«Нацбанк не должен отвечать за развитие рынка ценных бумаг»

12200

В последние годы отечественный фондовый рынок переживает не лучшие времена, на что указывает затяжной спад объема торгов на KASE, прекратившийся лишь этим летом. Своим мнением о том, какие неотложные меры следует принять государству для выхода из нее, с Forbes.kz поделился финансовый директор, член правления АО «Visor Capital» Мурат Темирханов

 

F: Тревожная ситуация, сложившаяся на казахстанском рынке ценных бумаг, наверняка должна серьезно беспокоить правительство и Национальный банк, тем более что государство приступило к реализации масштабной программы «Народного IPO»?

- Скажу лишь, что последняя государственная программа по развитию рынка ценных бумаг (РЦБ) закончилась в 2007 году. С того времени больше не было подобных программ. Сейчас в Ассоциации финансистов Казахстана обсуждаются наши предложения по этому вопросу. Надеюсь, что совместными усилиями профучастников РЦБ удастся достучаться прежде всего до правительства: необходимо что-то кардинально менять на рынке ценных бумаг. К сожалению, сейчас создается впечатление, что отсутствует общее понимание государства, общества, бизнеса о том, необходим ли в фондовый рынок в Казахстане вообще!

F: И что нужно сделать сейчас в первую очередь?

- Необходимо разработать и утвердить новую государственную Программу по развитию РЦБ. Важно, чтобы основную роль в разработке играли профессиональные участники РЦБ, а не Нацбанк.

Главной целью новой программы, в отличие от предыдущих,  должен быть быстрый рост РЦБ. Вопросы регулирования РЦБ должны нести второстепенный характер. И на данном этапе, в связи с ухудшающейся ситуацией на РЦБ, улучшение (упрощение) регулирования должно быть направленно только на рост РЦБ. В программе должны быть поставлены четкие цифровые цели по росту рынка в определённые сроки.

F: Но если Нацбанк не будет играть основную роль в развитии РЦБ, то не получится ли, что государство самоустранится от решения этой важной задачи?

- Я убежден, что за развитие РЦБ должно отвечать правительство. Только у него есть реальные возможности по стимулированию развития РЦБ.  Персонально за программу развития РЦБ должен отвечать заместитель премьер-министра, который отвечает за «Народное IPO». При такой структуре ответственности правительство всегда будет находить баланс между ростом рынка ценных бумаг и закручиванием гаек Нацбанком.

Необходимы регулярные встречи заинтересованных сторон по мониторингу исполнения программы развития РЦБ. Предлагается, чтобы вице-премьер ежеквартально проводил встречу с профучастниками РЦБ и Нацбанком по обсуждению исполнения программы.

F: Чем же в таком случае займется Нацбанк?

- Я считаю, что Нацбанк не должен отвечать за развитие рынка ценных бумаг, поскольку он отвечает за надзор и регулирование РЦБ. А функция надзора и регулирования финансового рынка в известной мере находится в конфликте с функцией развития данного рынка. И в силу своей надзорной природы Нацбанк не может найти баланс между сокращением рисков в финансовой системе и развитием самой системы. Исходя из прошлых программ и текущих действий Нацбанка, хорошо видно, что его планы и действия на РЦБ в основном направлены на закручивание гаек в надзоре и на ужесточение регулирования.

F: А какая судьба ждет программу «Народного IPO»? Ведь сейчас она выглядит скорее искусственным дополнением к РЦБ.

- «Народное IPO» является ключевой и единственной программой по увеличению количества надежных эмитентов акций на рынке ценных бумаг. К сожалению, в этом году данная программа резко притормозила, что еще более ухудшило ситуацию на РЦБ после пенсионной «реформы». Удивляет, что виновных в этой задержке с весьма отрицательными последствиями не сыскать, и никто не понес персональной ответственности. Это еще раз показывает, что правительство совсем потеряло интерес к развитию РЦБ. Такое впечатление, что показатель глобальной конкурентоспособности страны вдруг отошел на задний план, и появились какие-то новые приоритеты. Хотелось бы их знать.

В целом программу «Народного IPO» необходимо сделать неотъемлемой частью Программы по развитию РЦБ, и нужно ее ускорить и расширить. Обсуждение параметров «Народного IPO» должно быть только в рамках обсуждения Программы по развитию РЦБ. То есть, к обсуждению надо привлечь профессиональных участников РЦБ, а не так, как это делалось раньше - непрозрачно и в узком кругу правительственных чиновников.

F: Можно ли увязать Программу развития РЦБ с госпрограммой «Дорожная карта бизнеса – 2020», с тем чтобы уйти от субсидирования государством процентных ставок по банковским кредитам и восстановить тем самым конкурентную среду на кредитном рынке?

- Я только «за» субсидирование процентных ставок по кредитам. Это облегчает бремя заёмщиков, и банки конкурируют между собой за участие в программе. Наше предложение было в том, чтобы переориентировать существенную часть программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» на развитие рынка долговых ценных бумаг. То есть в рамках данной программы необходимо заинтересовать  компании финансировать свои проекты не за счет банковских кредитов, а за счет выпуска корпоративных облигаций на РЦБ.

При этом, если в результате государственного стимулирования выпуск облигаций станет более выгодным, чем получение кредита, то можно будет ужесточить требования к эмитентам облигаций и акций по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» с точки зрения улучшения корпоративного управления и проведения независимого аудита финансовой отчетности компаний.  Особенно это важно в свете проблем с корпоративным управлением у ENRC и Казахмыса.

F: А каковы возможности еще одной госпрограммы – форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР)?

- В эту программу предлагается включить требования, чтобы ее участники, использующие государственную поддержку, обязательно были бы организованы в виде акционерных обществ, и часть акций таких компаний выводилась бы в свободное обращение на KASE. Участниками данной и аналогичных программ (например, по государственно-частному партнерству) являются крупные компании индустриально-инновационного и инфраструктурного направлений. Такого рода компании всегда привлекательны для листинга на бирже. Также, по аналогии с программой «Дорожная карта бизнеса – 2020», необходимо переориентировать программу ФИИР на то, чтобы ее участники вместо кредитов максимально использовали долговые ценные бумаги для финансирования своих проектов.

F: Но ведь любые благие меры по стимулированию выпуска ценных бумаг могут оказаться бессмысленным при дефиците инвесторов на рынке?

- Действительно, государственное стимулирования выпуска корпоративных облигаций и акций потеряет смысл, если не будет в достаточном количестве институциональных и прочих инвесторов, заинтересованных в покупке данных ценных бумаг: зачем стимулировать предложение на рынок, если нет спроса? В связи с этим необходимо резко расширить возможность, чтобы ЕНПФ, банки, страховые компании, дилеры, управляющие компании и прочие квалифицированные инвесторы могли инвестировать в корпоративные облигации и акции, выпущенные казахстанскими эмитентами. Причем объем разрешенных инвестиций  от данных инвесторов должен быть достаточно большим (в особенности со стороны ЕНПФ), чтобы поддержать данный рынок ЦБ.  

F: Как раз-то с инвестиционной моделью ЕНПФ сейчас все не ясно!

- Вообще-то по ЕНПФ еще много чего не ясно. Не хотелось бы вновь возвращаться к теме пенсионной «реформы». Но то, что сейчас происходит с пенсионными фондами, просто «убивает» рынок РЦБ. Однако ЕНПФ уже создан, и сейчас в рамках Программы по развитию РЦБ необходимо срочно определить долю пенсионных активов, которые будут инвестироваться облигации и акции казахстанских эмитентов. Необходимо понять, кто и как будет инвестировать эти деньги на внутреннем рынке.

F: Как быть с розничными инвесторами?

- Розничные инвесторы – это очень важная часть инвесторов на развитых рынках ценных бумаг. Необходимо продолжить и усилить работу в этом направлении, включая информационно-образовательную и маркетинговую кампании в рамках «Народного IPO». Еще раз хотел бы сказать, что суть программы «Народного IPO» просто великолепна, но ее исполнение удручает.

F: Допустим, все эти предложения будут реализованы. Но почему-то не очень верится, что эмитенты-новички, возглавляемые топ-менеджерами, не имеющими понятия даже о базовых принципах работы РЦБ, смогут дружными колоннами выйти на KASE… .

- В программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» есть большая составляющая по обучению топ-менеджменту участников программы. Если в рамках данной программы и программы ФИИР государство сможет простимулировать их участников стать эмитентами облигаций и акций, то за счет этих же программ можно будет обучить потенциальных эмитентов. Для этого необходимо будет выбрать 200-300 компаний, наиболее подходящих к роли эмитентов на KASE и провести там обучение. Казахстан уже на весь мир прогремел проблемами корпоративного управления в своих лучших частных компаниях. Надо как-то менять такое положение.

F: Вернемся к Нацбанку. Как быть с регулированием деятельности профучастников РЦБ – оставить все, как есть?

- Рынок ценных бумаг Казахстана еще настолько маленький, что риски, возникающие на нем, не могут повлиять на развитие всей экономики. В настоящее время ситуация на РЦБ сильно ухудшилась. Документы Нацбанка по регулированию деятельности профучастников РЦБ очень сложны и детальны, и они не соответствуют зачаточному уровню развития РЦБ. Профессиональные участники РЦБ тратят большие человеческие и материальные ресурсы, чтобы соответствовать требованиям НБРК, при этом сегодня эти затраты не могут окупиться за счет доходов на рынке ценных бумаг.

F: Ну, в развитых странах профучастникам рынка наверняка не легче?

- У нас есть дочерняя брокерская компания в Великобритании, которая регулируется надзорным органом Великобритании (FCA). По ней хорошо видно, что в этой стране с очень развитым РЦБ регулирование брокерских компаний гораздо проще и гибче, чем в Казахстане. Приведу пример: в связи требованиями Национального банка мы в Алматы по брокерским операциям вынуждены держать штат в 2-3 раза больше, чем имеем в Лондоне. При этом брокерские операции в Лондоне у нас активнее, чем в Алматы, - в основном из-за интереса иностранных инвесторов к качественным казахстанским эмитентам. Таких примеров ненужной сложности и детализации регулирования Нацбанка - масса.

F: Что же делать?

- В связи с этим предлагается заново пересмотреть регулирование деятельности профессиональных участников РЦБ со стороны Нацбанка с точки зрения их упрощения. Прежде всего, это касается регулирования самих профучастников. Регулирование РЦБ с точки зрения защиты инвесторов предлагается не менять.

Также необходимо прекратить практику публичных мер воздействия со стороны Нацбанка. Необходимо, чтобы он более гибко подходил к этим мерам.

F: Что вы имеете в виду?

- Если в интернете посмотреть новости KASE и публикации Нацбанка о наложенных им мерах воздействия и санкциях,  то у любого инвестора и клиента может создаться впечатление о больших проблемах у всех профучастников РЦБ. Хотя на самом деле большинство опубликованных нарушений никак не влияют на способность профучастников РЦБ осуществлять качественные услуги своим клиентам. Здесь опять напрашивается пример нашей дочерней брокерской компании в Лондоне. Надзорный орган Великобритании гораздо проще и гибче в этих вопросах. В Алматы же руководство компании тратит времени на взаимодействие с регулятором на порядок больше, чем руководство нашей брокерской компании в Лондоне.

F: Спасибо за интервью.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube