Как в пандемию «выстрелил» первый казахстанский интернет-магазин акций

8400

Руководитель первого интернет-магазина ценных бумаг в республике рассказал о том, как заинтересовать казахстанцев в инвестировании в акции глобальных компаний

Вячеслав Ким
ФОТО: архив пресс-службы
Вячеслав Ким

Полтора года назад «Фридом Финанс» запустило новый проект – Freedom24.kz. О том, что из этого получилось и готова ли казахстанская аудитория к новым инструментам инвестирования, рассказал директор интернет-магазина ценных бумаг Вячеслав Ким.

Вячеслав, ваш проект – Freedom24.kz – первый в Казахстане интернет-магазин ценных бумаг. Вы открылись в конце января 2020 года, накануне старта пандемии коронавируса, которая значительно повлияла на рынок ценных бумаг. Как для вас сложился этот период? 

- Прошедший период был невероятный, сложный и интересный как для нашей команды, так и для всего холдинга. В прошлом году рынок инвестиций бил рекорды по всему миру, и наш проект появился как раз накануне этой волны. За полтора года работы мы открыли более 11 тыс. счетов, клиенты совершили заказы на сумму около 2 трлн тенге.  Это отличные показатели.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что наш запуск пришелся как нельзя кстати, а формат проекта – быть доступными круглосуточно, к тому же еще и онлайн – что называется, попадание в яблочко. Да, нашей команде было невероятно сложно, поскольку первую половину прошлого года мы работали фактически в режиме нон-стоп, но мы справились.

То есть ваш проект сразу же нашел свой отклик у казахстанцев?

- Да. Нужно понимать, что аудитория инвестирования в Казахстане сравнительно небольшая – инвестирует около 1% населения. В Центральном депозитарии перед запуском проекта было открыто всего 117 тыс. счетов. И когда в первый же месяц наши клиенты открыли 750 счетов, мы были очень довольны, и, честно говоря, не ожидали таких результатов. Хотя, конечно, надеялись, что продукт выйдет на широкий рынок, как в итоге и получилось. 

При открытии интернет-магазина ценных бумаг какой целью вы задавались: удобство для уже действующих клиентов или создание площадки для новой аудитории?

- Мы создали наш проект для тех, кто никогда прежде не инвестировал в ценные бумаги и хотел бы попробовать что-то новое, присмотреться. Той узкой прослойке людей, которые уже инвестируют и у которых есть активы, наш продукт не был интересен – он им и не нужен, у них есть опыт, знания и источники информации. А для неопытной аудитории мы - отличная возможность начать. При запуске проекта акционеры ставили задачу протестировать рынок, посмотреть, насколько Казахстан открыт к таким продуктам.

Основная идея – это очень простая точка входа. И мы постарались сделать нашу площадку максимально простой, комфортной и быстрой. Привычная покупка онлайн позволяет совершить первый шаг – купить акции, который потом уже мотивирует изучать рынок.  

Вы понимали, кто будет вашей аудиторией?

- Да. Это миллениалы – люди от 25 до 40 лет. Активные, любопытные, которые имеют опыт совершения электронных покупок и умеют обращаться с техникой. Кстати, особо отмечу, что даже те, кто работает в околофинансовой сфере, не так активны на рынке ценных бумаг, хотя, казалось бы, им гораздо проще в нем разобраться. Когда мы запустились, клиенты сразу откликнулись – они ждали продукта, где процесс понятен, а интерфейс интуитивный и простой. По сути аудитории нужен был какой-то толчок, чтобы дать ей возможность начать инвестировать.

Что вы делали для того, чтобы заинтересовать новую аудиторию?

- Наш основной посыл был построен не на быстром заработке, а возможности стать совладельцем, инвестором, стать частью большего. Если любишь и пользуешься продукцией компании – покупай ее акции. Мне кажется, что именно этим маркетинговым ходом мы попали в точку. Тем более что это действительно хороший совет. Покупать надо акции тех компании, с бизнесом которых вы знакомы.

Дальше уже сработал эффект сарафанного радио. У нас в стране не особо принято говорить о деньгах и заработке, однако мы подтолкнули людей делиться – когда покупаешь акции крупного технологического гиганта, хочется рассказать об этом друзьям и родственникам. И это работало, люди начали интересоваться. Просто так ведь никто не будет говорить, что открыл новый депозит или занял деньги на развитие бизнеса.

В вашем магазине с момента открытия и до настоящего времени представлены акции 33 компаний. Планируется ли появление новых эмитентов?

- Мы не стали изначально создавать большой список ценных бумаг для клиентов по нескольким причинам. Присутствовали свои регуляторные и технические нюансы, но главная причина – важно было правильно оценить рынок и его участников. Повторюсь, что Freedom 24 мы создавали в первую очередь для новичков, а предлагать им большое количество эмитентов – не совсем разумно. Мы составили свой список исходя из нескольких факторов: капитализации, выплаты дивидендов и узнаваемости. Могу сказать, что мы правильно подошли к формированию списка, поскольку практически все из наших эмитентов за период пандемии только укрепились. Да, были коррекции, но в целом многие находятся на стадии роста. У тех же Starbucks или Apple есть опыт, навыки, технологии, чтобы пережить бури, сменив вектор развития или открыв новые направления. Думаю, что в целом наши клиенты остались довольны тем опытом, который они получили. Наша основная миссия изначально в этом и заключалась – дать правильный и безболезненный опыт потребителю, чтобы он мог прикоснуться к рынку ценных бумаг, и не получить при этом демотивацию.

Что касается появления новых компаний – то, безусловно, со временем мы будем пополнять количество эмитентов, но и подходить к этому будем также предельно внимательно и аккуратно.

Планируете ли вы сделать свой интернет-магазин еще более простым, пополнить его какими-то новыми функциями?

- Сейчас мы тестируем разные гипотезы для упрощения продукта. Один из главных выводов работы – мы должны слышать аудиторию, постоянно получать обратную связь и совершенствовать процессы.

При этом мы постоянно следим за другими рынками. Например, в США уже существуют разные виды инструментов автоматизированного микроинвестирования, это интересная ниша. Мы смотрим также на рынки России, Китая. Нужно аккумулировать все лучшее и делать это понятным для Казахстана. Потенциал у казахстанского рынка есть – нужно делать правильные продукты.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить