Почему украинские рекламщики переезжают в Казахстан

19185

Своим мнением с читателями Forbes.kz поделился управляющий партнёр казахстанского представительства международной дизайн-студии Pioneer Design Павел Волков

Казахстанский рынок рекламы и дизайна довольно тесно связан с рынками других стран СНГ, в частности, России и Украины – крупнейших на постсоветском пространстве. В то же время тесная взаимосвязь не отменяет существенного отставания казахстанской рекламы, дизайна и диджитала от аналогичных сфер в соседних странах. По прогнозам специалистов, в 2016 рекламные доходы в Казахстане достигнут $274 млн, что является неплохим показателем для рынка, но при этом составляет лишь две трети от рекламных доходов на Украине.

Чтобы понять степень отставания, достаточно посмотреть на распределение долей по различным сегментам рекламы. В Казахстане бесспорным лидером в рекламе является телевидение – его доля составляет около 63%. На Украине же доля ТВ – менее 45%, и с каждым годом она уменьшается в пользу интернет-рекламы. К тому же прирост рекламных бюджетов интернета по состоянию на 2014 составил 23%, а другие сегменты: телевидение, пресса, «наружка» и радио демонстрировали отрицательную динамику - снизились на 8%.

Украина вслед за европейскими странами с развитым рынком рекламы уходит в диджитал. Украинские рекламщики и дизайнеры давно сфокусировали внимание на развитии диджитал-инструментов как наиболее эффективных. Больше внимания уделяется онлайн-освещению в социальных медиа. Диджитал-коммуникации составляют основные статьи затрат в украинской рекламе. Да и в целом агентств и дизайн-студий, которые двигают сферу вперед, на Украине гораздо больше, чем в Казахстане. Ежегодно ведущие украинские агентства участвуют в международных фестивалях – Red Dot, Epica Awards, Cannes Lions и других. Как правило, украинцы возвращаются домой с призовыми статуэтками, что свидетельствует о признании их достижений международным рекламным сообществом.

В Казахстане есть перспективы и все предпосылки для того, чтобы стать крупным игроком на рекламном рынке постсоветского пространства. Но для этого необходимо быстро и основательно реанимировать сферу – развивать приоритетные направления, следовать мировым трендам, перенимать зарубежный опыт. Есть вещи, которые нужно менять, например, поднимать уровень визуальной культуры – сейчас он крайне слаб. До сих пор на поприще дизайна и рекламы в Казахстане создавался и покупался продукт не самого высокого качества, и за неимением альтернатив это работало. Некоторые компании в Казахстане прибегали к услугам российских дизайнеров, но он проигрывает в качестве и имеет, как правило, завышенную стоимость. Сейчас рынок понимает, что пришло время более качественных и новых продуктов, что дизайн не может быть просто картинкой. Он должен эффективно работать как полноценный бизнес-инструмент.

То же самое происходит с корпоративными интернет-сайтами, большинство из которых до сих пор остаются на уровне 90-х, хотя во всем мире сайт – это отдельный масштабный проект, от качества реализации которого порой зависит весь бизнес. Сейчас пришло время для широкого использования мобильных приложений и landing pages. Местный рынок как нельзя лучше подходит для запуска различных мобильных разработок.

Казахстанский бизнес уже реагирует на изменения, потому что это даёт возможность укрепить и улучшить свои позиции, организовать качественный подход к дизайну, маркетингу и рекламе. Тот, кто вовремя не поймает тренд, останется за бортом. Потому что и покупатель в Казахстане становится более осведомлённым и требовательным. Простой незатейливый дизайн уже не возымеет такого эффекта, как пару лет назад. В связи с этим начинается борьба за лояльность и узнаваемость; конкуренция, которой ещё недавно не было и в помине, активно растёт и заставляет бизнес искать новые пути продвижения продукта.

Всего несколько лет назад на рекламном рынке Казахстана начали появляться первые крупные рекламные агентства и представительства зарубежных холдингов. Сейчас их уже больше, но недостаточно для того, чтобы выйти на уровень Украины или России. В Алматы, например, сейчас работают около 50 дизайн-студий. Для сравнения: в Киеве их порядка 200.

Основной проблемой креативной индустрии Казахстана остаётся нехватка местных специалистов, поэтому в последнее время бизнес старается активно привлекать профессионалов из соседних стран, чтобы перенимать опыт и развивать собственную индустрию. Особо заметна сейчас лояльность бизнеса в отношении иностранных представителей диджитала и креатива – сфер, которые наименее развиты в Казахстане. Многие украинские специалисты перебазируются в Алматы, где используют свой опыт и знания на новом рынке. Сейчас почти во всех крупных рекламных холдингах есть украинские специалисты, и часто – на топовых позициях.

Подобное сотрудничество выгодно обеим сторонам. Казахстан навёрстывает упущенное в сфере рекламы, маркетинга и дизайна, а украинские профессионалы получают финансовые возможности для реализации своих идей и своеобразный «вызов» - сферу, которую нужно вывести на качественно новый уровень. Дело не только в опыте, но и в том, что иностранцам проще увидеть потенциал рынка. К тому же наплыв зарубежных специалистов создаёт в отрасли здоровую конкуренцию, без которой дальнейшее развитие невозможно. Некоторые агентства и дизайн-студии переезжают в Казахстан на постоянной основе или открывают филиалы и тестируют рынок, чтобы со временем выйти на него со всем размахом. Не в последнюю очередь этому способствует и кризисная ситуация на Украине – невозможно работать, не чувствуя влияния политических и экономических факторов.

Миграция представителей украинской креативной индустрии в Казахстан сохраняется как тренд и, судя по всему, не планирует утихать. Почти все крупные украинские агентства уже открыли свои представительства в Алматы. Уже в скором времени мы увидим, как вливание «свежей крови» изменит казахстанский рынок и выведет его в лидеры на пространстве СНГ. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube