Объём рынка рекламы в РК в I квартале 2023 года превысил 17,3 млрд тенге
Комиссия экспертов Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) представила результаты оценки казахстанского рекламного рынка за I квартал 2023 года
«Медийный рынок Казахстана в I квартале текущего года показал внушительный рост на 26%. Конечно, одна из причин — это низкая база сравнения. Но и по сравнению с «мирным» 2021 годом рост примерно 27%.
Такое начало 2023 года вселяет определенный оптимизм и позволяет надеяться, что и по итогам года мы увидим двузначные цифры роста рекламного рынка. Это еще раз подтверждает наше предположение, которое мы озвучили в прошлом году, – рынок Казахстана в свете известных событий становится самым значимым рынком для рекламодателей в странах СНГ», – рассказал Ильмурад Джумаев, председатель совета экспертов ЦАРА.
По данным ЦАРА, суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (ТВ, интернет, наружная реклама, радио, печатные СМИ) за I квартал 2023 года в Казахстане составил около 17,3 млрд тенге с учетом НДС, что на 26% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Объём рекламы Казахстана в средствах её распространения за I квартал 2022, 2023 годов, млрд тенге
№ |
Медиаканалы |
I квартал 2022 г. |
I квартал 2023 г. |
Динамика 2023/2022, % |
1. |
ТВ |
5,7 |
5,9 |
2% |
2. |
Интернет |
5,5 |
8,0 |
45% |
3. |
Наружная реклама |
1,4 |
2,2 |
59% |
4. |
Радио |
0,7 |
0,9 |
27% |
5. |
Печатные СМИ |
0,3 |
0,3 |
-11% |
Итого: |
13,7 |
17,3 |
26% |
ТВ-сегмент. Спрос на телевидение в I квартале 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года остался практически на том же уровне.
Следует при этом отметить позитивный тренд в спросе на ТВ-рекламу со стороны рекламодателей банковских и финансовых продуктов на фоне снижения активности фармпрепаратов. Традиционно в I квартале слабая активность наблюдается у сегмента операторов услуг телекоммуникаций.
«Тем не менее положительная динамика второго полугодия 2022 года, устойчивый прогноз в экономическом развитии страны, меры, предпринимаемые государством для обуздания потребительской инфляции, позволяют рассчитывать на позитивные тенденции развития телерекламного рынка в целом и незначительный рост, оцениваемый в 2%, в I квартале тому подтверждение», – считают в ЦАРА.
Интернет-реклама. Высокая динамика роста сегмента интернет-рекламы в I квартале 2023 года, которая составила 45%, обусловлена низкой базой аналогичного периода 2022 года, связанной с внешними событиями, повлиявшими на рекламный рынок в целом.
При этом естественный прирост происходит как за счет роста использования глобальных продуктов – Meta и Google Marketing Platform, так и за счет увеличения спроса на локальные площадки.
Одни из главных тенденций роста:
- сегменты OLV и performance являются основными драйверами;
- дисплей и PR также демонстрируют существенный рост;
- рекламодатели стали активнее использовать programmatic и «Яндекс.Директ»;
- появился тренд размещения с использованием Big Data, который, скорее всего, будет активно развиваться.
«В разрезе рекламодателей рост обусловлен как увеличением среднего чека постоянных клиентов (за счет медиаинфляции и роста объема), так и появлением новых. Также в I квартале текущего года наблюдался ощутимый вклад политической рекламы в связи с проведением предвыборных кампаний.
При этом практически все основные категории товаров и услуг представлены в сегменте, драйверами являются категории FMCG, беттинг, финансовые организации, бытовая техника, е-commerce, фарма, авто, недвижимость», – отметили эксперты рынка.
Наружная реклама. I квартал 2023 года стал для наружной рекламы в Казахстане мощным трамплином по сравнению с двумя предыдущими годами. Рост составил 59% по сравнению с I кварталом 2022 года.
Казахстанским гостиницам не хватает звёзд
В Казахстане планируется обновить критерии для получения звëздности отелей,... →
«В первую очередь такая положительная динамика связана со сниженными показателями 2022 года, когда внешние факторы негативно влияли на спрос данного сегмента среди рекламодателей. Далее в 2022 году мы наблюдали восстановление спроса, а события начала I квартала 2023 года привели к его существенному повышению», – пояснили в рекламной ассоциации.
В организации также напомнили, что одним из главных факторов роста также стали досрочные выборы в маслихаты и мажилис РК. Рекламная активность кандидатов «позволила закрыть почти все свободные стороны, имеющиеся в наличии у собственников конструкций с середины февраля до середины марта. Данное событие повлекло смещение рекламных активностей традиционных рекламодателей, так как найти свободные стороны в марте было очень сложно».
Среди классических рекламодателей флагманами в I квартале традиционно стали локальные клиенты, а именно – строительные компании, букмекерские компании и финансовые учреждения.
Радио. Рост радиосегмента в I квартале 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года составил 27%.
«Под давлением негативных факторов начала прошлого года радио как наиболее чувствительный медиасегмент оказалось в первом полугодии прошлого года в отрицательной зоне. Отсюда и весьма позитивный рост для I квартала 2023 года. Тем не менее в течение III и IV кварталов 2022 года рынок радиорекламы восстановился», – добавили в ЦАРА.
При этом ведущими категориями рекламодателей остаются финасовые организации, букмекерские компании и торговые организации (преимущественно магазины электроники). Перспективы 2023 года для этого сегмента рекламного рынка остаются позитивными.
Печатные СМИ демонстрируют снижение на 11%. Отрицательная динамика связана в основном с общим долгосрочным трендом снижения активности рекламодателей в сегменте из-за снижения потребления данного медиа.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram