых Tesla в первом квартале, была отправлена на зарубежные рынки, а это значит, что спрос внутри страны сокращается.
Запас денежных средств и их эквивалентов снизился до $2,2 млрд из-за выплат по займу на $920 млн и затрат, связанных с большим количеством автомобилей, находящихся в процессе доставки покупателям. В отличие от традиционных автопроизводителей, которые продают свои машины дилерам, Tesla не может считать свои автомобили проданными, пока они не были получены покупателями. Это стало особенно критично в 2019 году в ситуации с автомобилями Model 3, отправленными в Китай.
Маск подтвердил, что в 2019 году Tesla намеревается произвести от 360 000 до 400 000 автомобилей. Если предположить, что завод Gigaplant в Шанхае действительно запустят, в чём эксперты отрасли сомневаются, «нам с большой вероятностью удастся произвести более 500 000 автомобилей по всему миру за 12 месяцев до 30 июня 2020 года», сообщила компания.
Строительство нового завода в Китае, первого завода Tesla на этом чрезвычайно важном рынке, началось в январе, и Маск настаивает на его открытии через 11 месяцев.
- Похоже, к концу года мы сможем достичь объёма производства, скажем, более тысячи машин в неделю, может быть, две тысячи от Giga в Шанхае, — сообщил он аналитикам. — Так ситуация выглядит сейчас. В крайнем случае цель будет достигнута ненамного позже.
Разгружая Лас-Вегас. Маск построит в городе подземную систему для борьбы с пробками
Власти мировой столицы развлечений хотят, чтобы компания Маска построила си... →
Тем временем Маск и Комиссия по ценным бумагам и биржам 25 апреля должны уведомить федерального судью в Нью-Йорке, удалось ли им достичь согласия в споре, связанном с использованием Маском своего блога в Twitter для обсуждения существенной информации о компании.
Результаты были опубликованы через два дня после конференции Маска Autonomy Day, где миллиардер имел возможность поразить гостей и десятки тысяч онлайн-зрителей своими планами по выведению миллиона беспилотных автомобилей Tesla на дороги к следующему году, в идеале в рамках сервиса для поиска такси, разработанного компанией. Аналитики сомневаются, что это произойдет в названные Маском сроки, даже если предположить, что все технические проблемы уже решены.
- Планы по созданию роботакси Tesla Network кажутся совсем сырыми, причём компания то ли не нашла ответы, то ли вообще не задумывалась о простейших вопросах вроде ценообразования, страхования или регуляторных и юридических требований, — заявил Джеффри Осборн, аналитик рынка акций в Cowen. Он поставил акциям Tesla рейтинг «Хуже рынка».
Цена на акции Tesla упала на 2%, до $258,66, перед выпуском отчёта о выручке и в общей сложности снизилась на 15% за этот год.
Перевод: Forbes.ru
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook