Интернет побеждает традиционные СМИ в битве за рекламу

21412

Несмотря на падение рекламного рынка в Казахстане, сегмент продвижения товаров и услуг в интернете растет

Фото: Андрей Лунин

Совокупное количество активных пользователей топ-10 социальных сетей и мессенджеров, в том числе Facebook, WhatsApp, Twitter и Instagram, в апреле этого года превысило население всей планеты и достигло почти 7,3 млрд. Это заставляет рекламодателей по всему миру фокусироваться на рекламе в интернете.

Специалисты из PwC оценили глобальный рекламный рынок в 2015 в $181,4 млрд. (Для сравнения: ВВП Казахстана в том же году составил немногим более $184,4 млрд.) При этом рекламодатели больше всего средств вложили в продвижение товаров или услуг через Всемирную паутину – $59,6 млрд, или 32,8 % от совокупного объема рекламы.

На втором и третьем местах идут реклама на ТВ и на кабельном телевидении (в Казахстане такого разделения нет, поэтому в таблице эти данные объединены) – $40,6 млрд и $25,7 млрд соответственно. Четвертое и пятое места занимает пресса: газеты ($15,1 млрд) и журналы ($12,2 млрд). Далее следуют наружная реклама – $8,9 млрд, реклама в видеоиграх – $1,1 млрд и в кино – $0,8 млрд.

Продвижение товаров или услуг в сети является относительно новым инструментом. Так, в 2005 этот рынок весил «всего» $12,6 млрд, но уже спустя 10 лет стал в 4 раза больше.

Если копать чуть глубже, то специалисты делят рекламу в сети на восемь основных частей. Самая большая – 35 % – приходится на продвижение продукции через мобильные устройства. На втором месте идет реклама в поисковых системах – 34 %. Баннерная реклама занимает 13 % рынка. Остальные 18 % приходятся на рекламу в цифровом видео, платные объявления, спонсорство, рекламу на онлайн-сервисах и медийную рекламу. Так обстоят дела в мире.

Что касается нашей страны, то Forbes Kazakhstan попросил две аналитические компании – Dentsu Aegis Network Kazakhstan (DANK) и International Media Service (IMS) – оценить отечественный рекламный рынок в 2015.

В целом цифры оказались близкими, различия в деталях. Так, DANK оценила рекламный рынок в $168,7 млн, а IMS в $156 млн. Данные разнятся из-за сегмента наружной рекламы: по мнению первых, он составляет $34,5 млн (20 % от рынка), по мнению вторых – $17,2 (11 %).

Также несколько разошлись оценки специалистов относительно изменения рекламного рынка за период. Так, председатель правления DANK Виктор Елисеев полагает, что рынок просел на 27,8 %. По оценке же директора по маркетингу IMS Дарьи Ермаковой, спад был чуть меньше – на 25,7 %.

В то же время, несмотря на падение совокупного объема рынка, эксперты сошлись во мнении, что сегмент digital advertising растет. Елисеев называет причиной тому целый комплекс факторов: увеличение проникновения интернета в РК, о чем свидетельствует 11 %-ный рост числа пользователей; повышение кросс-потребления интернета через использование гаджетов; развитие мобильного интернета; диджитализацию медиаресурсов; появление новых рекламных инструментов в сети, таких как Programmatic Buying или запуск рекламы в Instagram; планируемое открытие местного офиса такого гиганта, как Google.

В свою очередь Ермакова отмечает, что digital-направление – это молодой сегмент медиарынка, который находится на этапе развития.

- Поэтому, несмотря на рецессию в экономике, этот сегмент будет расти и дальше, в том числе в 2016 году, – говорит она.

Согласно прогнозу директора IMS, рекламный рынок в Казахстане составит по итогам года 31,8 млрд тенге, то есть снизится на 8 % (в долларах снижение будет гораздо более существенным – на 41,1 %, так как при оценке за 2015 брался средневзвешенный курс 221,7 тенге за доллар, а в 2016 курс на момент подготовки материала составлял 346,4). Ее коллега выделяет два сценария: первый приведет к падению рынка на 10 %, второй, пессимистический, – на 20 % и более.

Радость Цукерберга

Марк Цукерберг
Фото: Carlos Serrao
Марк Цукерберг

Объем рекламы в социальных сетях в мире за 2012–2015 вырос почти в 4 раза – с $2,9 млрд до $11 млрд. По оценке Forbes, состояние Марка Цукерберга за этот же период увеличилось с $17,5 млрд до $33,4 млрд. На сегодня же эта цифра составляет $54 млрд.

Напомним, что Цукербергу принадлежат 24 % акций Facebook, который в свою очередь владеет Instagram и WhatsApp. Совокупное количество пользователей этих сервисов на данный момент составляет более 3 млрд.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить