Почему украинские рекламщики переезжают в Казахстан
Своим мнением с читателями Forbes.kz поделился управляющий партнёр казахстанского представительства международной дизайн-студии Pioneer Design Павел Волков
Казахстанский рынок рекламы и дизайна довольно тесно связан с рынками других стран СНГ, в частности, России и Украины – крупнейших на постсоветском пространстве. В то же время тесная взаимосвязь не отменяет существенного отставания казахстанской рекламы, дизайна и диджитала от аналогичных сфер в соседних странах. По прогнозам специалистов, в 2016 рекламные доходы в Казахстане достигнут $274 млн, что является неплохим показателем для рынка, но при этом составляет лишь две трети от рекламных доходов на Украине.
Иностранные рекламщики выводят из РК десятки миллионов долларов
Об этом в интервью обозревателю Forbes.kz рассказал исполнительный секретар... →
Чтобы понять степень отставания, достаточно посмотреть на распределение долей по различным сегментам рекламы. В Казахстане бесспорным лидером в рекламе является телевидение – его доля составляет около 63%. На Украине же доля ТВ – менее 45%, и с каждым годом она уменьшается в пользу интернет-рекламы. К тому же прирост рекламных бюджетов интернета по состоянию на 2014 составил 23%, а другие сегменты: телевидение, пресса, «наружка» и радио демонстрировали отрицательную динамику - снизились на 8%.
Украина вслед за европейскими странами с развитым рынком рекламы уходит в диджитал. Украинские рекламщики и дизайнеры давно сфокусировали внимание на развитии диджитал-инструментов как наиболее эффективных. Больше внимания уделяется онлайн-освещению в социальных медиа. Диджитал-коммуникации составляют основные статьи затрат в украинской рекламе. Да и в целом агентств и дизайн-студий, которые двигают сферу вперед, на Украине гораздо больше, чем в Казахстане. Ежегодно ведущие украинские агентства участвуют в международных фестивалях – Red Dot, Epica Awards, Cannes Lions и других. Как правило, украинцы возвращаются домой с призовыми статуэтками, что свидетельствует о признании их достижений международным рекламным сообществом.
В Казахстане есть перспективы и все предпосылки для того, чтобы стать крупным игроком на рекламном рынке постсоветского пространства. Но для этого необходимо быстро и основательно реанимировать сферу – развивать приоритетные направления, следовать мировым трендам, перенимать зарубежный опыт. Есть вещи, которые нужно менять, например, поднимать уровень визуальной культуры – сейчас он крайне слаб. До сих пор на поприще дизайна и рекламы в Казахстане создавался и покупался продукт не самого высокого качества, и за неимением альтернатив это работало. Некоторые компании в Казахстане прибегали к услугам российских дизайнеров, но он проигрывает в качестве и имеет, как правило, завышенную стоимость. Сейчас рынок понимает, что пришло время более качественных и новых продуктов, что дизайн не может быть просто картинкой. Он должен эффективно работать как полноценный бизнес-инструмент.
В Казахстан хлынул поток менеджеров из России и Украины
Об этом Forbes.kz рассказала основатель и генеральный директор рекрутингово... →
То же самое происходит с корпоративными интернет-сайтами, большинство из которых до сих пор остаются на уровне 90-х, хотя во всем мире сайт – это отдельный масштабный проект, от качества реализации которого порой зависит весь бизнес. Сейчас пришло время для широкого использования мобильных приложений и landing pages. Местный рынок как нельзя лучше подходит для запуска различных мобильных разработок.
Казахстанский бизнес уже реагирует на изменения, потому что это даёт возможность укрепить и улучшить свои позиции, организовать качественный подход к дизайну, маркетингу и рекламе. Тот, кто вовремя не поймает тренд, останется за бортом. Потому что и покупатель в Казахстане становится более осведомлённым и требовательным. Простой незатейливый дизайн уже не возымеет такого эффекта, как пару лет назад. В связи с этим начинается борьба за лояльность и узнаваемость; конкуренция, которой ещё недавно не было и в помине, активно растёт и заставляет бизнес искать новые пути продвижения продукта.
Всего несколько лет назад на рекламном рынке Казахстана начали появляться первые крупные рекламные агентства и представительства зарубежных холдингов. Сейчас их уже больше, но недостаточно для того, чтобы выйти на уровень Украины или России. В Алматы, например, сейчас работают около 50 дизайн-студий. Для сравнения: в Киеве их порядка 200.
Основной проблемой креативной индустрии Казахстана остаётся нехватка местных специалистов, поэтому в последнее время бизнес старается активно привлекать профессионалов из соседних стран, чтобы перенимать опыт и развивать собственную индустрию. Особо заметна сейчас лояльность бизнеса в отношении иностранных представителей диджитала и креатива – сфер, которые наименее развиты в Казахстане. Многие украинские специалисты перебазируются в Алматы, где используют свой опыт и знания на новом рынке. Сейчас почти во всех крупных рекламных холдингах есть украинские специалисты, и часто – на топовых позициях.
Какие секреты рекламного бизнеса выдал эксперт из США в Казахстане
Основатель американского цифрового агентства iStrategyLabs Питер Корбетт ра... →
Подобное сотрудничество выгодно обеим сторонам. Казахстан навёрстывает упущенное в сфере рекламы, маркетинга и дизайна, а украинские профессионалы получают финансовые возможности для реализации своих идей и своеобразный «вызов» - сферу, которую нужно вывести на качественно новый уровень. Дело не только в опыте, но и в том, что иностранцам проще увидеть потенциал рынка. К тому же наплыв зарубежных специалистов создаёт в отрасли здоровую конкуренцию, без которой дальнейшее развитие невозможно. Некоторые агентства и дизайн-студии переезжают в Казахстан на постоянной основе или открывают филиалы и тестируют рынок, чтобы со временем выйти на него со всем размахом. Не в последнюю очередь этому способствует и кризисная ситуация на Украине – невозможно работать, не чувствуя влияния политических и экономических факторов.
Миграция представителей украинской креативной индустрии в Казахстан сохраняется как тренд и, судя по всему, не планирует утихать. Почти все крупные украинские агентства уже открыли свои представительства в Алматы. Уже в скором времени мы увидим, как вливание «свежей крови» изменит казахстанский рынок и выведет его в лидеры на пространстве СНГ.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook