Бизнес по-казахстански и экология: как найти связь

13647

Как «зеленый» стартап формирует новое экологическое мировоззрение и работает на репутацию компаний

Евгений Мухамеджанов - управляющий директор Казахстанской фондовой биржи, основатель стартапа ECO Network
ФОТО: Андрей Лунин
Евгений Мухамеджанов - управляющий директор Казахстанской фондовой биржи, основатель стартапа ECO Network

Первые шаги в сфере социального предпринимательства управляющий директор Казахстанской фондовой биржи, основатель стартапа ECO Network 42-летний Евгений Мухамеджанов, сам того не осознавая, сделал еще в далекие 90-е. Вместе с друзьями, студентами Казахской государственной архитектурно-строительной академии, он открыл агентство по трудоустройству студентов alma mater и в трудные для строительной отрасли времена помог найти работу по специальности нескольким однокашникам.

Начать с себя

«КазГАСА – вуз с крепкими традициями, системным подходом к образованию, фундаментальными знаниями. Будучи студентом экономического факультета, я получил образовательную базу как специалист, понимающий экономику строительной отрасли, задача которого – мыслить масштабно, принимать решения, которые пойдут на пользу всем, создавать экосистемы, в которых людям будет удобно и комфортно», – рассказывает Мухамеджанов.

Подобно многим людям, чья юность пришлась на середину 90-х, он попробовал свои силы в разных сферах деятельности. В студенческие годы пришел на стажировку на KASE, оставив ради этого оплачиваемую работу в Институте экономических исследований, и по окончании вуза в 2000-м остался там в качестве молодого специалиста. Через два года вслед за экс-президентом биржи Дамиром Карасаевым ушел в телекоммуникационную компанию «КаР-Тел». Затем был период работы в отделе маркетинга Казахстанско-Британского технического университета, а весной 2008 года – возвращение на KASE в должности генерального директора информационного агентства финансовых рынков «Ирбис». К тому времени вдобавок Мухамеджанов с супругой на протяжении двух лет выпускали… первый казахстанский свадебный журнал «Я невеста». Наработанный опыт издательской деятельности пригодился на новом месте.

На протяжении последних трех лет одно из направлений работы Мухамеджанова связано с руководством стартап-площадкой биржи KASE Startup, что стало одной из причин, заставивших два года назад задуматься о запуске собственного проекта. «По долгу службы я входил в жюри различных конкурсов и видел в том числе много экологических стартапов – меня заинтересовало это направление. Но для большинства из них были характерны общие проблемы: слабые команда и идеи», – говорит собеседник.

Между тем сегмент так называемых social-impact-проектов, связанных с поддержкой социально уязвимых слоев населения, защитой животных, охраной окружающей среды, во всем мире очень быстро растет. В Великобритании, например, по информации British Council, 1 млн человек, занятых в социальном предпринимательстве, генерируют оборот в 2 млрд фунтов стерлингов. В Казахстане люди зачастую не совсем хорошо понимают, что такое социальное предпринимательство, но в ближайшие пять лет, уверен Мухамеджанов, мы увидим всплеск развития social-impact-стартапов.

Бренды и экотренды

Вторым аргументом в пользу создания проекта ECO Network стала гражданская позиция основателя. Коренной алматинец, Мухамеджанов переживает за экологию родного города. Первым делом он пересмотрел свои привычки и внедрил зеленую модель поведения в собственной семье: начал сортировать отходы, организовал экосубботники по сбору мусора в своем районе, отказался от пластиковых пакетов в пользу шопера и сумки на колесах, пересел с личного авто на общественный транспорт. Однако его пример не слишком вдохновил окружающих: на следующий день после субботника на тротуарах опять валялись банки из-под напитков, а вывоз макулатуры остался уделом энтузиастов. «Тогда я понял, что выход – в экологизации сознания большого числа людей, в создании системы, в рамках которой действия активистов зададут тон для всех остальных. Социально ответственному бизнесу решить эту задачу вполне по силам», – уверен собеседник.

Так родилась идея ECO Network – платформы формирования нового HR-бренда и экоимиджа компаний, нацеленной на то, чтобы свести к минимуму отходы от ведения бизнеса. Инициаторы стартапа разработали модель, при которой компаниям-клиентам выгодно становиться частью платформы. Деятельность ECO Network включает обучение сотрудников, установку экобоксов, вывоз раздельно собранных отходов, экологический пиар. Через обучение происходит экологизация сознания работников, тренеры показывают, что, внедрив новую модель поведения, бизнес становится более социально ответственным и привлекательным в глазах потребителей, а сотрудникам более комфортно работать в компании, которая заботится о состоянии окружающей среды. Для каждого клиента ECO Network доступны сведения о том, сколько макулатуры, пластика и стекла удалось собрать компании, что является стимулом к бережливому использованию и сокращению потребления ресурсов. Работа в сфере экологического пиара формирует позитивный бренд, а пример участников проекта вдохновляет другие компании.

«Мы в первую очередь IT-платформа, наукоемкий стартап, который через исследования выясняет, что нужно делать, предлагает и масштабирует решения. Мы также изучаем человеческую психологию, чтобы не заставлять, а мотивировать. Но все сервисные вопросы, касающиеся установки экобоксов, организации раздельного вывоза мусора, организации тимбилдингов, находятся в ведении партнеров, работающих с проектом по модели франшизы», – объясняет Мухамеджанов. По его словам, сотрудники компаний-участниц достаточно быстро загораются идеей проекта, воспринимая процесс как игру. За всю историю стартапа было всего два случая, когда идея, что называется, не пошла. Как правило, спустя несколько месяцев новая модель поведения входит в привычку.

Как рассказывает собеседник, изначально запуск проекта не требовал серьезных финансовых вложений: компании-партнеры сразу начали платить деньги, а затратная часть сводилась к организации вывоза отходов и установке боксов для раздельного сбора. Основные инвестиции направлялись на оплату профессионалов с высокой квалификацией и знанием английского языка, готовых впоследствии масштабировать модель ECO Network на зарубежные рынки. «Наша модель реализуется очень просто, и люди, симпатизирующие нашей идее, часто добровольно нам помогали – кто-то сделал логотип, кто-то снял тематическую передачу. Эта помощь не всегда материальна, но на то, чтобы сделать то же самое собственными силами, нам пришлось бы потратить деньги», – отмечает Мухамеджанов.

Сегодня в команде проекта работают 16 человек. На первых порах основатель лично устанавливал боксы для раздельного сбора отходов, смотрел, правильно ли сотрудники сортируют мусор, а заодно пытался понять, почему модель экологического поведения не всегда приживается – ведь в том, чтобы выбросить пластик отдельно от бумаги, нет ничего сложного. Результаты опроса, проведенного среди 2000 сотрудников казахстанских компаний, показали, что одна из главных причин – отсутствие информации об индустрии переработки отходов: 99% респондентов вообще не слышали, что в Казахстане есть такие предприятия, а остальные смогли назвать лишь одну-две компании. Соответственно, люди не видят смысла менять подход к сбору ТБО.

«Организовать сортировку – половина дела, к тому же сам по себе раздельный сбор – это не совсем про экологию, ведь в процессе вывоза и переработки даже отсор­тированных отходов образуется огромный углеродный след. Наша задача – донести до людей, что нужно не просто научиться разделять отходы, а пересмотреть свои экологические привычки таким образом, чтобы выбрасывать было нечего», – объясняет Мухамеджанов. На втором этапе вводится запрет на использование в офисах некоторых видов тары и упаковки, например одноразовой посуды. Постепенно «вне закона» оказывается около 30 неэкологичных позиций. Из числа наиболее вовлеченных сотрудников компании выбирают экодиректора, своего рода амбассадора, который поддерживает и мониторит зеленую тему, представляет результаты экологической программы на совете директоров. Таким образом, экологические инициативы становятся для сотрудников точкой карьерного роста.

По словам Мухамеджанова, в целом компании охотно идут на сотрудничество с ECO Network. МСБ в этом плане более легок на подъем, чем крупный бизнес. Если во главе международной компании стоит казахстанский руководитель, вопрос с подключением к проекту решается в течение нескольких минут, но СЕО из числа экспатов трудно понять, почему этим вопросом не занимается государство, как у них на родине. Сам Мухамеджанов считает, что именно частный сектор здесь более эффективен, ведь та же ECO Network не просто оказывает услуги, но формирует экологическое сознание, а это дорогого стоит. Создатели проекта разработали единую платформу экологических стандартов, подходящую для всех потенциальных клиентов, за счет чего затраты на пользование сервисом для отдельно взятых компаний относительно невелики, от 20 тыс. до 80 тыс. тенге в месяц в зависимости от численности персонала. Для крупных компаний, где работают несколько тысяч человек, стоимость может составлять более 100 тыс. тенге.

За относительно небольшие деньги клиенты могут получить как финансовые выгоды, связанные с уменьшением количества отходов и сокращением затрат на услуги мусоровывозящих компаний, так и преференции, связанные с улучшением репутации бренда, ростом сознательности сотрудников, корпоративной культуры. В числе клиентов и партнеров ECO Network – банки и платежные организации, заведения общественного питания и службы доставки, ТРЦ и компании по управлению недвижимостью. Были переговоры о возможном сотрудничестве с производственными компаниями, но проект не работает с отходами, на утилизацию которых требуется лицензия. Мухамеджанов не считает, что таким образом ограничивает фронт деятельности: «В своем сегменте работы нам хватит навсегда. Мы, например, пытаемся договориться с производителями продуктов питания, многие из которых до сих пор упаковывают продукцию в неэкологичную тару. ECO Network взаимодействует с людьми, а не с отходами».

От локального – к глобальному

Разговор о привлечении инвестиций зашел примерно через год после запуска ECO Network. По словам основателя, компания росла и хорошо себя обеспечивала, но отсутствие истории привлечения инвестиций на домашнем рынке наверняка мешало бы перспективам выхода на международный. В итоге при оценке в $1 млн проект привлек первый раунд инвестиций в размере $55 тыс. Одним из инвесторов стал клиент компании, а вторым – сотрудник, решивший войти в капитал, чтобы впоследствии разделить дивиденды. В планах ECO Network – привлечь $1–2 млн на международных рынках. По мнению Мухамеджанова, этих средств хватит для масштабирования проекта в развивающихся странах, включая Юго-Восточную Азию, постсоветские страны, Латинскую Америку и Африку.

Единый стандарт экологизации сознания, заложенный в ECO Network, по большому счету универсален, считает собеседник: «В мире от силы десяток стран, где развито осознанное экологическое потребление, хорошо работает система раздельного сбора. В некоторых государство действует радикально – вводит запрет на пластиковые пакеты или коктейльные трубочки. Но запреты не влияют на осознанность».

По словам предпринимателя, сотрудничеством с казахстанским проектом уже заинтересовалось несколько компаний из Сингапура, откуда можно будет выйти на страны Юго-Восточной Азии. ECO Network ведет переговоры с потенциальными клиентами из России, Украины, Беларуси, Азербайджана и других стран бывшего СССР. Стоимость франшиз еще не определена, но первые 10 будут реализованы на особых условиях. После привлечения второго раунда инвестиций команда намерена открыть центры в каждом регионе, а местные партнеры будут продавать субфраншизы. «Если миллионы людей начнут пользоваться стандартами, которые будет задавать стартап из Казахстана, я, пожалуй, смогу сказать, что амбициозная цель, которую поставила перед собой ECO Network, достигнута», – заявляет Мухамеджанов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить