Как привлечь клиента, не тратя миллионы

24979

Ещё несколько лет назад уровень интернет-маркетинга и образованности в сфере онлайн-рекламы у казахстанских предпринимателей был невысоким. Основная проблема - не было направленности на четкие измеримые показатели. Предприниматель не понимал, каким образом рекламный бюджет конвертируется в продажи, как работать с интернет-аудиторией и какие действия следует предпринимать, чтобы закрепиться и конкурировать

Фото: © Depositphotos.com/olly18

Да, крупный казахстанский бизнес (в основном ретейл) уже считал KPI, но мелкий и средний, который плавно переходил из офлайна, ещё этого не делал и даже не знал, как подступиться. Именно поэтому, как сами можете заметить, в Казахстане за последние несколько лет появилось огромное количество обучающих семинаров, тренингов, конференций, круглых столов и пр. Произошел толчок в развитии интернет-продаж, и бизнес начал изучать тему, на практике разбираться, как работают каналы коммуникаций в интернете, зачем нужен полноценный сайт и почему продвижение не заканчивается созданием лендинга и вложением денег в контекстную рекламу.

Все поняли, что онлайн со временем выдавит офлайн. И если ты не приспособишься, то со временем потеряешь долю на рынке.

Если сказать в общем, то предпринимателей уже не пугают такие слова, как «конверсия», «ROI», «семантическое ядро сайта» - они всё больше вовлекаются в процессы, изучают новые методы продаж, автоматизируют и, что самое главное, оптимизируют рекламу, более продуманно распределяют бюджеты.

Раньше у бизнеса в основном цели были размытые, сейчас же предприниматель понял, что задачи интернет-маркетологам нужно ставить конкретно, не тратить бюджет одновременно на все каналы продвижения, а развивать онлайн-коммуникации постепенно, в зависимости от того, какие услуги или товары сейчас в приоритете.

Конечно, большая часть рекламодателей все ещё отдают предпочтение проверенным инструментам - ТВ, газетам, журналам, наружке. Доля рекламы в интернете на рынке Казахстана, по разным исследованиям, варьировалась в 2017 году от 8% до 12%. Эта цифра растёт, потому что бизнес за эти несколько лет года понял: если хочешь достучаться до молодого поколения, которое практически живёт в онлайне и меньше доверяет рекламе, необходимо присутствовать в интернете. С миллениалами нужно проявлять креатив, а не запускать рекламу в интернете ради самой рекламы, нужно изощряться, отталкиваться от конкретной целевой аудитории, использовать видеорекламу и генерировать нестандартный контент. Задавать себе более сложные вопросы, практически подходить к задачам маркетинга (а не только теоретически), делиться решениями своих проблем с рынком.

В попытке ёмко определить, как изменился интернет-маркетинг в Казахстане за последние годы, я бы выделил четыре момента.

Виталий Цуд
Виталий Цуд

Сначала бизнес, потом маркетинг

Перед тем, как запускать рекламные кампании в интернете, предприниматель должен быть уверенным в том, что его бизнес-процессы работают. Потому что никакое продвижение вам не поможет, если, к примеру, колл-центр плохо общается с клиентами. Теоретически бизнес в Казахстане к этому пришёл, понимание есть. Если смотреть с практической стороны, то проблем много.

Кроме того, бизнес пришел к осознанию, что у интернет-маркетологов он покупает не продажи - он покупает компетенцию и знания. Конечно, владелец бизнеса не должен знать всех тонкостей работы маркетолога, но важно (и от этого буквально зависит успех кампании), чтобы предприниматель был вовлечён.

За клиента нужно бороться

В начале многие рекламодатели относились к интернет-маркетингу как к рубильнику. Есть деньги - есть клиенты. Но только со временем бизнес понял, что за каждого клиента нужно бороться, нужно работать на повторную продажу, заниматься социальными сетями, имейл-маркетингом,  набирать лояльную аудиторию и понемногу откусывать от конкурента. Онлайн-реклама - это инструмент. А подходы такие же, как и в обычной рекламе.

Понимание того, что нужно завоёвывать лояльность клиентов (даже потенциальных), привело к необходимости комплексного подхода - теперь бизнес старается использовать максимальное количество каналов маркетинга, а не концентрироваться на одном, как было раньше.

На рынке появились толковые digital-специалисты

Помню, как сложно было найти толкового маркетолога в Казахстане три года назад. Очень мало было специалистов-аналитиков, особенно узкоспециализированных. Сейчас ситуация выравнивается, ведь подрастает молодое поколение, которое изучает интернет-маркетинг и строит в этой нише карьеру.

Использование новых технологий

Чтобы получать максимум прибыли при минимуме затрат, нужно использовать не только традиционные инструменты. Казахстанский бизнес понемногу начинает работать с Big Data, что даёт более четкое понимание целевой, возможность проследить путь клиента от первой встречи с брендом до конверсии, открывает больше информации для аналитики. Все это помогает таргетировать онлайн-рекламу более продуманно.

Сейчас идет большой переход офлайнового бизнеса в онлайн, также большой процент бизнеса выходит на зарубежные рынки. Есть интерес к видеорекламе, но из-за высоких бюджетов еще не все готовы экспериментировать с ней.

Основной вывод, который я сейчас для себя делаю: бизнес в Казахстане действительно понял, что за своего клиента нужно бороться. Недостаточно всего лишь вложить деньги в маркетинг и ждать чуда - нужно ежедневно работать над оптимизацией рабочих процессов, оптимизацией рекламных кампаний, активно заниматься контент-маркетингом и в целом повышать конверсию. Ведь маркетинг - это не панацея от всех проблем, это лишь инструмент, который позволяет достучаться до своей аудитории. Главное, чтобы вам было что предложить.

Виталий Цуд, основатель и генеральный директор SEO-Studio

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить