Стартап казахстанца решает «боли» американских магазинов

41408

Об этом Forbes.kz рассказал сооснователь стартапа Бакытжан Дос

Adapt Shop
Команда Adapt Shop

Стартап Adapt Shop, работающий в США, Бразилии, Мексике и Карибском бассейне, был основан казахстанскими предпринимателями Досом Бакытжаном и Ерболом Копжасар летом 2021 года. Их цель – избавить от «боли» небольшие интернет-магазины, для которых разработка собственной торговой платформы – дело затратное и трудоемкое. Adapt Shop – это ecommerce-платформа для малого и среднего бизнеса, которые торгуют через соцсети. Запустить свой интернет-магазин через мобильное приложение Adapt Shop можно за пару минут. Как отмечает Бакытжан, его команда создала продукт, который полностью бы удовлетворял запросы малого бизнеса. Так, всего за $24 в месяц пользователь получает в своем смартфоне полноценный интернет-магазин с CRM-системой, складским учетом, приемом платежей, инвентаризацией, базой данных клиентов, кабинетом кассира, менеджера и т. д. Здесь пользователь может редактировать свой интернет-магазин, подключить свой домен, загрузить полное описание товара с фотографиями и видео.

– Процесс финальной разработки product-market-fit-версии Adapt Shop мы закончили в декабре 2022 года. Но еще будем доделывать продукт для большего удобства пользователей, потому что разработка продукта – это итеративный процесс. В ходе разработки продукта мы вели переговоры с потенциальными пользователями, выявляли их проблемы и ставили перед собой задачи решить их «боли», – рассказывает Дос.

Но зачем малому бизнесу нужен собственный интернет-магазин во время засилья маркетплейсов? Потому что большие платформы берут большие комиссии. Если владелец небольшого интернет-магазина захочет создать собственную торговую платформу, она обойдется ему минимум в пять миллионов тенге. Но далеко не факт, что она будет хорошо «собрана».

– Бизнес учится диверсифицировать свои каналы продаж. В западном мире сейчас активно развивается концепт DTC (продажи напрямую своим клиентам без посредников). Маркетплейсы – возможность для малого бизнеса найти своих первых клиентов, а затем стараться привлекать трафик напрямую, монетизировать без посредников, и мы предоставляем им такую возможность. Собственный канал продаж дает возможность развивать свой бренд. Малый бизнес – это всегда про сторителлинг и сервис, к тому же в обслуживании это выходит гораздо дешевле, чем торговля на большом маркетплейсе, которому нужно отдавать процент, – отмечает сооснователь Adapt Shop.

Adapt уже обосновался и закрепился в США, Мексике, Бразилии и странах Карибского бассейна. В Казахстане пользователи тоже есть, но их порядка 1500 из всех 12,5 тыс. Возможно здесь сказывается небольшой рынок и популярность маркетплейсов.

Бакытжан Дос
Дос Бакытжан
ФОТО: © Андрей Лунин

Как отмечает основатель Adapt, выход в Новый Свет был абсолютно незапланированным. Год назад, при запуске приложения, компания планировала развиваться на российском рынке.

– Мы планировали, что наберем 15 тысяч клиентов в МСБ в России и будем неплохо на этом зарабатывать. Мы уже активно набирали пул юзеров, но в феврале 2022-го случилось то, что случилось... И мы просто потеряли доступ к монетизации. Конечно, можно было бы придумать разные схемы приема платежей от российских пользователей, но таким образом серьезный бизнес не делается. Плюсом начали «давить» убытки. Поэтому к концу лета 2022-го мы полностью вышли из России, удалили наше приложение из российских AppStore и GooglPlay, – рассказывает Дос.

Юридически Adapt зарегистрирован в США и головной офис там же – так легче было получить инвестиции. Свои первые деньги – $250 тыс. – стартаперы получили от американского венчурного фонда 500 Global. А осенью 2022-го Adapt Shop привлек $500 тыс. от казахстанских инвесторов – Мурата Абдрахманова и Most Ventures.

– Абдрахманову я впервые написал полтора года назад, и тогда он не заинтересовался нашим проектом. Но уже в 2022 году он решил войти в проект. Мурат – человек с бизнес-опытом, задавал очень правильные вопросы, настоящий венчурный инвестор. Нам понравился его инженерный подход и в этом плане мы с ним на одной волне. У меня есть опыт и плохих, и хороших инвестиций. Плохие инвестиции – это когда инвестор-любитель вкладывает свои последние деньги, постоянно задает неправильные вопросы и очень часто дает советы, которые ведут компанию в никуда. Успех стартапа связан в том числе и с его ранними инвесторами, поэтому мы к этому вопросу подходили очень осторожно. А венчур – это всегда высокий риск, – рассказывает Дос.

Мурат Абдрахманов
Мурат Абдрахманов
ФОТО: © Андрей Лунин

Как рассказал Абдрахманов Forbes.kz, его в стартапе привлекла мотивированная и компетентная команда. Плюс Adapt решает реальную проблему на рынке, показывает хороший начальный trection (насколько успешно команда стартапа делает из своей идеи бизнес) и высокий потенциал роста на развитых рынках.

Сегодня главные глобальные конкуренты Adapt Shop – это американские Shopify (с выручкой в $2,9 млрд) и Squarespace (выручка – $700 млн). Но, как утверждает Дос, его стартап сильнее в нише именно за счет более удобного мобильного приложения и фокуса на социальную коммерцию.

– Да, конкуренты сильнее на десктопе. Но мы понимаем, что наши пользователи – это представители малого бизнеса, а их средний возраст – 30 лет. Это поколение, которое выросло со смартфонами в руках. Именно поэтому мы довели мобильное приложение до самого удобного варианта, который только может себе представить наш пользователь, – утверждает Дос.

Рынок, в который вошел Adapt Shop, потрясает размерами. По словам Доса, в мире порядка 150 млн представителей малого бизнеса, и из них только небольшая часть, 2–3%, перешла в онлайн, но переходит она туда всё более стремительно.

– Мы пока прощупываем все возможности, которые может нам дать этот гигантский рынок. Возможно, поэтому наш рост сейчас не такой быстрый. Вообще, у этого рынка есть особенность – большая текучка: малые бизнесы постоянно закрываются, появляются новые, и это нормально. Мы также стараемся переключить фокус на более устойчивых середнячков, среди которых и «смертность» ниже, и монетизация от них будет поступать стабильно. Стартап – это всегда про «обуздать бездну» для десятикратного роста, чем мы, собственно говоря, сейчас и занимаемся, – шутит основатель стартапа.

Взять под контроль этот рынок планирует и TikTok – да-да, одна из самых популярных соцсетей в мире запускает возможность открывать магазины, и Adapt Shop стал одним из пяти мировых партнеров глобальной сети.

– Холдинг ByteDance Ltd. (в который входит TikTok и еще ряд интернет-компаний) всегда смотрит вперед и не боится активно монетизировать свою аудиторию. Сейчас уже в шести странах компания проводит бета-тестирование своего функционала интернет-магазина. Они очень тщательно отбирали партнеров – были долгие переговоры, и вот в конце 2022 года заключили с ними договор и начали интеграцию платформ, – отмечает Дос.

На вопрос, почему TikTok не создаст свою платформу для интернет-магазинов, Дос ответил, что Adapt Shop им нужен, «потому что они понимают, что делать свою ecommerce-платформу долго и дорого, и им удобнее работать с компаниями, которые уже имеют в этом экспертизу». Сотрудничество с TikTok – это хорошая возможность для стартапа нарастить мускулы в Латинской Америке и, возможно, в Азии. К слову, TikTok запустит функционал интернет-магазинов по всему миру уже летом 2023 года.

К слову, в Африке команда тоже успела поработать, но была сконфужена тем, что местные продавцы пытались продавать через платформу «не совсем легальные товары»… В общем пока экспансия в Африке заморожена до лучших времен.

На вопрос, почему стартап не развивает свой сервис по доставке (тогда бы компания предоставляла весь цикл услуг), Дос ответил, что Adapt Shop – компания глобальная, и на каждом рынке уже есть свои лидеры по доставке – дешевле и лучше уже не сделаешь.

– Доставка – это сложный бизнес, математика там очень сложная, ей надо заниматься отдельно. В доставке всегда выигрывает локальный игрок. Так же, как и, например, в такси, это операционно емкий бизнес, и не стоит недооценивать силу картелей, – сказал он.

Пока компания планирует развивать существующие рынки, выходить на новые и доводить Adapt Shop до совершенства, которому, как известно, нет предела. Так, к примеру, команда сейчас активно тестирует искусственный интеллект (Ai), который будет писать посты для социальных сетей и создавать сайты для МСБ.

– Мы заметили, что большая часть наших клиентов не генерирует свой контент и не пишет посты, которые бы помогали им увеличивать продажи. Поэтому мы решили создать внутри стартапа сервис, который бы это делал за них по ключевым словам, – отмечает Дос. 

Команда Adapt ежемесячно тестирует десятки гипотез, экспериментирует и постоянно пробует что-то новое – одним словом, вымывает золото из песка. По словам Доса, Amazon тестирует сотни идей ежемесячно, и только единицы доходят до конечного пользователя. Adapt тестирует десятки, и именно это помогает команде держать удар и приспосабливаться к новым рынкам и условиям.

Понятно, что такие «финты» не совершишь без команды. Примечательно, что все кодеры в Adapt – уровня senior.

– У нас «кодит» всего восемь человек. Я считаю, что именно небольшая компания может добиться успеха. Ведь в больших коллективах размывается ответственность, и все прячутся друг за друга. Известная история: когда Netflix уволил 50% своего состава, компания начала работать эффективнее. В любой компании есть несколько человек, которые работают на максимуме, остальные не нужны. Еще известный пример: пока Instagram не набрал 100 млн пользователей, там работали 56 человек. Мы не гонимся за количеством сотрудников, а смотрим на качество, – подытоживает Дос.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить