Как MBANK стал первым цифровым банком Кыргызстана

14720

История трансформации: из классического банка – в лучший финтех Кыргызстана

Марат Торалиев
Марат Торалиев
Фото: архив пресс-службы

В конце февраля 2022 года аналитики Forrester Research представили результаты исследования, в котором раскрыли детали трансформации банковского сектора посредством информационных технологий. По их мнению, цифровые банки – это новая реальность. Помимо пандемии коронавируса, ускорение цифровой трансформации происходит также за счет быстро меняющегося финансового ландшафта. Согласно рейтингу Kaktus.media, MBANK был признан первым цифровым банком Кыргызстана и стал негласным драйвером цифровизации по всей стране. О том, как проходит внедрение технологий и адаптация клиентов к новым цифровым сервисам, рассказал директор по стратегическому и цифровому развитию MBANK Марат Торалиев.

MBANK – первый цифровой банк в Кыргызстане. Расскажите подробнее, с чего начиналась цифровая трансформация MBANK.

– Банк ведет свою историю с 1988 года. Динамичное развитие и кардинальную трансформацию в цифровой банк страны ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» начал проводить всего полтора года назад. Именно этот период мы считаем точкой отсчета и неким перерождением и преобразованием в MBANK. На смену консервативной и сложной организации финансовых процессов пришли сверхбыстрые мобильные платформы и сервисы.

Гордимся, что за столь короткий период нам удалось занять лидирующие позиции и стать первым цифровым банком Кыргызстана. Мы стремились сделать простой понятный продукт, которым могли бы пользоваться практически все кыргызстанцы, и нам это удалось. К репозиционированию мы подошли системно. Прежде всего оно предполагало выработку новой стратегии, которая вобрала в себя всё: от разработки новых продуктов, трансформации текущих процессов вплоть до изменения структуры банка.

Согласно стратегии, была собрана лучшая команда – от функциональных экспертов до продуктологов и ИТ-разработчиков. Стоит отметить, что только команда ИТ была увеличена в пять раз. Быстрыми темпами цифровизируем во все сервисы банка, стремясь достичь основных целей – снять «боль» клиентов, упростить взаимодействие и сэкономить их время с помощью автоматизации процессов, изменения условий и внедрения новых технологий.

Способствует ли государство демонополизации рынка цифровых услуг в Кыргызстане?

– В последнее время государство ведет достаточно открытый диалог с финтех-сектором и открыто к сотрудничеству. MBANK – один из первых финансовых институтов в Кыргызстане, внедривших блок GovTech, и уже на сегодняшний день мы занимаем первое место среди банков по количеству внедренных и потребляемых гражданами нашей страны госуслуг.

За последние полтора года в цифровую экосистему MBANK было выведено более 100 госуслуг. Показателем успешной интеграции госуслуг является то, что по итогам 2022 года MBANK стал самой популярной платформой по оказанию государственных услуг и сервисов.

В настоящее время мы видим активный спрос граждан на сервис получения электронно-цифровой подписи посредством мобильного банкинга онлайн. Выведение госуслуг и сервисов в цифровую экосистему MBANK, а также оптимизация, упрощение и интеграция доступных госсервисов – приоритетные направления, над которыми идет системная работа.

Какие цифровые сервисы MBANK наиболее популярны на сегодняшний день?

– В Кыргызстане цифровые технологии всё еще «приживаются», и финансовое сообщество только оттачивает технологии внедрения. Процесс идет не такими быстрыми темпами, как, например, в Казахстане, но при этом мы видим мировые тенденции и быстро движемся в эту сторону. И довольно успешно: на данный момент MBANK – мобильный банкинг № 1 в Кыргызстане с ежемесячным оборотом более $500 млн. Наш сервис позволяет оплачивать более 1500 услуг. Впервые именно MBANK внедрил удаленное открытие расчетного счета буквально в течение одной минуты после скачивания приложения. Уникальность продукта в том числе обеспечивается доступностью в десяти странах мира. К примеру: мобильное приложение от MBANK будет доступно к регистрации даже с телефонным номером зарубежных операторов.

Более того, клиентам MBANK доступны все виды счетов, электронный кошелек, виртуальная карта, расчетные счета, а также привязка карт сторонних банков. Отвечая требованиям рынка и запросам клиентов, мы успешно внедрили онлайн-кредиты и возможность удаленного оформления, умный скоринг, который включает в себя анализ кредитной истории и отчислений в соцфонд, транзакционную и поведенческую проверку, позволяет в течение всего одной минуты выдать решение по займу. Как следствие, за последний год нам удалось увеличить кредитный портфель в два раза, 52% портфеля приходятся на онлайн-кредиты.

Клиенты MBANK по достоинству оценили внедрение трендовых методов перевода денежных средств по номеру телефона и через QR-коды. На данный момент – это одни из самых популярных и любимых услуг клиентов банка.

Помимо цифровой интеграции, какие еще основные преимущества MBANK можете отметить?

– Клиенты выбирают MBANK за гибкость, инновационность и оперативность. Мы реализовали возможность оказания цифровых услуг всего в один клик.

Для нас важно не просто оказывать услуги, а уметь быть партнером для наших клиентов. Так, мы впервые внедрили программу лояльности MBonus, где клиенты получают моментальный кешбэк, выгодные кредиты с пониженной процентной ставкой, а также дополнительные бонусы, которые мы внедрили с элементами геймификации – пользователь выполняет  определенные задания и получает бонусы.

Еще одним уникальным для кыргызстанского финансового рынка и по праву востребованным является продукт МKassa – приложение, которое доступно как для мобильных телефонов, так и для POS смарт-терминалов, где оплата принимается посредством карт, QR и даже токенов. При этом бизнесменам не требуется покупать дополнительное оборудование ККМ – оно доступно внутри приложения онлайн и предоставляется абсолютно бесплатно.

Марат Торалиев
Марат Торалиев
Фото: архив пресс-службы

Благодаря стремлению быть банком-партнером для клиента в настоящее время активно развиваем направление для юридических лиц – Mbusiness, удобное бизнес-решение для предпринимателей, которые ценят свое время и могут управлять и контролировать свой бизнес онлайн.

При этом для большинства предпринимателей, которые имеют диверсифицированный бизнес и несколько направлений, нет необходимости открывать множество аккаунтов, всеми операциями можно управлять в одном банкинге. При открытии Mbusiness предприниматель сразу получает QR для приема платежей напрямую на карту. Также реализована прямая интеграция с 1С, а также доступен онлайн-документообмен с банком. Таким образом, Mbusiness позволяет избавиться от бумажной волокиты и решать все необходимые бизнес-задачи в одном приложении.

Lifestyle-банкинг – одно из самых популярных направлений на рынке финтеха на сегодняшний день. Каковы приоритеты современного клиента?

– Цифровизация очень прочно входит в жизнь каждого, поэтому даже старшее поколение так или иначе стремится идти в ногу со временем, принимая и изучая процессы диджитализации. На самом деле какие-то цифровые продукты рынок принимает быстро, а к какими-то приходится вырабатывать клиентские привычки.

Думаю, что это естественный процесс и этап, через который важно пройти, а в нашем случае принять в этом активное участие. К примеру, сейчас мы активно развиваем технологию in App, которая включает маркетплейс услуг, магазин, видео, ТВ, сериалы и музыкальный контент, и благодаря интегрированию других сервисов, стал бесшовным процесс покупки билетов в кино, путевок и т. д.

Стоит отметить, что на базе нашего приложения мы запустили уникальный продукт, в котором представлены композиции кыргызстанских артистов с системой донатов – каждый пользователь может поддержать отечественных исполнителей и отправить любую сумму артисту, чье творчество нравится.

Актуальными становятся вопросы, правильно формирующие банковские продукты и услуги с точки зрения уникальности и положительного общественного мнения. Расскажите о ценностях бренда и позиционировании MBANK.

– Трансформация банка – комплексный и многоэтапный процесс, который затронул и продолжает менять множество процессов в компании. В начале 2023 года мы произвели полный ребрендинг и поменяли формат: из классического банка стали первым цифровым банком Кыргызстана.

Марат Торалиев
Марат Торалиев
Фото: архив пресс-службы

В новом позиционировании мы четко определили свой вектор развития – цифровизация и автоматизация всех процессов, а следовательно – экономия времени и ресурсов для наших клиентов. И наш слоган – это активное тому подтверждение: «MBANK – первый цифровой банк». Новые штрихи в образе также обозначают стремление сохранить лидерскую позицию на рынке: если посмотреть на логотип, то можно увидеть в первой букве «М» две зеркально расположенные цифры один.

Основные идеи «Первого Цифрового» – это облегчить жизнь наших клиентов, давая возможность быстрых, удобных, качественных сервисов, стать не только помощником в сфере финансовых услуг, но и частью Lifestyle-клиентов.

Если говорить о философии бренда, то, конечно, мы преследуем глобальную миссию – вывести экономику Кыргызстана на более новый и качественный уровень по развитию цифровизации и финтех-индустрии в целом. Занять лидирующие позиции и заявить на глобальном уровне, что отечественные продукты могут быть не просто качественными и инновационными, но и конкурирующими и востребованными.

Расскажите о планах развития на ближайшее будущее. Какие направления являются приоритетными для MBANK?

– Я могу уверенно заявить: мы серьезно выросли и становимся одним из ключевых игроков рынка, до конца 2023 года планируем охватить 90% рынка Кыргызстана. И это вполне достижимый результат, так как наша платформа уже имеет 5,5 млн скачиваний, она заслуженно стала самым популярным приложением в Кыргызстане – победителем в номинации «Лучшее отечественное мобильное приложение» на КИТ-форуме — 2023. Конечно, приоритетным направлением является развитие всей экосистемы MBANK, внедрение новых уникальных цифровых продуктов и бизнес-решений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить