Всеобщее декларирование физических лиц в Казахстане: этапы, обязанности и перспективы

52717

Оно вводится поэтапно и затронет всех граждан и резидентов страны

ФОТО: Depositphotos/AkuBest79

В 2021 году в Казахстане произошло важное изменение налоговой практики для физических лиц – введение всеобщего декларирования. Этот механизм позволяет обеспечить прозрачность финансовых операций с участием граждан и детально оценить структуру их активов. Декларирование вводится поэтапно и постепенно затронет всех граждан и резидентов страны.

Начало новой эры

Вступив в силу в 2021 году, первый этап декларирования обозначил начало новой эры в налоговой сфере. В первую очередь, обязательство по декларированию активов и доходов возникло у чиновников и топ менеджмента государственного и квазигоссектора, а также их супругов. На втором этапе, в 2023 году, декларирование затронуло оставшихся работников государственного и квазигоссектора и их супругов.

Всеобщее декларирование подразумевает поэтапную подачу двух форм: входной Декларации об активах и обязательствах и ежегодной Декларации о доходах и имуществе.

Представляя входную декларацию «Об активах и обязательствах», налогоплательщики обязаны раскрывать структуру своих активов и обязательств, включая активы, расположенные за пределами Республики Казахстан. Раскрытию в том числе подлежат наличные средства в пределах 34 500 000 тенге и денежные средства на зарубежных банковских счетах сверх 3 450 000 тенге (указанные лимиты применимы для 2023 года), недвижимость за границей, ценные бумаги и иные инвестиционные активы, включая криптовалюты и доли участия в компаниях – все это должно быть детально отражено в декларации. Входная декларация играет роль условной отправной точки в переходе к прозрачной структуре активов и операций.

Ежегодная «Декларация о доходах и имуществе», которую необходимо подавать начиная с года, следующего за годом подачи входной, включает данные о доходах, полученных как внутри страны, так и за рубежом, и, как и входная декларация, предписывает отчитываться об имуществе и денежных средствах лица вне зависимости от места их нахождения. Кроме того, она обязывает детально описывать операции с имуществом, совершенные в отчетном году, а также предоставлять информацию об источниках происхождения средств, направленных на приобретение активов. Вместе с поданной ранее входной декларацией ежегодная декларация способствует более глубокому анализу финансовых действий налогоплательщиков и еще большей прозрачности не только структуры их активов, но и входящих и исходящих денежных потоков. Все это значительно затрудняет сокрытие активов, подлежащих декларированию, либо занижение налоговой базы. Например, факт занижения налоговой базы в предыдущих периодах может стать очевидным при раскрытии источников происхождения средств, направленных на приобретение активов позднее.

Расширение сферы действия

С 2024 года начинается третий этап всеобщего декларирования. Он затронет участников, учредителей и руководителей юридических лиц (к руководителям юридических лиц могут относиться директора для ТОО и члены совета директоров и лица, осуществляющие руководство текущей деятельностью, для АО), индивидуальных предпринимателей и их супругов. Помимо постепенного распространения всеобщего декларирования на все слои населения третий этап означает попадание в периметр декларирования многих номинальных держателей активов, например, дальних родственников госслужащих. При этом, важно понимать, что помимо раскрытия активов как таковых, начиная со второго года участия во всеобщем декларировании номинальные владельцы обязаны раскрывать источники происхождения средств, направленных на приобретение активов. Таким образом у государства появляется еще один мощный механизм выявления незаконных финансовых схем.

И уже с четвертого, финального этапа в 2025 году, декларирование станет по-настоящему всеобщим и распространится на все оставшиеся категории граждан Казахстана, а также резидентов, не являющихся гражданами.

До четвертого этапа еще больше года, но важно понимать, что многие граждане Казахстана, имеющие зарубежные активы или получающие доходы из-за рубежа, обязаны подавать декларацию по индивидуальному подоходному налогу и уплачивать налог в казну уже сейчас, даже если проживают за рубежом. Дело в том, что налоговое законодательство Казахстана помимо классического теста 183-дней для целей определения налогового резидентства физических лиц использует и тест наличия центра жизненных интересов. С учетом сложившейся правоприменительной практики гражданину Казахстана крайне сложно утратить центр жизненных интересов, а как следствие, и налоговое резидентство Республики. В свою очередь, статус налогового резидента Республики налагает на лицо обязанность декларировать в Казахстане все доходы, в том числе полученные за рубежом, вне зависимости от того, платились ли с них налоги за границей или нет. При этом, конечно, при наличии Конвенции об избежании двойного налогообложения со страной – источником происхождения доходов резидент может воспользоваться предусмотренными механизмами для избежания двойного налогообложения. Налогоплательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, стоит задуматься о добровольной подаче отчетности за прошедшие периоды до вступления во всеобщее декларирование. Это позволит минимизировать санкции за позднюю подачу деклараций и уплату налогов.

Поиск оптимальных решений

Безусловно вступление во всеобщее декларирование налагает на физических лиц ряд новых обязанностей и делает структуру их активов и доходов прозрачной для государства. Но есть и обратная сторона – декларирование можно рассматривать, как повод для построения эффективной структуры владения активами.

На пути к эффективной структуре владения можно задуматься о ряде действий. Например, перевод активов физического лица, имеющихся на иностранных брокерских счетах, на зарубежное юридическое лицо. Такой шаг позволит воспользоваться инструментами, недоступными для физических лиц. Таким инструментом может служить, например, учет отрицательного финансового результата, полученного по части операций, в уменьшение положительного финансового результата по другим операциям, а также перенос убытков прошлых периодов. Все это может снизить налоговую нагрузку по операциям с ценными бумагами без нарушений законодательства.

Перевод активов в структуры без образования юридического лица также может оказаться полезным. Дело в том, что активы, находящиеся во владении таких структур, за некоторым исключением, не подпадают под всеобщее декларирование.

Кроме того, для построения эффективной структуры владения активами крайне важно учитывать наличие конвенции об избежания двойного налогообложения с юрисдикцией, где такие активы расположены, а также льготы, предусмотренные конвенцией. При возможности выбора юрисдикции для размещения активов стоит отдать предпочтение той, конвенция с которой предполагает наиболее благоприятный режим налогообложения: механизмы устранения двойного налогообложения полученных доходов и пониженные налоговые ставки для пассивных доходов, таких как дивиденды и проценты.

Подводя итог, можно сделать вывод, что всеобщее декларирование в Казахстане стало существенным шагом в сторону налоговой прозрачности. Несмотря на дополнительные обязанности, для многих, оно также может стать поводом для пересмотра текущей структуры владения активами в пользу более эффективной. Налогоплательщики смогут успешно адаптироваться к новым требованиям и создать устойчивые финансовые структуры, если уделят достаточно внимания возможным путям структурирования и выбору решений, наиболее подходящих для конкретной ситуации и задачи.

Дмитрий Сытов, cтарший менеджер налогового отдела «КПМГ Такс энд Эдвайзори»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить