На правах рекламы

Ozon покоряет Казахстан: на чём могут заработать локальные предприниматели

11308

Ведущий российский маркетплейс Ozon два года назад пришёл в республику

Серик Канапиянов
Серик Канапиянов
Фото: архив пресс-службы

О том, как построена работа на новом рынке, чего удалось добиться и что Ozon предлагает местным предпринимателям, рассказывает Серик Канапиянов, руководитель направления развития последней мили Ozon Kazakhstan.

Почему Ozon решил осваивать новый для себя рынок?

– Компания работает в Казахстане сравнительно недавно, с 2021 года. Важной для Ozon особенностью страны является высокий уровень цифровизации. Люди здесь охотно делают покупки в интернете, поэтому для маркетплейса рынок Казахстана очень перспективный. Только за 2022 год объем местной электронной торговли вырос на 30%, по статистике, онлайн было оформлено почти 50 млн покупок. Так что наш бизнес здесь будет развиваться и, несомненно, расти.

Сейчас идет очень важная для нас стадия формирования базы покупателей и продавцов. Например, в 2023 году по сравнению с 2021-м количество наших продавцов выросло в восемь раз, сейчас их около двух тысяч. Ассортимент товаров увеличился в 11 раз. Конечно, на первом этапе показатели растут бурно, ведь изначально база низкая. Но мы намерены сохранить тенденцию.

Какие особенности казахстанского рынка, важные для Ozon, вы можете выделить?

– Об одной из них я уже упомянул – высокий уровень цифровизации. Это важный тренд, но, с другой стороны, Ozon приходится конкурировать с уже работающими в стране маркетплейсами. Для нашей компании это своего рода вызов.

Другая особенность – большая протяженность страны и наличие определенных транспортных и логистических проблем. В настоящее время мы сотрудничаем с тремя логистическими операторами, в том числе с «Казпочтой», чтобы обеспечивать стабильную и оперативную доставку.

Какие варианты сотрудничества с Ozon есть у предпринимателей Казахстана?

– Первая категория предпринимателей, которые сотрудничают с Ozon, – это продавцы. У них есть несколько возможных схем: продажа со склада Ozon (FBO), продажа со склада продавца (FBS) и доставка силами продавца (rFBS). В первом случае предприниматель передает нам товар, и все дальнейшие операции с ним осуществляет Ozon. При второй схеме наша компания берет на себя доставку. Третий вариант предполагает, что Ozon является только торговой площадкой, а сборка заказов и их доставка находится в ведении продавца.

Если мы говорим о начинающих предпринимателях, которые только планируют начать бизнес, что Ozon предлагает им?

– Начинающий предприниматель может открыть пункт выдачи заказов (ПВЗ) и работать по франшизе. Это очень удобный вариант в том числе для тех, кто никогда не занимался бизнесом, потому что Ozon поддерживает своих партнеров и, я бы сказал, «ведет» их.

Что такое пункт выдачи заказов, как он работает?

– Сегодня получить заказ Ozon в Казахстане можно разными способами. Например, в Астане, Алматы и Караганде работает курьерская доставка, также можно воспользоваться почтой. Но, по нашей статистике, 8 из 10 заказов клиенты получают в пунктах выдачи, это самый популярный вариант. Компания запустила этот формат не так давно, в 2020 году, и сеть фирменных пунктов Ozon сейчас насчитывает больше 30 тысяч точек в России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстана и Армении.

ПВЗ – это франшиза Ozon. Чтобы начать работу, нужно зарегистрировать ИП или юридическое лицо. После этого скачать приложение «Пункт Ozon» или зарегистрироваться на сайте и выбрать оптимальное место для ПВЗ. У нас есть инструкции, как это сделать: желательно, чтобы будущий пункт находился в густонаселенном районе, был на первом этаже с легким доступом и т. д.

Затем в помещении нужно сделать косметический ремонт и установить оборудование: на этот счет у нас также есть все инструкции. Это не значит, что компания жестко диктует условия, но у нас уже есть опыт, которым мы готовы делиться. После этого предприниматель подписывает с Ozon агентский договор и начинает работу.

Вы упомянули о финансовой поддержке. В чем она состоит?

– Мы заинтересованы в том, чтобы люди открывали ПВЗ, расширяли сеть точек, обслуживающих покупателей. Но в то же время мы понимаем, что среди наших партнеров есть не только предприниматели. Есть молодые женщины, которые находятся в декрете и готовы пробовать себя в бизнесе, есть те, кто еще ни разу не пытался открыть собственное дело. Поэтому мы оказываем владельцам ПВЗ в том числе и финансовую поддержку.

Ее объем зависит от региона, от того, в каком населенном пункте открыт ПВЗ. Максимально возможный размер поддержки — 935 тысяч тенге каждый месяц, такую сумму получат владельцы пунктов в Алматы или Астане. До 730 тысяч тенге мы выплачиваем предпринимателям, которые работают в городах с населением больше 10 тысяч человек. И наконец, в малых городах мы обеспечиваем поддержку в объеме до 430 тысяч тенге. Выплаты производятся в рублях по курсу Национального банка.

В условиях сотрудничества указывается минимальный оборот, который должен обеспечивать ПВЗ. Через три месяца Ozon проверяет, удалось ли выйти на обозначенный уровень. Если да, то финансовая поддержка продолжается.

Какую еще помощь предприниматель может получить от Ozon?

 – Мы также гарантируем маркетинговую поддержку. Я уже упомянул о том, что на начальном этапе наши партнеры могут пользоваться инструкциями, которые действительно помогают правильно запустить бизнес. Когда ПВЗ готовится к открытию, мы обеспечиваем вывеску, необходимые раздаточные материалы, всё, что нужно для брендирования новой точки. Ведь для всех покупателей ПВЗ – это и есть Ozon. Кроме того, мы консультируем уже открывшиеся ПВЗ, подсказываем, как можно улучшить работу, что исправить.

Какую выгоду получает владелец ПВЗ в ходе работы?

– Главное, что у него появляется, – стабильный доход: 4,4% от цены каждого поступившего в ПВЗ товара. Более того, в ПВЗ вы не обязаны обслуживать только заказы Ozon, можете выдавать и заказы других логистических компаний. То есть вы не «привязаны» к одному виду деятельности, а свободны наращивать обороты бизнеса.

Какой аргумент у вас есть для предпринимателей, который хотят открыть ПВЗ, но пока не решаются?

– По нашим наблюдениям, число клиентов Ozon и их заказов растет быстрее, чем количество ПВЗ. Поэтому новые пункты выдачи всегда востребованы. Кроме того, команда Ozon всё время находится на связи, так что вы никогда не останетесь с возможными трудностями один на один. А учитывая, что мы предлагаем сотрудничество с брендом, у которого уже есть надежная репутация на рынке СНГ, попробовать стоит.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить