PR в коронакризис: опыт «Филип Моррис»

10636

Мариан Зальцман, старший вице-президент по глобальным коммуникациям «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ), одна из ведущих мировых тренд-аналитиков и самых титулованных PR-директоров, недавно приняла участие в панельной дискуссии The Economist. Мероприятие поддержал проект Mission Winnow - инициатива ФМИ, демонстрирующая приверженность компании к инновациям и разработке новых решений, которые могут ускорить позитивные изменения в обществе

Мариан Зальцман
ФОТО: архив пресс-службы
Мариан Зальцман

После выступления Мариан Зальцман мы задали ей несколько вопросов о том, как пандемия повлияла на труд пиарщиков, как мировые гиганты организуют работу своих сотрудников и как изменились предпочтения потребителей в самый необычный год XXI века.

Мариан, как меняются приоритеты PR в целом во время пандемии коронавируса и какова их роль в новой реальности?

- Время кризисов побуждает многих из нас пересмотреть свои планы. И у пиарщиков есть шанс помочь объединить разделенный мир, чтобы доброта и сострадание восторжествовали над ненавистью, чтобы утвердить веру людей в науку и факты над пристрастной риторикой и агрессией, которые стали слишком активно распространенными в цифровую эпоху.

После такого глобального кризиса кажется, что потребитель изменится, бренды станут другими, коммуникации тоже. Возврата к прошлой жизни не будет. Как вы думаете, как это повлияет на потребление информации?

- Тенденция «оседлости» и «локализации» усиливалась в течение многих лет, но пандемия COVID может стать сильным ускорителем этого процесса. Практически каждый знает кого-то, кто потерял работу или видел, как бизнес знакомого пошел ко дну. И мы начинаем понимать, насколько важно нам маленькое сообщество рядом, наши соседи, как важна здоровая инфраструктура малого бизнеса поблизости для благосостояния общества.

Люди захотели больше чувствовать себя частью природы, увидели радости в более простом существовании, захотели больше контролировать качество того, что едят и пьют. Они захотели подольше отключиться от интернета, чтобы сделать что-то «реальное». С пандемией эти желания стали более насущными.

Простой пример: люди стали сами печь хлеб во время локдауна - продажи дрожжей в США выросли только за одну неделю марта на 647%, согласно отчетам Nielsen.

Люди устали от чрезмерного потребления и ужасаются его влиянию на окружающую среду, поэтому они хотят иметь больше возможностей чинить вещи, а не выбрасывать их или покупать что-то новое. Люди захотели научиться простым вещам - починить велосипед, пришить заплатку: некоторые из нас почувствовали себя особенно уязвимыми во время локдауна и больше не хотели зависеть от кого-то хотя бы в таких мелочах.

Я думаю, что «оседлость» также будет распространяться в области потребления информации и доверия. Уже сейчас люди больше обращают внимания на то, что происходит рядом. И поэтому мы можем даже увидеть возрождение местных СМИ, которые были на грани выживания в цифровую эпоху.

Вы наверняка общаетесь с коллегами из других крупных компаний мира. Как они действуют во время коронакризиса?

- Многие компании быстро сориентировались и «изобретают себя заново», чтобы удовлетворить критические потребности общества в борьбе с COVID-19. Например, Bauer с производства хоккейных шлемов перешла к производству защитных щитков для лица. Пивоварни и винокурни производят дезинфицирующее средство для рук. Kering SA (владеет брендами Balenciaga и Saint Laurent) создает медицинские маски. И я могла бы продолжать этот список еще долго...

ФМИ, кстати, тоже выделила часть заводских линий на производство дезинфицирующих средств для рук. Также мы стали поставлять защитные средства - маски и плексигласовые щитки - нашим торговым партнерам. Некоторые из помещений мы переоборудовали под центры экстренной поддержки.

Нынешний кризис затронул всех нас так, как мы и представить себе не могли. С первых же недель бизнес начал сталкиваться с проблемами, которые, пожалуй, не описаны ни в одном учебнике по экономике. Как, по-вашему, нужно выстраивать коммуникации в компании во время пандемии?

- В небезопасном мире важно надеяться на лучшее будущее и стремиться к нему. Компании, которые активно работают над достижением этой цели, которые делают добрые дела и вовлекают в эти дела сотрудников и клиентов, безусловно, выигрывают. В отличие, например, от компаний, которые просто жертвуют деньги.

В такие времена работодатели должны руководствоваться основополагающим принципом, согласно которому интересы сотрудников должны быть превыше всего. Именно поэтому в тот же день, когда мы в марте попросили наших офисных работников остаться дома, наш генеральный директор обратился ко всем сотрудникам ФМИ в мире со словами поддержки. И это происходит постоянно. Например, медицинский директор ФМИ провела вебинар, на котором она и другие медики компании ответили на вопросы сотрудников, связанные с коронавирусом. Мы также приветствовали, когда наши сотрудники начали взаимодействовать через платформу социальных сетей Yammer, делиться опытом и советами, а также использовали наш информационный бюллетень Take5, чтобы предлагать советы по работе из дома.

В мае, через два месяца после начала нашей удаленной работы, моя команда опросила всех тех, кто работает в отделах коммуникаций ФМИ по всему миру. Практически все респонденты (97%) указали, что они чувствуют поддержку со стороны своего начальства, а 90% оценили нас на 4 или 5 баллов по 5-балльной шкале в вопросе, обеспечили ли мы им условия оставаться на связи с коллегами во время кризиса. Наши усилия постоянно направлены на то, чтобы наши сотрудники чувствовали поддержку. Это важно, в том числе для достижения успеха в нашей глобальной борьбе с табачным дымом.

Очевидно, вам пришлось существенно перестраивать свою работу в этом году. Из-за этого не пострадала основная, или, точнее сказать, профильная работа?

- Нет, мы по-прежнему держимся нашего главного курса - трансформации к будущему, свободному от табачного дыма ради блага общества. Сегодня мы активно работаем над тем, чтобы потребители табачной продукции получили меньше вреда для здоровья, для чего мы им и предлагаем перейти на бездымные технологии.

Не могли бы вы рассказать о внутренней и внешней стратегии вашей компании во время пандемии?

- Главной для «Филип Моррис» была и остается забота о здоровье и безопасности наших сотрудников. Поэтому руководство приняло ряд мер, обеспечивающих безопасность труда и спокойствие коллектива во время пандемии. В частности, уже в середине марта компания попросила офисных сотрудников работать из дома; были отменены деловые поездки и мероприятия; был ограничен доступ на заводы; внедрен температурный скрининг там, где это разрешено; были улучшены протоколы дезинфекции. Ну и, разумеется, было внедрено обязательное использование средств индивидуальной защиты и социальное дистанцирование.

Мы также мобилизовали наших сотрудников по всему миру для помощи местному населению. Сосредоточились на трех ключевых направлениях: на приобретении аварийно-спасательного оборудования, покупке средств индивидуальной защиты и на поддержке уязвимых групп, в частности пожилых людей.

Был создан Глобальный фонд помощи для оказания дополнительной поддержки нашим филиалам, которые помогают нуждающимся.

Если сравнивать общение и работу онлайн с офисным режимом – что эффективней?

- Мы увидели, что большая часть работы, которая раньше выполнялась в офисе, может делаться удаленно. Даже после завершения карантина ФМИ призвала всех наших офисных сотрудников по всему миру рассмотреть возможность работы из дома. Мы также провели внутренний опрос, который показал, что большинство наших сотрудников удовлетворены возможностью работать удаленно и хотели бы иметь возможность сочетать удаленную и офисную работу после пандемии.

Тут конечно, есть и проблемы, особенно у семей с детьми на домашнем обучении. Для таких сотрудников рабочий день может стать бесконечным. Чтобы помочь нашим коллегам успешно справляться с работой и личной жизнью во время пандемии, мы собрали краудсорсинговое руководство, наполненное умными идеями и полезными советами по работе в новой «нормальности».

Хотя удаленная работа доказала свою эффективность, есть некоторые элементы нашей прежней жизни, которые не заменить — это возможность путешествовать, встречаться с новыми людьми и участвовать в личных встречах. Я с нежностью вспоминаю свою поездку в Алматы год назад и то, какое впечатление произвел на меня этот красивый город с его открытыми пространствами и малоэтажными зданиями. Там я встретила счастливых, оптимистичных и гостеприимных людей. И таких впечатлений мне сейчас не хватает. Поэтому я с нетерпением жду возвращения командировок.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить