Как сервис телемедицины из Украины перекочевал в Центральную Азию

27579

И зарегистрировался в Астане

ФОТО: © Андрей Лунин

Идею открытия в Казахстане сервиса телемедицины Денис Денисенко и Максим Патрин начали обдумывать всерьез в 2021 году. У друзей уже был опыт запуска аналогичного проекта на украинском рынке, где за четыре года услугами телемедицинского сервиса Likar Online воспользовались более 500 тыс. клиентов. После февраля 2022-го приоритеты изменились: в Украине оборот по привлечению новых клиентов упал на порядок, а Патрину и вовсе пришлось выйти из украинского бизнеса, зато Казахстан оказался в центре внимания. За первый год работы Dariger Online в нашей стране сервис получил более 80 тыс. клиентов. Проект является резидентом Astana Hub и уже знакомит с преимуществами телемедицины жителей Узбекистана и Кыргызстана.

К моменту знакомства на линейке в одной из киевских школ, куда Денисенко и Патрин привели своих детей 1 сентября, у обоих за плечами был богатый опыт работы в разных структурах. После распада СССР семья Денисенко переехала из Армении в Украину, где он окончил Киевский национальный экономический университет и на протяжении почти 15 лет вплоть до открытия собственного бизнеса работал в одной из крупнейших страховых компаний страны.

«Я понимал, что сама по себе страховка несет мало ценности для клиентов, выплаты получить сложно, и мне хотелось найти продукт, который будет иметь ценность и которым можно воспользоваться в любой момент. Более пяти лет назад на одной из конференций, услышав про телемедицину, понял, что она может стать таким продуктом, и решил уйти из корпоративного сектора», – рассказывает 44-летний Денисенко.

Его ровесник, уроженец Астрахани Патрин окончил Московский физико-технический институт и на протяжении многих лет отвечал за развитие IT в банковском секторе. В 2016 году он пришел в Альфа-банк Украина. «Для меня телемедицина оказалась интересна тем, что данный бизнес – не только про деньги. В этой сфере, как ни в какой другой, видны результаты работы: достаточно спасти одного человека – и ценность сервиса в твоих глазах взлетает до небес», – говорит Патрин.

Эффект пандемии

В целом, объясняет Денисенко, телемедицина – понятие обширное: есть профессиональные решения для врачей, для узких специалистов, для кабинетов телемедицины в селах и небольших городах, продукты для консультаций с участием зарубежных медиков. Казахстанское законодательство, по словам основателей Dariger Online, поощряет развитие телемедицины, хотя с точки зрения цифровизации медицинская отрасль всё же не находится на лидирующих позициях. В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения приравнены очная и онлайн-консультация, существуют единые протоколы, и если у врача достаточно данных для постановки диагноза и принятия соответствующих медицинских решений, он может делать это в режиме онлайн – при условии, что консультация оказана через специализированное приложение, а не в мессенджере, а используемые IT-системы соответствуют строгим требованиям Минздрава, в том числе в части обеспечения безопасности медицинских данных.

Сегодня телемедицина является одним из самых быстрорастущих сегментов здравоохранения во всем мире. Этот рост подстегнула пандемия, во время которой врачи активно консультировали пациентов онлайн, а последние поняли, что виртуальный прием вполне может стать альтернативой привычному визиту к врачу. Во-первых, нет необходимости тратить время на поход в поликлинику, во-вторых, сводится к минимуму риск заражения.

Еще одна миссия, которую выполняет телемедицина, – возможность услышать второе мнение. Пациенты, получившие назначение в поликлинике маленького казахстанского городка, могут получить онлайн-консультацию у алматинских или московских врачей, – последним при выборе узкого специалиста отдают предпочтение 70% казахстанских пользователей сервиса, – и очень часто второе мнение оказывается нелишним. Известны случаи, когда благодаря дополнительным консультациям пациенту корректировали диагноз и назначали правильное лечение.

«Медицинская наука быстро развивается, меняются протоколы лечения, и врачи из крупных городов, как правило, находятся ближе к передовому краю медицинской науки, могут дать более точные рекомендации, скорректировать назначения коллег в особо сложных случаях. К сожалению, мы часто видим, что уровень региональных врачей недостаточен. К тому же Казахстан – страна с огромной территорией и огромными расстояниями между населенными пунктами. Иногда до больницы добраться трудно, а интернет есть практически везде, так что для вашей страны телемедицина очень актуальна», – уверены собеседники.

Конечно, телемедицина не решит все вопросы, через приложение хирург не сможет провести операцию, но врач исходя из симптомов может оценить сложность проблемы, порекомендовать узкого специалиста, к которому следует обратиться, или подсказать, как действовать до приезда скорой, если счет идет на минуты, – Патрин вспоминает, как благодаря онлайн-консультации близкие оказали помощь женщине с отеком Квинке. «С другой стороны, службе скорой помощи такие сервисы, как наш, помогут закрыть онлайн-консультациями до 30% вызовов. Не секрет, что люди часто вызывают скорую, когда им нужно просто пообщаться с врачом. Как правило, диспетчер-координатор может определить такие случаи, и тогда на помощь придет консультация онлайн. Зато врачебная бригада вовремя приедет на серьезный вызов к пациенту, которому действительно нужна помощь или срочная госпитализация. Некоторые акиматы выразили интерес к такому проекту, и мы надеемся, что он станет доступным и в Казахстане», – рассказывают собеседники.

Дайте жалобную книгу!

Консультации дежурного терапевта и педиатра на Dariger Online доступны в режиме 24/7, время ожидания ответа не превышает пяти минут. В приложении или в веб-версии пользователь также может забронировать консультацию узкого специалиста – в системе Dariger Online на казахском и русском языках принимают пациентов 130 врачей 25 специальностей. Сервис работает с конечными клиентами не напрямую, а через партнеров, в роли которых могут выступать банки, страховые компании или, например, сети по продаже электроники. В числе казахстанских партнеров сервиса – Банк HomeCredit, страховые компании Nomad Insurance, Centras Insurance, Halyk Life, сети продажи электроники Alser, Sulpak, Technodom. По словам Денисенко, партнеры либо продают своим клиентам услуги Dariger Online (для конечного пользователя годовая подписка обходится в 12 000–19 000 тенге), либо дарят, что позволяет повысить лояльность потребителя.

ФОТО: © Андрей Лунин

За качество медицинской помощи отвечают клиники, с которыми работает компания: в Казахстане это местная сеть «Меди-Сервис», российские сети «Доктор Рядом» и «Тигренок» (последняя специализируется в основном на консультациях педиатров). Клиникам выгодно сотрудничать с телемедицинским сервисом. Dariger Online может выкупать у них до тысячи консультаций в месяц, что означает более высокую степень загрузки за счет онлайн-консультаций. «Обычно люди стараются приехать на прием к врачу до работы или в конце дня. В середине дня уровень загрузки снижается, так что мы можем выкупить слоты для онлайн-консультаций в часы наименьшей активности на «живом» приеме. Таким образом, у клиник появляются новые клиенты, а врачи получают возможность дополнительно заработать и понять, могут ли они в принципе консультировать в режиме онлайн. Как показывает практика, такой формат работы подходит не каждому. Кроме того, сегодня, когда медицина в том или ином формате переходит в онлайн, мы помогаем клиникам сделать шаг в будущее», – объясняет Денисенко.

По словам основателей Dariger Online, 30% первичных телемедицинских консультаций в Казахстане заканчиваются постановкой диагноза. В Украине этот показатель выше, а в Европе доходит до 80%. Врачи несут ответственность за поставленные диагнозы. Пользователь, недовольный качеством помощи, может пожаловаться – в этом случае запись приема, которая бессрочно хранится на сервере Dariger Online, станет предметом тщательного медицинского расследования с участием врача, главного врача, пациента или его представителя. Пациент может получить доступ к своей истории и данным даже после того, как закончится подписка. Каждый случай, когда по итогам онлайн-приема врач получает оценку ниже четырех баллов из пяти, становится предметом тщательного изучения.

«Каждый негативный отзыв для нас – ценная обратная связь со стороны клиента. Мы работаем с партнерами, и лучше, если пользователь пожалуется нам, чем в банк или страховую компанию, через которую он подключился к нашему сервису, а мы урегулируем проблему на месте. Стоит один раз подвести клиента – и мы рискуем потерять партнера. К модерации отзывов прибегаем в самых редких случаях, например, если в ходе приема возникали проблемы со связью или упреки заведомо несправедливы – ну не поможет врач через экран избавить от камней в почках. Если негативных отзывов становится много, мы, переговорив с клиникой, отключаем врача от сервиса, но за время существования проекта таких случаев было очень мало», – говорит Патрин.

Технологии и доверие

По его словам, аудитория у Dariger Online самая пестрая – от младенцев первых недель жизни до пенсионеров, самому старшему из которых исполнилось 92 года. 80% обращений поступают от женщин – как правило, на их плечах лежит забота о здоровье членов семьи, в первую очередь детей. В среднем пользователи обращаются за консультациями посредством Dariger Online два-три раза в год, но одна из молодых мам, вспоминают основатели, поставила рекорд, обратившись к онлайн-докторам за год более 60 раз. В числе самых востребованных специалистов – терапевты, педиатры, гинекологи, дерматологи, неврологи, травматологи и кардиологи; за последний год, особенно в Украине и в России, заметно вырос спрос на консультации психотерапевтов и психиатров, появляются специализированные онлайн-сервисы психологической помощи. В Украине для жителей прифронтовых зон и оккупированных территорий телемедицина сегодня зачастую является единственным доступным вариантом медицинской помощи, в том числе в самых экстремальных ситуациях – так, в режиме онлайн врачи помогали принять роды в бомбоубежище.

Хотя в Казахстане изначально телемедицина позиционировалась как технология, нацеленная на оказание помощи в первую очередь жителям отдаленных регионов, пандемия стерла географические нюансы, и сегодня ее услугами несколько чаще пользуются горожане. Во-первых, в селах чаще возникают перебои с интернет-подключением, во-вторых, жители отдаленных населенных пунктов всё еще видят в телемедицине технологию далекого будущего. «Не так давно она действительно воспринималась большинством как нечто фантастическое, но во время пандемии люди советовались с врачами по телефону, по WhatsApp. Это тоже разновидность онлайн-консультаций, пусть даже не через специализированное приложение, соединяющее врача и пациента, и такие консультации работали», – оценивают ситуацию основатели сервиса. Они сами являются его пользователями, и, по их признанию, личный опыт является лучшим маркетинговым инструментом для потенциальных партнеров.

За время существования Dariger Online Патрин и Денисенко инвестировали в сервис около $100 тыс. собственных средств, в команде работают около 20 человек. Год назад проект стал резидентом Astana Hub, что, по словам предпринимателей, очень помогает развитию бизнеса в Казахстане и продвижению на рынке. В этом году сервис начал работать в Узбекистане и Кыргызстане, и, хотя пока телемедицина в этих странах развита меньше, чем в Казахстане, ее распространение – вопрос времени.

В планах команды Dariger Online дальнейшее усовершенствование продукта, например, создание анамнез-бота на базе ИИ, который исходя из полученной от пациента информации и истории болезни поможет определить, к какому специалисту нужно записаться, и позволит сократить время консультации. При большом наплыве больных это решение поможет разгрузить клиники, снять нагрузку с врача, хотя, подчеркивают собеседники, никогда не станет его полноценной заменой. Сегодня активно обсуждается, как искусственный интеллект изменит рынок труда, но в медицине никакие технологии не оттеснят на второй план личность человека в белом халате. «Доверие между пациентом и врачом – важный фактор успеха в борьбе с любой болезнью, и если этого доверия нет, никакой ИИ не поможет», – уверены основатели Dariger Online.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить