«Фондового рынка в Казахстане почти нет»

Перспективы развития финансового рынка республики, в том числе в условиях Евразийского экономического пространства, обсудили в Алматы в четверг, 14 марта, на VIII Казахстанском финансовом форуме, организованном российской компанией Сbonds Сongress

Чем ответить на новые вызовы?

Генеральный директор Сbonds Сongress Сергей Лялин отметил неутешительную для Казахстана тенденцию: за последний год экономика страны вроде бы растет, глобальных катаклизмов нет, а фондовый рынок страны упал на 20%.

- Мне кажется, когда такая ситуация происходит, это свидетельствует о том, что нормального фондового рынка в стране почти нет. На KASE средний дневной объем торгов акциями около $1 млн. Представители Варшавской фондовой биржи или Московской могут только посмеяться, - сказал Лялин. - То есть масштаб рынка упал до такой степени, что его динамика не является вообще индикатором. То же самое можно сказать про индустрию управления активами. До кризиса было порядка 20 компаний, управляющих ПИФами, сейчас осталось только 5. Общий объем ПИФов в этих компаниях чуть-чуть не дотягивает до $10 млн. Для сравнения: в Болгарии, стране очень бедной, объем ПИФов составляет порядка 300 млн евро. И они считают, что это очень мало.

Но есть, по его мнению, и повод для оптимизма – это выход на IPO компании Kселл и «народное IPO» КазТрансОйл, которые можно назвать достаточно успешными, так как они имеют положительную динамику.

- У Kселл доходность, которую заработали инвесторы с момента запуска программы, составила порядка 30%, по КазТрансОйлу - 15%. Это очень хороший процент, - отметил гендиректор Gbonds.

Тем не менее, прогноз на будущее фондового рынка - малооптимистичный. Как отмечалось на форуме, создание в Казахстане Единого пенсионного фонда (ЕНПФ) приведет к еще большему снижению активности на фондовой бирже, также уменьшится конкуренция для инвесторов.

- Вследствие этого многие брокерские компании, инвестдома будут больше ориентироваться на розницу, в том числе на программу «народного IPO», - считает председатель правления HalykFinance Еркебулан Тулибергенов.

Вице-президент Казахстанской фондовой биржи Андрей Цалюк считает, что с созданием единого пенсионного фонда рынок ждут новые вызовы, и как с ними справиться – пока непонятно.

- 12 отчетов в день биржа отправляет в госорганы, 2989 отчетов в год. В связи с сужением рынка совершенно непонятно, как прокормить людей, которые делают эти отчеты. Ситуация все хуже и хуже. Новый вызов для финансового рынка – реформа пенсионной системы, - сказал Цалюк. - Самое интересное, что сейчас, на берегу, никто не говорит, что доходность пенсионных активов после реализации этой программы (создание ЕНПФ. – F) вырастет. И нас будут ждать новые вызовы.

В текущей ситуации, считает он, без продуманной и последовательной государственной программы, без заинтересованности государства в развитии фондового рынка продвинуться вперед не удастся.

- Нужны стимулирующие и даже где-то протекционистские меры. Самое главное - это заинтересованность государства в существовании этого рынка. В ряде программ, в частности, «народного IPO», эта заинтересованность очень чувствуется. Это прекрасная программа. Но есть другие программы, которые не принимают участия в развитии рынка, - отметил вице-президент KASE.

Развивать и дальше в стране программы по IPO порекомендовал представитель Варшавской фондовой биржи Павел Граневский. К примеру, Польша начала осуществлять эти программы еще в середине 90-х годов, и сейчас в них участвуют более 1,5 млн человек.

- Биржевая активность является очень важным фактором для развития экономики, как всей страны, так и личного благосостояния людей, - сказал Граневский, отметив, что, в свою очередь, Польша заинтересовалась казахстанским опытом создания Единого пенсионного фонда. - Мы с интересом наблюдаем, как пенсионный фонд является одним из игроков на фондовом рынке Казахстана. Люди не только копят деньги на социальную страховку, но и эти деньги могут участвовать в обороте капитала и развитии фондового рынка. Но было бы неплохо, чтобы и иностранные пенсионные фонды также могли бы участвовать на различных зарубежных рынках капиталов.

По его словам, польский пенсионный фонд готов принять участие в инвестировании программ в различных странах, в том числе и в Казахстане.

ЕНПФ: прогноз негативный

Проблема в том, что пока никто не знает, куда именно будет двигаться дальше пенсионная система в Казахстане, и будет ли она способствовать развитию рынка. Эти вопросы пока находятся в стадии обсуждения. Соответственно, в зависшем состоянии остается и судьба фондового рынка.

Сергей Лялин считает, что с созданием ЕНПФ на рынке практически не останется инвесторов и не будет никакой конкуренции. Игрок будет один. Андрей Цалюк с нетерпением ждет, когда у ЕНПФ появится инвестиционная декларация: мол, без нее и говорить не о чем. Это на сегодня самый востребованный на рынке документ.

- И не только брокеры по поводу него беспокоятся, но и Министерство финансов: будет ли ЕНПФ покупать ГЦБ Минфина? Беспокойств очень много. Точно можно будет говорить, что разрешено ЕНПФ и как покупать, - пояснил вице-президент фондовой биржи. - Но для нас совершенно очевидно, что таких объемов, которые сейчас пенсионные фонды покупают на рынке, – этого не будет. И очень важен вопрос конкуренции, ее уже не будет. Отсюда последствия: биржа теряет на листинге существующих 10 пенсионных фондов, биржа также теряет на листинге тех компаний, которые приходят на биржу, чтобы получить доступ к пенсионным деньгам.

Кроме того, не будет возможности вкладывать эти деньги в негосударственные компании, работающие в реальном секторе экономики.

- Получается, что влияние на финансовый рынок будет однозначно негативным, мы вынуждены это признать. Спрос снизится, и интерес листинговых компаний - тоже, - заключил Цалюк.

Ложки меда на всех не хватило

Председатель комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК Куат Кожахметов попытался разбавить дискуссию ложкой меда, но получилось не очень убедительно.

- Сейчас портфель всех пенсионных фондов на 90% состоит из государственных ценных бумаг. Деньги все находятся в стране, и они работают. Ликвидность на рынке обеспечивалась тем, что были какие-то перетоки от пенсионных фондов, продавались и покупались государственные ЦБ. Безусловно, создание ЕНПФ скажется на рынке, но надо понимать, что инвестиционный горизонт у пенсионных средств долгий – 20-30 лет в зависимости от портфеля. Надо будет работать над этим, - сказал он. - Будет создан комитет, который начнет определять, куда вкладывать деньги. Все понимают, что какое-то развитие должно быть. Много споров сейчас идет об этом. Надо будет определять конкретный список эмитентов, будет очень актуальным вопрос доходности. Давайте подождем.

В качестве плюса начавшейся пенсионной реформы он назвал ужесточение правил для игроков фондового рынка, которые перекрыли кислород «нечистоплотным» брокерам.

- Закрыли часть брокеров, у которых были сделки с аффилированными лицами, которые нанесли ущерб пенсионным фондам. По всем этим брокерам передали дела в правоохранительные органы, - поделился Кожахметов.

Что ждать финансовому рынку от ЕЭП?

Как отметил член коллегии, министр по экономике и финансовой политике Евразийского экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов, финансовый рынок к 2015 году должен быть вовлечен в евразийскую интеграцию.

- Если посмотреть на текущую ситуацию, то наши финансовые системы интегрированы достаточно слабо. Если оценивать по количеству дочерних банков, дочерних страховых компаний, профессиональных участников ценных бумаг, мы увидим, что все эти случаи имеют какой-то единичный характер, несмотря на то, что достаточное больше поле деятельности есть во всех трех странах, - сказал Сулейменов. - Это объясняется в первую очередь чувствительностью финансового сектора, тем, что правительствами и регуляторами она иногда переоценивается. Во всех интеграционных объединениях либерализация в финансовом секторе происходит позднее, нежели в других секторах.

Он отметил, что для построения интегрированного финансового рынка необходимо в первую очередь гармонизировать национальные законодательства, создать одинаковые правила игры на рынках трех стран – Казахстана, России и Белоруссии. Сближение национальных законодательств будет осуществляться во всех секторах, в том числе в части регулирования финансового рынка, путем сближения нормативов, лицензионных требований, квалификационных требований к персоналу, к руководству финансовых организаций. Будут выработаны единые требования по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг, гармонизированы надзорные требования, в том числе порядок осуществления надзора за участниками финансового рынка.

- Для осуществления этих целей сейчас ЕЭК совместно со сторонами разработано соглашение, которое как раз-таки закладывает основу для гармонизации вышеуказанных компонентов. Оно еще не одобрено, - пояснил Сулейменов. - На первом этапе, к 31 декабря 2015 года, предстоит осуществить гармонизацию понятийного аппарата, порядок и условия создания финансовых организаций, требования в отношении профессиональных квалификаций и деловой репутации руководящих работников организаций.

В этих вопросах, подчеркнул он, подходить нужно осторожно, а завершить работу над ними планируется к 2016 году. На втором этапе, к 31 декабря 2017 года, планируется осуществить гармонизацию законодательства по выдаче, отказу и приостановлению лицензий, заложить нормы взаимного признаний лицензий, максимально сблизить пруденциальные требования, гармонизировать порядок, процедуру и условия ликвидации, реорганизации финансовых организации, проработать и сблизить требования, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Завершится этот этап к 2018 году. К 2020 году, на последнем этапе, предусматривается завершение норм законодательства по регулированию надзора в финансовой сфере, в том числе порядка осуществления надзора, состава административных правонарушений, административных санкций по данным составам.

- Это будет уже конечная точка, которая позволит нам сказать, что правила игры на финансовых рынках у нас практически едины, - подытожил представитель ЕЭК.

Вопрос же о том, будет ли в ЕЭП единая финансовая система и единый финансовый регулятор, пока не обсуждался. На данном этапе предусматривается повышение прозрачности финансовых рынков и создание единого информационного пространства между регуляторами.

- Здесь мы разработали проект соглашения по обмену информацией во всей ее полноте, все, что есть у регулятора одной стороны, по мотивированному запросу другой стороны должно предоставляться. Также предусматривается возможность проведения консультаций между регуляторами, обмен информацией в рамках консолидированного надзора, проведения проверок отдельных финансовых организаций, - отметил Сулейменов. - Этим соглашением достигается тот уровень доверия, который необходим регуляторам для того, чтобы признать и дать недискриминационный доступ финансовым организациям одной страны на рынках другой. Без этого невозможно.

Очень важным вопросом в объединении являются и условия конкуренции, так как существенно различаются и размеры экономик, банковского сектора, способы фондирования и других компонентов.

- Это абсолютно объективные факторы, без анализа которых невозможно простроить единый финансовый рынок, поэтому в рамках этой работы нужно определить роль государственных институтов развития на общем финансовом рынке, роль банков с государственным участием, определить, каким образом будет квотироваться доля участия в тех или иных банках, будет ли зависеть от этого уровень допуска на национальные рынки. Эти вопросы волнуют в первую очередь казахстанских и белорусских коллег. В рамках комиссии и работы, проводимой нами, мы эти вопросы будем очень подробно изучать, чтобы единый рынок был конкурентным, - подчеркнул Тимур Сулейменов.

Будет также разработана стратегия развития финансового рынка Евразийского экономического пространства.

- Здесь можно подумать, применять ли этот термин в единственном числе или во множественном: стратегия развития финансового рынка или рынков стран ЕЭП. Во всех странах такие стратегии присутствуют, они хорошо написаны, но не в большой степени учитывают те договоренности, которые сейчас есть, потому что они свежие и продолжают появляться, - сказал Сулейменов.

Комиссия уже приступила к разработке этой стратегии и к концу года работа над ней будет завершена.

- Мы в этом плане открыты для диалога с бизнесом и на одном из форумов расскажем и представим эту стратегию, - сказал Сулейменов.

В соответствии с уже имеющимися договоренностями к 2015 году стороны должны рассмотреть возможность создания единого регулятора на три страны. По мере проработки документов, тех соглашений, что уже есть, нужно будет определить: будет ли у каждой страны свой финансовый рынок и регулятор или  все же единый. Но согласно договоренностям, к 2020 году «мы должны прийти к единому финансовому рынку, когда будет обеспечение взаимное признание лицензий и прочих разрешительных документов, обеспечен недискриминационный доступ участников на рынке друг друга». Сулейменов еще раз отметил, что ЕЭК готова к диалогу с бизнес-ассоциациями. При комиссии создан консультативный комитет по финансовым рынкам, в рамках которого обсуждаются все инициативы и проблемные вопросы взаимоотношений.

Как конкурировать брокерам?

Председатель правления «Казкоммерц Секьюритиз» Шолпан Айнабаева высказала опасения, что в новых условиях казахстанские брокеры не смогут конкурировать.

- Мы реально понимаем, что нам трудно конкурировать с российскими брокерами, мы переживаем за инвесторскую базу, которая будет перетекать к российским брокерам, еще больше мы переживаем за переток эмитентов, - сказала она. - Те немногие казахстанские эмитенты, которых можно по пальцам пересчитать, они для нас дороги, и мы за них конкурируем и боремся между собой, они могут посчитать более интересными российский рынок, на котором они смогут привлечь большие деньги за меньшую стоимость. Это для нас угроза, и мы должны к этому готовиться.

На что Тимур Сулейменов заметил, что сама по себе интеграция предписывает конкуренцию.

- Мы хотим, чтобы потребители финансовых услуг получали их при максимальном качестве за меньшие деньги. С точки зрения потребителей конкуренция должна способствовать удешевлению и улучшению качества. На мой взгляд, в данном случае должно быть антимонопольное регулирование и быть единые правила обеспечения игры каких-то неконкурентных преимуществ. До тех пор, пока не будет этих компонентов, на мой взгляд, открывать рынки друг другу нельзя, - сказал он.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10465 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
20 марта родились
Куаныш Батшабаев
Генеральный директор ТОО «Батша Куан»
Хроники бизнесменов. Владимир Ким

На чём зарабатывает своё состояние №1 списка 50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes Kazakhstan

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить