Когда шесть казахстанских банков вернут стране госпомощь

60658

В АРРФР рассчитывают, что это произойдет на 5-7 лет быстрее изначально оговоренного срока

Мадина Абылкасымова
Мадина Абылкасымова
ФОТО: © Сергей Александров

1 января 2023 года вступили в силу законодательные ограничения для банков, имеющих инструменты государственной поддержки на балансе. Распределять прибыль, начислять дивиденды по простым и привилегированным акциям и проводить обратный выкуп своих акций такие БВУ смогут при определенных условиях. Каких – прописано в постановлении Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), его приняли 28 апреля. Что это за условия, представители агентства рассказали на брифинге 3 мая.

Великолепная шестёрка

В настоящее время шесть казахстанских банков имеют на балансе помощь от государства. Это вошедшие в 2017 году в программу повышения финансовой устойчивости Евразийский банк, Банк ЦентрКредит, Bank RBK, Jusan Bank (помощь была оказана АТФБанку и Цеснабанку); также Нурбанк – в программу повышения финустойчивости его включили в 2020-м, по итогам AQR, и Halyk Bank – у него на балансе «наследие» в виде помощи Казкому. Как сообщили в АРРФР, по программе повышения финустойчивости эти шесть игроков получили от государства 700,5 млрд тенге: Казахстанский фонд устойчивости Нацбанка приобрел субординированные облигации, конвертируемые в акции банка, выпущенные на 15 лет со ставкой вознаграждения 4% годовых. Также акционеры проводили докапитализацию: за счет прямых денежных вливаний – 401,5 млрд тенге, за счет сохранения операционной прибыли в банке – 977,3 млрд тенге.

ФОТО: © Сергей Александров

Эти шесть БВУ попадают в «периметр ограничений» для банков, имеющих госпомощь на балансе. ForteBank, как уточнили в АРРФР, в их число не входит, поскольку для поддержки этого банка в 2014 году «не использовали средства госбюджета, Нацфонда, Нацбанка и его дочерних организаций» – нормы нового закона на него не распространяются.

Когда можно?

Агентство определило четыре условия – или подхода, как оно их называет – по которым банки с госпомощью на балансе смогут выплачивать дивиденды.

Первое: фининституты не смогут выплачивать дивиденды из прибыли, полученной от инструментов господдержки. «Алгоритм таков. Банк определяет заработанную за предыдущий год прибыль. При определении размера дивидендов вычитает из нее прибыль или доход, образовавшийся за счет средств государственной поддержки», – пояснила председатель АРРФР Мадина Абылкасымова. Если дивиденды выплачиваются из прибыли прошлых периодов, то вычитается полная сумма доходов с момента получения господдержки.

Второе условие: наличие положительного капитала после вычета дисконта или дохода от господдержки. Третье: банки обязаны досрочно возвращать господдержку, при этом суммы возврата будут рассчитываться пропорционально выплачиваемым дивидендам – не менее 10% и не более 66% от суммы дивидендов. Четвертое условие – объем выплачиваемых дивидендов должен быть обязательно подтвержден независимыми аудиторами.

Почему вернуть «все и сразу» нельзя

Мадина Абылкасымова рассказала, что субординированные облигации предоставлялись банкам сроком на 15 лет, до 2032 года. По оценкам АРРФР, за счет механизма стимулирования досрочных выплат сроки возврата сократятся в среднем на пять-семь лет. «Некоторые эксперты, журналисты ставят вопрос о том, что необходимо обеспечить полный возврат госсредств одномоментно. Это невозможно, поскольку субординированные облигации предоставлялись для обеспечения финансовой устойчивости банка и для формирования провизий по неработающим займам. Поэтому одновременный возврат может привести к созданию рисков для устойчивости банка. Все банки с учетом сформировавшегося запаса капитала, дохода и операционной прибыли будут самостоятельно определять, в каком размере смогут досрочно возвращать государственную поддержку», – сказала глава агентства.

Она уточнила, что регулятор установил требования к досрочному возврату госпомощи, но у него нет полномочий определять конкретную сумму, которая должна быть возвращена в тот или иной период. Банкам при этом не требуется согласие или разрешение АРРФР на выплату дивидендов: по принятому постановлению они несут ответственность за исполнение и соответствие условиям, и одно из них – обязательная проверка независимым аудитором того, насколько выплата дивидендов соответствует требованиям.

Границы от 10% до 66%, по словам спикера, определены на основе параметров устойчивости банков и исходя из того, какой график возврата БВУ смогут выдержать. «Поэтому мы поставили определенные ограничения. Они также соответствуют условиям программы финансовой устойчивости – чтобы правила игры значительно не менялись, поскольку банки закладывали размер господдержки в свои бизнес-модели. БВУ улучшили финансовое состояние, сформировали провизии, заработали операционную прибыль. Поэтому каждый банк, исходя из своих параметров и сложившихся финансовых показателей, сможет обеспечить возврат в рамках установленных пределов», – сказала глава АРРФР.

ФОТО: © Сергей Александров

На вопрос о том, каким образом будет разделяться прибыль, полученная без учета инструментов господдержки, и прибыль, полученная с их помощью, заместитель председателя АРРФР Олжас Кизатов ответил так: «В финансовой отчетности любого банка есть детализация доходов: доходы, полученные от операционной деятельности, от выдачи займов, от различных финансовых инструментов. И, в частности, – какой доход получен от инструментов, которые банк получил в рамках оздоровления, за счет господдержки банка».

Спикеров спросили конкретно о досрочном возврате госпомощи со стороны Jusan Bank. «Jusan Bank – это публичная компания, соответственно, решение о возврате господдержки должны принимать акционеры банка. В настоящее время решение акционеров о досрочном возврате в агентство не поступало», – сказал Олжас Кизатов. Он считает, что банк будет рассматривать вопрос возврата господдержки «в комплексе» с вопросами исков, поданных в казахстанской и американской юрисдикциях (зампред агентства напомнил, что Генпрокуратура Алматы подала иск к акционерам банка и американские акционеры подали иск к Казахстану).

Эффект для рынка

Помимо программы повышения финансовой устойчивости, государство оказало поддержку системообразующим и крупным банкам. По данным АРРФР, с 2017 года списано 6,9 трлн тенге «плохих» кредитов, у восьми неплатежеспособных БВУ отозваны лицензии. Размер стрессовых активов сократился с 7,7 трлн тенге до 2,3 трлн тенге. По проблемному кредитному портфелю сформированы провизии на сумму 982,4 млрд тенге. Уровень неработающих кредитов с просрочкой более 90 дней снизился с 12,3% в 2017 до 3,3% в 2021 году, это исторически минимальное значение, как сказала Мадина Абылкасымова. Шесть банков, получивших господдержку, выдали новых займов на сумму 8,267 трлн тенге, в том числе юрлицам – 4,01 трлн тенге, физлицам – 4,257 трлн тенге.

По данным АРРФР, на балансах шести перечисленных банков сохраняются средства господдержки в размере 1,8 трлн тенге. В программе оздоровления продолжают участвовать три банка – Евразийский банк, БЦК и Нурбанк.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить