Как будет работать цифровой банк для МСБ от Home Credit Bank
Банк планирует запустить новый продукт в 2023 году

В третьем квартале 2023 года Home Credit Bank планирует запустить цифровой банк для малого и среднего бизнеса в Казахстане. Проект обещает стать масштабным: в течение двух лет в него вложат $20 млн, а для его реализации специально пригласили известного банкира, построившего цифровой банк в Альфа-Банке, Дамира Какиева. Как будет работать цифровой банк Home Credit Bank′а, и почему финансовый институт решил пойти в сторону digital для МСБ – об этом рассказали председатель правления Home Credit Bank Кирил Бачваров и лидер блока МСБ Дамир Какиев.
Новый этап для банка и клиентов
Home Credit Bank пришел на рынок Казахстана в 2005 году, и за 18 лет построил стабильный и прибыльный бизнес, фокусируясь только на рознице.

Теперь банк намерен освоить новую для себя нишу. «Создание полностью цифрового банка для МСБ станет новым этапом для развития Home Credit Bank и позволит диверсифицировать наш бизнес», – прокомментировал Кирил Бачваров. Дамир Какиев пояснил, почему банк выбрал для развития именно это направление: «МСБ важен для экономики Казахстана. Его доля в ВВП составляет порядка 33%, более трети работоспособного населения занято в этом сегменте. И каждый год этот сегмент растет», – отметил спикер. Он перечислил несколько драйверов, за счет которых, на его взгляд, это происходит. Это очень высокий – более 80% – уровень безналичного оборота в Казахстане, рост электронной коммерции, существенный банковский кредитный портфель юрлиц – порядка 10–11 трлн тенге, рост сектора микрофинансовых организаций (их кредитный портфель скоро достигнет одного триллиона тенге, все крупные МФО работают с МСБ).
Кроме того, по словам Дамира Какиева, GovTech в Казахстане находится на очень высоком уровне: пользователи привыкли, что не нужно посещать банки для открытия счетов, получения документов, справок, осуществления переводов. Это возможно благодаря тому, что государство открывает свои базы данных и позволяет интегрировать в них приложения банков. И это, считает спикер, очень важное условие для возможности предоставления цифровых услуг.
Возможности для клиентов
Абсолютно все процессы в цифровом банке Home Credit Bank будут построены онлайн. «Это означает, что предпринимателю не нужно будет приходить в отделение, чтобы совершить какие-либо операции. Мы запустим совершенно новое приложение, в котором используем новый подход к UI/UX – внешнему виду и функционалу интерфейса», – рассказал Дамир Какиев.
Разработчики изучают мировой опыт и потребности предпринимателей. Эти две составляющие объединят в новом приложении для МСБ. Приложение не станут перегружать огромным количеством сервисов, но при этом в него включат все продукты, необходимые для решения ежедневных задач предпринимателей. Пользователям приложения будут доступны переводы в тенге и инвалютах, конвертация валюты, все виды налогов и платежей в бюджет, управление счетами и продуктами банка, программы кредитования и рассрочки, коммуникация с банком в режиме 24/7 через встроенный чат.
Кроме того, разработчики намерены добиться высочайших показателей отказоустойчивости и масштабируемости: приложение строится на микросервисной архитектуре, поэтому им бесперебойно смогут пользоваться сотни тысяч клиентов. Также, как рассказал Дамир Какиев, банк работает над получением доступа к мобильному приложению без интернета (такая опция уже есть у нескольких участников рынка).
Говоря о продуктах, которые будут доступны предпринимателям, Кирил Бачваров пояснил: банк не планирует кредитовать с первого же дня запуска цифрового банка для МСБ. «Кредит подразумевает знакомство с клиентом, историю взаимоотношений, – пояснил он. – Клиентам, которые начнут с нами работать, мы постараемся максимально быстро предложить кредитование оборотных средств или что-то еще, но это будет по мере понимания бизнеса клиента, его денежных потоков и установлений отношений. Пока же мы хотим дать клиентам то, что, на наш взгляд, есть на рынке в недостаточной мере – ориентацию на клиента, бесперебойные, бесшовные операции, платежи и т. д.».
Лучшая экспертиза
По словам представителей банка, в Казахстане зарегистрировано 1,7 млн предприятий малого бизнеса, ИП, крестьянских хозяйств. В качестве клиентов банк рассчитывает привлечь сто тысяч активных предпринимателей. Большую ставку Home Credit Bank делает на сегмент розничной торговли: он составляет более 50% от всех юрлиц в стране, и в банке верят, что смогут создать для них успешный цифровой банк. «Малый бизнес хочет увеличить продажи. Мы верим, что построим такой цифровой банк, который будет помогать ему в этом – за счет того, что у нас есть большая клиентская база, и мы поможем нашим бизнесменам оперировать клиентским потоком», – сказал Дамир Какиев.
В свое время в Альфа-Банке он и его команда построили удобный цифровой банк для МСБ. Они первыми на рынке Казахстана запускали такие сервисы, как мобильное приложение, цифровой онбординг, онлайн-открытие счета без посещения отделения, нефинансовые сервисы для бизнеса. Всю свою экспертизу в бизнес-аналитике, дизайне приложения, разработке банкир и его команда намерены применить в разработке цифрового банка Home Credit Bank.
В создание цифрового банка акционеры Home Credit Bank – а это, напомним, группа топ-менеджеров международной инвестиционно-финансовой корпорации PPF во главе с чешским предпринимателем Иржи Шмейцем – вложат собственные средства. Это будет сумма примерно в $20 млн в ближайшие два года. Новый проект, помимо прочего, предполагает создание более 400 рабочих мест: банк, имеющий разветвленную сеть отделений и филиалов по Казахстану, привлечет специалистов по продажам, обслуживанию, разработке. «Наша цель – в течение трех лет войти с нашим цифровым банком в тройку лидеров в своем сегменте в Казахстане», – заключает Дамир Какиев.